Портфолио ученика начальной школы
статья на тему
Новые технологии в рамках ФГОС НОО, выступление на методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_tehnologii_v_ramkah_fgos_-_portfolio_uchenika_nachalnoy_shkoly.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал выступления на методическом объединении учителей начальных классов
«Новые технологии в рамках ФГОС – портфолио ученика начальной школы»
Ерова Наталья Викторовна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Саратова
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разрабатывается система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
В требованиях стандарта отражены основные результаты начального общего образования. К ним относятся:
Личностные
Предметные
Метопредметные
Идея самоценности детей младшего школьного возраста побудила разработчиков ФГОС ввести в образовательный процесс новую педагогическую технологию, позволяющую ребенку реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Это технология «Портфолио», которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой:
• визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или …
• досье, т.е собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о человеке, организации или … Портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Цель портфолио: показать все то, на что способен ребенок
Задачи портфолио:
- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;
- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- Формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- Стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Структура портфолио:
- Титульный лист.
- Содержание – подготовлен готовый вариант содержания для данного портфолио. Но если вы захотите что-то убрать, или что-то добавить вам пригодится чистый вариант.
I раздел: «Давайте познакомимся!»
- Мой портрет (Здравствуйте! Это я – приклеиваем фото ребёнка. Можно предложить ребёнку самому нарисовать автопортрет)
- Личные данные
- Моё имя
- Моя семья (приклеиваем фото семьи ребёнка. Можно предложить ребёнку самому нарисовать семью)
- Безопасный маршрут «Дом – школа» (лучше нарисовать от руки вместе с ребёнком, чтобы он лучше запомнил какой дорогой добираться до школы. В каких местах надо быть более внимательным! Да и вообще, рисование схем развивает пространственное мышление ребёнка)
- Мои лучшие друзья (приклеиваем фото друзей. Можно предложить ребёнку самому нарисовать друзей)
- Тайны моего характера
- А когда я вырасту, я буду вот такой (Предполагается, что ребёнок сам нарисует себя карандашами, каким он видит себя в будущем)
- Мои увлечения (рамочки можно заполнить фотографиями или рисунками или аппликациями ребёнка о любимых видах деятельности – на вашу фантазию. Так же, в рамочки можно поместить фотографии с кружков, которые посещает владелец портфолио. На листке в клетку следует прокомментировать картинки, которые вы поместите в рамочки или дополнить - чем ещё любит заниматься ребёнок)
- Мои кружки, секции, клубы
- Моё участие в школьных праздниках и мероприятиях (два варианта – для мальчиков и девочек)
II раздел: «Копилка достижений»
- Перечень сертифицированных документов (после 13 страницы (Перечень достижений) оставите пустые файлы для Грамот, Дипломов и других сертифицированных документов)
- Оригиналы или копии наград
- Работы, которыми я горжусь (по предметам). (1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
- по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по технологии — фото - и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.)
III раздел: «Копилка творческих работ»
- Перечень представленных работ
- Оригиналы или фотографии творческих и научных работ (как поместить поделку с выставки в папку портфолио? Конечно сфотографировать её!)
IV раздел: «Отзывы и пожелания» (Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями, например: «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой: «Молодец!». А что, если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Как: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы»; «Выучил и великолепно рассказал стихотворение»; «Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлёк к оформлению своих товарищей». Можно добавить лист отзывов, где все участники образовательного процесса могут высказать свои рекомендации и пожелания)
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2010 г.
- Информационно-методическое письмо. О направлениях учебно-методической работы в 2010-2011 учебном году /Науч.ред. В.И.Безруков, Е.П.Бельчикова. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы
Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....
Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....
портфолио ученика начальной школы (шаблон)
Портфолио ученика начальной школы (шаблон) Заполнить титульный лист и стр.3 "Моя семья"...
возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы
Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....
Портфолио ученика начальной школы
Как помочь первокласснику в создании Портфолио, рекомендации для родителей.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но ...
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Выступление на РМО...
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...