Портфолио ученика начальной школы
статья на тему

Ерова Наталья Викторовна

Новые технологии в рамках ФГОС НОО, выступление на методическом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал  выступления на методическом объединении учителей начальных классов

«Новые технологии в рамках ФГОС – портфолио ученика начальной школы»

Ерова Наталья Викторовна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Саратова

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разрабатывается система оценки,  ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В требованиях стандарта отражены основные  результаты начального общего образования. К ним относятся:

Личностные

Предметные

Метопредметные

Идея самоценности детей младшего школьного возраста побудила разработчиков ФГОС ввести в образовательный процесс новую педагогическую технологию, позволяющую ребенку реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Это технология «Портфолио»,  которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании.

 Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и  folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)

 Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио  может представлять собой:

•   визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или …

•   досье, т.е собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о человеке, организации или …  Портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

 Цель портфолио: показать все то, на что способен ребенок

 Задачи портфолио:

  • Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;
  • Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
  • Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • Формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • Стимулирование стремления к самосовершенствованию.

 Структура портфолио:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание – подготовлен готовый вариант содержания для данного портфолио. Но если вы захотите что-то убрать, или что-то добавить вам пригодится чистый вариант.

I раздел: «Давайте познакомимся!»

  • Мой портрет (Здравствуйте! Это я – приклеиваем фото ребёнка. Можно предложить ребёнку самому нарисовать автопортрет)
  • Личные данные
  • Моё имя
  • Моя семья (приклеиваем фото семьи ребёнка. Можно предложить ребёнку самому нарисовать семью)
  • Безопасный маршрут «Дом – школа» (лучше нарисовать от руки вместе с ребёнком, чтобы он лучше запомнил какой дорогой добираться до школы. В каких местах надо быть более внимательным! Да и вообще, рисование схем развивает пространственное мышление ребёнка)
  • Мои лучшие друзья (приклеиваем фото друзей. Можно предложить ребёнку самому нарисовать друзей)
  • Тайны моего характера
  • А когда я вырасту, я буду вот такой (Предполагается, что ребёнок сам нарисует себя карандашами, каким он видит себя в будущем)
  • Мои увлечения (рамочки можно заполнить фотографиями или рисунками или аппликациями ребёнка о любимых видах деятельности – на вашу фантазию. Так же, в рамочки можно поместить фотографии с кружков, которые посещает владелец портфолио. На листке в клетку следует прокомментировать картинки, которые вы поместите в рамочки или дополнить - чем ещё любит заниматься ребёнок)
  • Мои кружки, секции, клубы
  • Моё участие в школьных праздниках и мероприятиях (два варианта – для мальчиков и девочек)

II раздел: «Копилка достижений»

  • Перечень сертифицированных документов (после 13 страницы (Перечень достижений) оставите пустые файлы для Грамот, Дипломов и других сертифицированных документов)
  • Оригиналы или копии наград
  • Работы, которыми я горжусь (по предметам). (1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
  • по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
  • по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
  • по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
  • по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
  • по технологии — фото - и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
  • по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.)

III раздел: «Копилка творческих работ»

  • Перечень представленных работ
  • Оригиналы или фотографии творческих и научных работ (как поместить поделку с выставки в папку портфолио? Конечно сфотографировать её!)

IV раздел: «Отзывы и пожелания» (Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями, например: «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой: «Молодец!». А что, если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Как: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы»; «Выучил и великолепно рассказал стихотворение»; «Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлёк к оформлению своих товарищей». Можно добавить лист отзывов, где все участники образовательного процесса могут высказать свои рекомендации и пожелания)

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2010 г.
  2. Информационно-методическое письмо. О направлениях учебно-методической работы в 2010-2011 учебном году /Науч.ред. В.И.Безруков, Е.П.Бельчикова. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2010 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

портфолио ученика начальной школы (шаблон)

Портфолио ученика начальной школы  (шаблон)   Заполнить титульный лист  и стр.3 "Моя семья"...

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы

Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....

Портфолио ученика начальной школы

Как помочь первокласснику в создании Портфолио, рекомендации для родителей.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но ...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...