Портфолио ученика начальной школы
статья на тему
Новые технологии в рамках ФГОС НОО, выступление на методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал выступления на методическом объединении учителей начальных классов
«Новые технологии в рамках ФГОС – портфолио ученика начальной школы»
Ерова Наталья Викторовна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Саратова
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разрабатывается система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
В требованиях стандарта отражены основные результаты начального общего образования. К ним относятся:
Личностные
Предметные
Метопредметные
Идея самоценности детей младшего школьного возраста побудила разработчиков ФГОС ввести в образовательный процесс новую педагогическую технологию, позволяющую ребенку реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Это технология «Портфолио», которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой:
• визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или …
• досье, т.е собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о человеке, организации или … Портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Цель портфолио: показать все то, на что способен ребенок
Задачи портфолио:
- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;
- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- Формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- Стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Структура портфолио:
- Титульный лист.
- Содержание – подготовлен готовый вариант содержания для данного портфолио. Но если вы захотите что-то убрать, или что-то добавить вам пригодится чистый вариант.
I раздел: «Давайте познакомимся!»
- Мой портрет (Здравствуйте! Это я – приклеиваем фото ребёнка. Можно предложить ребёнку самому нарисовать автопортрет)
- Личные данные
- Моё имя
- Моя семья (приклеиваем фото семьи ребёнка. Можно предложить ребёнку самому нарисовать семью)
- Безопасный маршрут «Дом – школа» (лучше нарисовать от руки вместе с ребёнком, чтобы он лучше запомнил какой дорогой добираться до школы. В каких местах надо быть более внимательным! Да и вообще, рисование схем развивает пространственное мышление ребёнка)
- Мои лучшие друзья (приклеиваем фото друзей. Можно предложить ребёнку самому нарисовать друзей)
- Тайны моего характера
- А когда я вырасту, я буду вот такой (Предполагается, что ребёнок сам нарисует себя карандашами, каким он видит себя в будущем)
- Мои увлечения (рамочки можно заполнить фотографиями или рисунками или аппликациями ребёнка о любимых видах деятельности – на вашу фантазию. Так же, в рамочки можно поместить фотографии с кружков, которые посещает владелец портфолио. На листке в клетку следует прокомментировать картинки, которые вы поместите в рамочки или дополнить - чем ещё любит заниматься ребёнок)
- Мои кружки, секции, клубы
- Моё участие в школьных праздниках и мероприятиях (два варианта – для мальчиков и девочек)
II раздел: «Копилка достижений»
- Перечень сертифицированных документов (после 13 страницы (Перечень достижений) оставите пустые файлы для Грамот, Дипломов и других сертифицированных документов)
- Оригиналы или копии наград
- Работы, которыми я горжусь (по предметам). (1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
- по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по технологии — фото - и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.)
III раздел: «Копилка творческих работ»
- Перечень представленных работ
- Оригиналы или фотографии творческих и научных работ (как поместить поделку с выставки в папку портфолио? Конечно сфотографировать её!)
IV раздел: «Отзывы и пожелания» (Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями, например: «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой: «Молодец!». А что, если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Как: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы»; «Выучил и великолепно рассказал стихотворение»; «Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлёк к оформлению своих товарищей». Можно добавить лист отзывов, где все участники образовательного процесса могут высказать свои рекомендации и пожелания)
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2010 г.
- Информационно-методическое письмо. О направлениях учебно-методической работы в 2010-2011 учебном году /Науч.ред. В.И.Безруков, Е.П.Бельчикова. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы
Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....
Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

портфолио ученика начальной школы (шаблон)
Портфолио ученика начальной школы (шаблон) Заполнить титульный лист и стр.3 "Моя семья"...

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы
Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....

Портфолио ученика начальной школы
Как помочь первокласснику в создании Портфолио, рекомендации для родителей.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но ...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...