Оценка ключевых компетенций в проектной деятельности.
статья на тему
В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетентностей при оценке проектной деятельности учащихся и критерии оценки, представленные в форме таблиц, позволят дать качественную оценку продвижения учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оценка ключевых компетенций в проектной деятельности»
В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся.
Напомню, что вся проектная деятельность учащихся способствует формированию ключевых компетенций, таких как ценностно – смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенствования.
Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, а также наблюдение за презентацией продукта, работой в группе и консультацией
В ходе работы над проектом учитель вносит результаты наблюдений в специальный журнал или индивидуальные карты учащихся.
К примеру, объектом оценки является коммуникативная компетенция. Данная компетенция может оцениваться по следующим параметрам:
- Степень включенности в групповую работу.
- Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов.
- Владение монологической формой речи в ходе защиты проекта.
Коммуникативная компетенция | Уровни сформированности | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Степень включенности в групповую работу. | ||||
Характер общения и взаимопомощи участников проекта. | ||||
Умение отвечать на вопросы оппонентов. | ||||
Владение монологической формой речи в ходе защиты проекта. |
По каждому параметру выставляется определенное количество баллов (высокий -5, средний – 4, низкий – 3) затем выводится среднее арифметическое.
Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект
Этапы | Критерии оценки | Самооценка | Учитель | Коллеги по команде |
Процесс проектирования
| Интеллектуальная активность (10 баллов) Творчество (10 баллов) Практическая деятельность (10 баллов) Умение работать в команде (10 баллов) | |||
Защита
| Представление (15 баллов) Ответы на вопросы (15 баллов) | |||
Итог | Достигнутый результат (15 баллов) Оформление (15 баллов) | |||
Общая оценка | 85 – 100 баллов – «отлично»; 70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – «удовлетворительно»; менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
|
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у учащегося. На каждого ученика составляется «Карточка успешности учащегося в выполнении проекта» по следующим критериям:
Карточка успешности учащегося в выполнении проекта.
Ф.И. ученика Критерии | Уровень развития | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. | |||
Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли. | |||
Характер общения и взаимопомощи участников проекта. | |||
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования. | |||
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН. | |||
Количество новой информации, использованной для выполнения проекта. | |||
Степень осмысления использованной информации. | |||
Уровень сложности. | |||
Оригинальность идеи, способа решения проблемы. | |||
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности. | |||
Владение рефлексией. | |||
Умение отвечать на вопросы оппонентов. | |||
Творческий подход и эстетика оформления результатов проекта. |
Рейтинговая оценка проекта
Этап | Критерии оценки | Баллы | Оценка | |||
0 | 5 | 10 | 20 | |||
Оформление, выполнение проекта | Актуальность и новизна предлагаемых решений, практическая направленность | |||||
Объём и полнота разработок, законченность, подготовленность к защите | ||||||
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений | ||||||
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов | ||||||
Грамотное языковое оформление проекта | ||||||
Качество оформления проектной работы ( плакатов, буклетов, презентаций), соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков | ||||||
Уровень самостоятельности участников | ||||||
Оценка защиты проекта | Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость | |||||
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме. Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей | ||||||
Представление проекта: культура и грамотность речи, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории | ||||||
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. | ||||||
Итоговая оценка проекта | 200 – 150 баллов – «отлично»; 149 – 100 баллов – «хорошо»; 99-65 - баллов – «удовлетворительно»; менее 65 баллов - «неудовлетворительно». |
Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся. Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей. Уровни сформированности ключевых компетентностей выделены сообразно возрасту учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе и на выходе. Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени.
Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетентностей при оценке проектной деятельности учащихся и критерии оценки, представленные в форме таблиц, позволят дать качественную оценку продвижения учащегося.
Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию, отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором он находится сейчас.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Учеников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-46415-1480175128.jpg)
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию ключевых компетениций младших школьников МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-120598-1350052298.jpg)
Доклад на тему "Реализация ключевых компетенций в внеурочной деятельности"
В статье помещена внеурочная работа по художественному направлению....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-66321-1396880226.jpg)
Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"
Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....
Мониторинг сформированности ключевых компетенций в проектной деятельности учащихся.
Мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-566007-1421688828.jpg)
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время
Выступление на педагогическом совете из опыта работы по формированию ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/09/picture-651540-1439110889.jpg)
Формирование ключевых компетенций через проектно- исследовательскую деятельность младших школьников
Учитывая современные требования к образовательному процессу, я поставила перед собой цель: создание условий для формирования и развития исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-979380-1511947333.jpg)
Формы и методы формирования ключевых компетенций в воспитательной деятельности школы.
В связи с модернизацией российского образования, стал актуальным вопрос о применении компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Целью образовательного и воспитательного процесса ста...