Доклад на МО: "Игра, как средство воспитания"
материал на тему
Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу. Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребёнка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра, как средство воспитания».
Закончились уроки, дети, усталые и возбуждённые приходят к воспитателю. Нужно сделать уроки, покормить детей, погулять с ними, поговорить, наставить , научить.
Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-нибудь задание, трудовой процесс в этих и во многих других игра может быть незаменимым помощником воспитателя.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать -трудолюбивым, незнайку -знающим, неумелого -умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель лучше узнает своих воспитанников их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Включая игру в воспитательный процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А.С.Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует её в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребёнок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договорённость.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к социалистической деятельности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам общественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у школьников такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.
Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу. Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребёнка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетно-ролевые, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все используются воспитателем в работе.
Игровые технологии формируют в воспитаннике такие качества как: умение организовать себя на самостоятельную деятельность; умение планировать свой труд, контролировать и корректировать свои действия, развивать познавательные интересы и творческие способности; доброжелательные отношения в коллективе, уверенность, чувство уважения и требовательность к себе, терпимость к другим; уважение и любовь к таким общественным ценностям, как Родина, семья, народные традиции; умения и навыки самообслуживающего труда, бережного отношения к результатам труда, к школьному имуществу; интерес к природе, к искусству, к музыке; творческие способности в изобразительной деятельности; выполнение санитарно-гигиенических норм, правил дорожного движения и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Сюжетно-ролевые (подражательные) игры – правила, в которых существуют неявно. Они в нормах поведения воспроизводимых героев. Сюжетно-ролевая (подражательная) игра, учит детей ориентироваться, четко формулировать названия, адекватно реагировать в непредвиденной ситуации; формирует чувство товарищества. Учит элементам этики, вежливому обращению; отрабатывает различные роли в общении. В игровой ситуации развиваются различные виды памяти и внимания, формируются углубленные знания по основным предметам.
Сюжетно-ролевая игра – основной вид игр школьников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Средний возраст.
Цель:
-расширять знания детей о работе продавца в магазине;
-воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца;
-активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.
Предшествующая работа.
1.Экскурсия в ближайший магазин с целью наблюдения за работой продавца.
2.Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых приборов, хозяйственный)».
3.Рассказ воспитателя о профессии продавца.
4.Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.
5.Дидактические игры: «Кто больше назовёт предметов для магазинов», «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовёт действий».
6.Рисование «Магазин продуктов».
7.Лепка «Овощи-фрукты для магазина».
8.Ручной труд: изготовление кассы, чеков, денег для игры в «магазин».
Ролевые игры позволяют воспитанникам ассоциировать себя с бесчисленным количеством персонажей и определить, что нравится или не нравится в них, что притягивает или отталкивает, раскрыть собственные способности и таланты, а возможно найти своё призвание.
Дидактические игры. Во время занятия воспитатель осуществляет в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться и др). Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, общении и т.д.)
Дидактические игры – очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях, как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик?», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др.
Дидактическая игра: «Всё наоборот».
Цель: активизировать внимание, мыслительную деятельность детей.
Игрушка для елки-…(елочная игрушка)
Герой сказки-… (сказочный герой)
Сок яблока-…(яблочный сок)
Суп из молока-…(молочный суп)
Варенье из клубники-_...(клубничное варенье)
Каша из гречки-…(гречневая каша)
Вода из речки-…(речная вода)
Скважина в замке-…(замочная скважина)
Мука из пшеницы-…(пшеничная мука) и т .д.
Настольно-печатные игры. Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для младших школьников. Это такие игры, как «Лото»,»Домино», «Мозаика» и др.
Театрализованные игры. Игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей. Наблюдая за детьми, можно сделать вывод, что все эти игры требуют от детей артистизма, умения перевоплощаться, раскрепощаться и общаться друг с другом, преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка. Но не менее важно, театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика не ограничена.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры, как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие качества, как быстрота, ловкость, сила. Такие игры особенно полезны на открытом воздухе. Проводим «Весёлые старты» в школе, используя мячи, прыгалки, обручи, кегли и другие атрибуты в эстафетах. Такие подвижные игры, как «Гуси-лебеди», «Третий лишний», «Кошки-мышки» и другие.
Подвижные игры самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода гиподинамии. Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.
Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умения выполнять движения в одном месте с коллективом, волевые качества: выручку, смелость, умение преодолевать трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Всё это даёт основание ребёнку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе.
Заметное место в жизни младших школьников занимают творческие игры, построенные на активном воспроизведении явлений окружающей жизни. Это игры в «кого-нибудь» или во «что-нибудь»: в летчиков, моряков, пограничников, в школу, в почту, в магазин. Творческие игры не подчинены готовым правилам, как, например, спортивные или интеллектуальные игры. В них всесильно магическое «понарошку», ребёнок, действуя в воображаемой ситуации – на корабле, в гостях, в цирке – естественно и непринужденно творит игру, развивая её содержание: ведет корабль сквозь шторм и ураганы, во время до блеска драит палубу, торпедирует вражеский катер. Связь правила с ролью в творческой игре – органическая; правила определяются основным содержанием роли и усложняются по мере развития и усложнения этого содержания. Именно роль позволяет ему совершать героические смелые поступки. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится более сдержанным, волевым, организованным, решительным.
Существует много видов и классификаций игр. Игры с правилами и без них, игры-драматизации, игры-имитации, режиссерские игры, и т. Д. Все они несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает, как подготовительный этап развития ребёнка. Поэтому использование игры в воспитательном процессе в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое.
Игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Задача воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребёнка, но и давали ему здоровую пищу для ума.
Таким образом, что игра является важнейшим условием всестороннего развития школьников, одним из основных средств воспитания.
1.Игра неразрывно связана с развитием речи.
2.Игра способствует развитию познавательных интересов.
3.Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний.
4.Игра оказывает влияние на поведение ребёнка.
5.Игра воспитывает такие чувства как: ответственность, добросовестность, смелость, организованность, чуткость и т. д. то есть является очень сильным средством изменения в лучшую сторону поведения детей.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на тему: «Игра как средство обучения, воспитания и развития познавательных процессов на начальном периоде обучения в 1 классе»
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и собственного педагогического опыта разработаны и апробированы игры и упражнения (развивающие, дидактические), которые повы...
Образовательные технологии в воспитательном процессе: игра, как средство воспитания.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, кот...
Выступление на региональных курсах при Институте непрерывного педагогического образования по теме «Игра - как средство воспитания и обучения школьников».
Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон. В игре не только проявля...
Игра-как средство воспитания
Игра-как средство воспитания и обучения...
Игра как средство воспитания и развития детей.
Надеюсь этот материал будет полезен не только педагогам, но и родителя....
Консультация для родителей Игра, как средство воспитания дошкольников
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью...
Доклад на МО "Игра как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций детей и подростков "
Ценностные ориентации - «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющи...
- Мне нравится (2)