«Пути повышения качества знаний в рамках ФГОС нового поколения». доклад + презентация
статья на тему
«Пути повышения качества знаний в рамках ФГОС нового поколения». доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пути повышения качества знаний доклад | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Пути повышения качества знаний в рамках ФГОС нового поколения».
Булавина Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Талица
Ориентируясь на сегодняшнее информационное общество, школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Одной из главных целей новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи. (Слайд 2)
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
(Слайд 3) УУД
Особое внимание я уделяю формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в процессе изучения разных учебных предметов, на классных часах, внеурочной и проектной деятельности, в рамках дополнительного образования. Овладение УУД ведет к формированию способности учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
(Слайд 4) Личностные учебные действия
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
-действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
(Слайд 5) Что делаю для формирования?
-участие в проектах;
-подведение итогов урока;
-творческие задания;
-зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
-мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
-само- и взаимооценка события, происшествия;
(Слайд 6) Регулятивные действия
-целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
-оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
(Слайд 7) Приемы, используемые мною на уроке:
-Совместная формулировка учебной проблемы.
- Работа по предложенному плану, использование необходимых средств (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Планирование учебной деятельности на уроке.
-Проговаривание последовательности действий на уроке.
-Совместная эмоциональная оценка деятельности класса на уроке.
-Отличие верно выполненного задания от неверного.
-Высказывание своей версии, попытка предлагать способ её проверки.
-Определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем.
(Слайд 8) Коммуникативные действия
-это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности:
-умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов;
-управление поведением партнера;
-умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
(Слайд 9) Что делаю для формирования?
1.Организация групповой работы учащихся и работа в паре.
Работу я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- - полное внимание к однокласснику;
- - серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- - терпимость, дружелюбие:
- -никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
- - распределять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
2. Выстраивание бесед на уроке и в жизни.
(Слайд 10) Познавательные учебные действий
-общеучебные действия
-логические
-действия постановки и решения проблем
(Слайд 11) Приемы применяемые мной для формирования:
- Самостоятельно формулируем цели .
- Учимся ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре),
- Отвечаем на вопросы, используя учебник, компьютерные ср-ва, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Делаем выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
- Сравниваем и группируем предметы.
- Находим закономерности в расположении слов, фигур по значению одного признака.
- Называем последовательность простых знакомых действий, нахождение пропущенного действия в знакомой последовательности.
- Подробный пересказ сказок, небольших текстов, определение и формулировка их темы.
- Игры «Верю- не верю», «Если бы...», «Закончи предложение»,
- Исследовательская работа.
- Конструирование вопросов.
(Слайд 12) Для учителя тоже есть правила
У меня, как у учителя, тоже есть правила, которые не только помогают развивать УУД, но и создают вовремя урока ситуацию успеха у обучающихся:
• Даю учащимся время на обдумывание их ответов.
• Обращаю своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
• Не вношу своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
• Поддерживаю все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
• Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
• Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
• Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении
(Слайд 13) Современные образовательные технологии
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не только знания, но и умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. И здесь нам помогают проектные технологии.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Этот метод формирования УУД
предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
(Слайд 14) Наши проекты
В течение года мы с ребятами работали над проектами: « Моя малая родина», « Моя семья», « Мой класс», «Редкие животные
и растения Липецкой области», «Мой любимый Новый год», работаем над выпуском классного журнала, где ребята размещают свои творческие работы.
(Слайд 15) Компьютерные технологии
Компьютерные технологии также стали неотъемлемой частью нашей жизни. Для того, чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже во 2-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста, а сейчас на уроках информатики мы знакомимся с компьютером более детально. Учимся использовать его по его прямому назначению: поиск, переработка информации.
(Слайд 16) Система накопительной оценки – портфолио
С 1 класса организована система накопительной оценки – портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и его достижения в различных областях. Я считаю, что портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
-поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
-формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
(Слайд 17) УМК « Школа России».
Я работаю по УМК « Школа России». В своей работе по внедрению ФГОС по данному УМК столкнулась и с плюсами и с минусами: материал изложен доступно, но весь он базового уровня, нет заданий повышенной трудности, поэтому приходится много времени тратить на подготовку и поиск дополнительного материала к урокам. Огромный плюс – наличие электронных приложений к учебникам: Азбуке, математике, русскому языку, окружающему миру. Материал на дисках очень интересен и полезен для изучения новых тем и для закрепления. Благодаря этим дискам уроки интересны, разнообразны, ученики работают с удовольствием. Такие диски есть у каждого ребенка, поэтому дома можно легко повторить пройденные задания.
(Слайд 18) Внеурочная деятельность
Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения - избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
Внеурочная деятельность в классе была организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения и представлена следующими направлениями:
- духовно-нравственное,
-спортивно-оздоровительное,
-художественно-эстетическое,
-проектная деятельность;
- научно-познавательное.
(Слайд 19) Дети на занятиях по внеурочной деятельности
Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.
(Слайд 20) Внеклассные мероприятия
Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия. На такие мероприятия мы часто приглашаем родителей, некоторые принимают активное участие. От этого и дети, и родители получают много положительных эмоций. А когда все довольны, то и мы учителя получаем удовлетворение - наши старания прошли не зря.
(Слайд 21) Подводя некоторые итоги, можно заметить, что развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.
Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения" -доклад
В докладе освещены вопросы организации проектной деятельности обучающихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения. Дана историческая справка,современные требования к проектной деятельности. ...
Пути повышения качества знаний в начальной школе
Шичиях З.Ю. "Пути повышения качества знаний в начальной школе"...
Пути повышения качества знаний в рамках ФГОС нового поколения
Пути повышения качества знаний в рамках ФГОС нового поколения презентация...
«Воспитание младших школьников в рамках ФГОС нового поколения через внеурочную деятельность»
laquo;ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...
Выступление на педагогическом совете учителей «Формативное оценивание - как путь повышения качества знаний»
Доклад на тему: «Формативное оценивание - как путь повышения качества знаний»...
"Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС нового поколения"
Проектная деятельность – это метод, который: раскрепощает ребёнка; повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в ...
«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»
Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения-один из методов, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений, для выполнения которой требу...