Оценка ключевых компетенций в проектной деятельности.
статья на тему
В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетентностей при оценке проектной деятельности учащихся и критерии оценки, представленные в форме таблиц, позволят дать качественную оценку продвижения учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_klyuchevyh_kompetentsiy_v_proektnoy_deyatelnosti.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оценка ключевых компетенций в проектной деятельности»
В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся.
Напомню, что вся проектная деятельность учащихся способствует формированию ключевых компетенций, таких как ценностно – смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенствования.
Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, а также наблюдение за презентацией продукта, работой в группе и консультацией
В ходе работы над проектом учитель вносит результаты наблюдений в специальный журнал или индивидуальные карты учащихся.
К примеру, объектом оценки является коммуникативная компетенция. Данная компетенция может оцениваться по следующим параметрам:
- Степень включенности в групповую работу.
- Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов.
- Владение монологической формой речи в ходе защиты проекта.
Коммуникативная компетенция | Уровни сформированности | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Степень включенности в групповую работу. | ||||
Характер общения и взаимопомощи участников проекта. | ||||
Умение отвечать на вопросы оппонентов. | ||||
Владение монологической формой речи в ходе защиты проекта. |
По каждому параметру выставляется определенное количество баллов (высокий -5, средний – 4, низкий – 3) затем выводится среднее арифметическое.
Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект
Этапы | Критерии оценки | Самооценка | Учитель | Коллеги по команде |
Процесс проектирования
| Интеллектуальная активность (10 баллов) Творчество (10 баллов) Практическая деятельность (10 баллов) Умение работать в команде (10 баллов) | |||
Защита
| Представление (15 баллов) Ответы на вопросы (15 баллов) | |||
Итог | Достигнутый результат (15 баллов) Оформление (15 баллов) | |||
Общая оценка | 85 – 100 баллов – «отлично»; 70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – «удовлетворительно»; менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
|
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у учащегося. На каждого ученика составляется «Карточка успешности учащегося в выполнении проекта» по следующим критериям:
Карточка успешности учащегося в выполнении проекта.
Ф.И. ученика Критерии | Уровень развития | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. | |||
Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли. | |||
Характер общения и взаимопомощи участников проекта. | |||
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования. | |||
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН. | |||
Количество новой информации, использованной для выполнения проекта. | |||
Степень осмысления использованной информации. | |||
Уровень сложности. | |||
Оригинальность идеи, способа решения проблемы. | |||
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности. | |||
Владение рефлексией. | |||
Умение отвечать на вопросы оппонентов. | |||
Творческий подход и эстетика оформления результатов проекта. |
Рейтинговая оценка проекта
Этап | Критерии оценки | Баллы | Оценка | |||
0 | 5 | 10 | 20 | |||
Оформление, выполнение проекта | Актуальность и новизна предлагаемых решений, практическая направленность | |||||
Объём и полнота разработок, законченность, подготовленность к защите | ||||||
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений | ||||||
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов | ||||||
Грамотное языковое оформление проекта | ||||||
Качество оформления проектной работы ( плакатов, буклетов, презентаций), соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков | ||||||
Уровень самостоятельности участников | ||||||
Оценка защиты проекта | Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость | |||||
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме. Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей | ||||||
Представление проекта: культура и грамотность речи, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории | ||||||
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. | ||||||
Итоговая оценка проекта | 200 – 150 баллов – «отлично»; 149 – 100 баллов – «хорошо»; 99-65 - баллов – «удовлетворительно»; менее 65 баллов - «неудовлетворительно». |
Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся. Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей. Уровни сформированности ключевых компетентностей выделены сообразно возрасту учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе и на выходе. Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени.
Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетентностей при оценке проектной деятельности учащихся и критерии оценки, представленные в форме таблиц, позволят дать качественную оценку продвижения учащегося.
Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию, отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором он находится сейчас.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Учеников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию ключевых компетениций младших школьников МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...
Доклад на тему "Реализация ключевых компетенций в внеурочной деятельности"
В статье помещена внеурочная работа по художественному направлению....
Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"
Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....
Мониторинг сформированности ключевых компетенций в проектной деятельности учащихся.
Мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности....
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время
Выступление на педагогическом совете из опыта работы по формированию ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время...
Формирование ключевых компетенций через проектно- исследовательскую деятельность младших школьников
Учитывая современные требования к образовательному процессу, я поставила перед собой цель: создание условий для формирования и развития исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную ...
Формы и методы формирования ключевых компетенций в воспитательной деятельности школы.
В связи с модернизацией российского образования, стал актуальным вопрос о применении компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Целью образовательного и воспитательного процесса ста...