«Введение ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
статья на тему

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_fgos_s_ovz.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему:
«Введение  ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

         Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства.

Приказ Министерства образования  и науки от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» разработан в соответствии:  с ч.6 ст.11 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» на основе:

- Конституции РФ;

- Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН  о правах ребенка

- Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и Этнокультурных потребностей народов РФ.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ ФГОС для детей с ОВЗ
(Федеральный уровень)

  • Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗФедеральный  закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «Об образовании лиц с ОВЗ (специальном образовании)»
  • Федеральный  закон «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации»
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»Приказ Президента РФ от 04.02.2010 г. Москва ПР-271
  •  Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
  •  Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

      Конвенция ООН о правах инвалидов

  • Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Проекты стандартов начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, к которым можно отнести: во-первых, обеспечение инновационного характера базового образования, в частности, путем обеспечения компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

 во-вторых, модернизацию институтов системы образования как инструментов социального развития, включающей, в том числе, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт представляет собой  совокупность обязательных требований

 при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования  (далее АООП  НОО).

Требования, устанавливаемые ФГОС

  • Требования к структуре и объёму образовательных программ общего образования обучающихся с ОВЗ;
  • Требования к условиям реализации программ;
  • Требования к результатам освоения программ начального образования детьми с ОВЗ.

Направления работы в рамках введения ФГОС для детей с ОВЗ

  • Создание нормативно-правовой базы
  • Подготовка материально-технической базы
  • Организация всеобуча

Основа стандарта: деятельностный и дифференцированный подходы.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.  

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями:

• слуха;

• зрения;

• речи;

• опорно-двигательного аппарата;

• задержкой психического развития;

• интеллекта;

• расстройствами аутистического спектра;

• множественными нарушениями развития.

         АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1.09.16г. для обучения по адаптированным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

Принципы построения  данной программы:

1.  Доступность предлагаемого материала,  соответствующего индивидуальным особенностям детей.

2.  Систематичность, последовательность в проведении коррекционной работы (от простого к сложному).  

3.  Личностно-ориентированный подход к детям.

4.  Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна.

5.  Взаимосвязь с игровой деятельностью.  

6.  Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации (Вся система коррекционной  работы  призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами).

7.  Деятельностный подход  (Процессы профилактики, коррекции должны проходить в  тех видах деятельности, которые доступны детям).

8. Принцип субъектности (Активное привлечение ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком).

                  Реализация данных принципов позволяет создать оптимальные условия для  организации и проведении коррекционно-развивающих занятий, мероприятий для детей с ОВЗ и их родителей.

                              Используются следующие методы и приёмы:

По источнику знаний:

  • словесные – беседа, эвристическая беседа, беседа-игра, проблемный вопрос, обсуждение, рассказ, пояснение действия при выполнении;
  • наглядные – показ игрушки, демонстрация иллюстрации, схемы, серии сюжетных картин;  дидактический материал; показ приёмов исполнения;  использование образцов;
  • практические – заполнение схем, дидактические игры, работа с книгой, практическая работа.

По характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивные: ответы на элементарные вопросы, выполнение упражнений по образцу.
  • частично-поисковые: ответы на проблемные вопросы, использование полученных ранее знаний в новой ситуации, освоение знаний в процессе  коррекционно-развивающих  занятий.
  • творческие: образно-пластическое перевоплощение.

Стимулирующие методы:

  • поощрение, подчеркивание достижений, мотивация участия, ситуация успеха, занимательность информации, предоставление роли ведущего.  

                Основные формы комплексной реабилитации:

  1. Диагностическое обследование.
  2. Индивидуальные занятия со специалистами.
  3. Фронтальные занятия.
  4. Интегрированные занятия.
  5. Логоритмические занятия.
  6. Работа с  родителями.
  7. Культурно-массовые мероприятия.

Ведущим элементом обязательной части Программы является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части образовательных Программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предлагается

выделить восемь образовательных областей, каждая из которых состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции. В названии каждой образовательной области отражены оба компонента:

• Язык – знания о языке и речевая практика;

 • Математика – знание математики и практика применения математических знаний;

 • Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром;

• Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; • Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением;

• Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве;

• Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования;

• Технологии – основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения.

 Соотношение компонента «жизненной компетенции» и «академического» компонента отражает специфику разработки каждой образовательной области для каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 «Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации.

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Такая структура обеспечивает социальное развитие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, учитывая его настоящие и будущие потребности.

В результате освоения образовательной Программы обучающийся с ограниченными возможностями здоровья овладевает, полезными для него знаниями, умениями и навыками; достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции; осваивает формы социального поведения; оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной прогр...

Презентация «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Презентация. «Введение федеральных  государственных образовательных стандартов  образования  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»...

доклад на тему «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

доклад на тему "Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", представленный на педагогическиом совете и на МО учите...

доклад на тему: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы. В  Федеральном законе об образовании в Росс...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)

Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 д...