Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности
статья (4 класс) на тему
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Марина Дмитриевна Токарева
«Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности»
На протяжении всей жизни человек выполняет разные действия, которые сопровождаются неосознанной или осознанной самооценкой. Залогом успешности личности является умение перестраивать собственную деятельность с учётом оценки себя при изменении общественно-экономических отношений.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.
Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку.
Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими.
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Работая по данной теме, целью своей деятельности считаю:
повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом.
Задачи:
- создание условий для успешного учения (ситуации успеха);
- активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;
- формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;
- формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
- приобщать к поисковой и творческой деятельности;
- создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке;
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной - похвала, порицание; и знаковой - отметка).
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.
Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.
Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмыслении этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Трудность лишь в том, чтобы добиться правильной самооценки.
Типы самооценки
Адекватная- соответствует действительным способностям и возможностям человека;
Завышенная - человек переоценивает себя
Заниженная- человек недооценивает себя
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присуще активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм. Зачастую с интересом и самостоятельно находит в своих работах ошибки, выбирает задачи в соответствии со своими возможностями. После успешно решенной задачи берется за такую же или повышенной сложности, после неудачи в решении начинает проверять себя или берет менее трудную. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Дети, у которых наблюдается высокая адекватная самооценка, отличаются повышенной активностью, стремлением к достижению успеха во всех видах деятельности. Их можно охарактеризовать максимальной самостоятельностью. Они уверены в своих силах, причем их уверенность и оптимизм основываются на правильной самооценке себя.
Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля.
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому чтo боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей.
Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей. При завышенной самооценке дeти во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят бытъ лидерами.
Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.
Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются. Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.
Мониторинг самооценки
Использование методики А.И. Липкиной "Три оценки". Было предложено ученикам выполнить любое письменное задание (тест). Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам предложить: "Я проверяла Ваши работы. Поставила три разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводила индивидуальную беседу с каждым ребенком, в ходе которой выяснила ответы на вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?
Уровень самооценки определять по следующему показателю: - совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя.
Рекомендации по работе с детьми с завышенным уровнем самооценки
В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.
- При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
- Учить слушать других.
3. Воспитывать чувство сопереживания.
- Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
- Аргументировать оценки.
Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки
- Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
- Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
- Вовлекать учащихся в коллективную работу.
- При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
- Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
Ведущую роль в учебной деятельности на формирование самооценки влияют предпосылки отвлеченно теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии. Рефлексия – качественно новое свойство человеческой психики на данном этапе развития. Без рефлексии невозможно сформировать адекватную самооценку. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщённой. Обобщённая самооценка предполагает наличие способности к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие приемы оценочной деятельности:
- «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
- «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
- «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – мне было очень трудно, мне нужна помощь, жёлтый – мне было трудно, но я справлялся с заданиями, я вполне доволен собой, зелёный – урок прошел удачно, я доволен собой!!!
- «Дерево успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (интерактивной доске) плод, цветок или листок:
яблоко - все удалось,
цветок - неплохо поработал, но что-то не совсем получилось,
листок - сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
- Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Алгоритм самооценки (состоит из 4 вопросов)
-Какова была цель задания? (учимся вспоминать цель работы)
-Удалось получить результат (решение, ответ)? (учимся сравнивать результат с целью)
-Задание выполнено правильно или с ошибкой? (учимся находить и признавать свои ошибки)
-Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс).
Индивидуальные карты учащихся (оценочные листы)
Задача учителя:
Отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, счёта и т.д.
В индивидуальных картах:
- Освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков.
- Фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
- Заполнение карт ведётся учителем или самим учеником.
Что это даёт?
ученику | учителю |
| - Наглядно видеть процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивать своевременную и целенаправленную коррекцию - Сделать отметку содержательной и для ученика и для родителей - Сделать оценку работы оптимистичной |
Анализ индивидуальных карт позволяет
• Видеть общую динамику развития образовательного процесса.
• Определить зону ближайшего развития для каждого ученика.
• Оказывать педагогическую помощь конкретным детям.
• Формировать банк разноуровневых заданий по стержневым темам программы.
• Разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля.
• Сделать выводы о качестве преподавания, обученности и о характере пробелов в знаниях учащихся.
Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения в 1 классе.
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ – НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
! – ДУМАЛ ИНАЧЕ
Эти формы хорошо прописаны в методической литературе.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).
Во 2 - 4 классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Примеры листов самооценки учащихся на уроке
Лист самооценки
Ф.И. ученика _____________________________________
Незаконченное предложение | |
| СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: |
я научился ... | |
было интересно… | |
было трудно ... | |
могу похвалить одноклассников за то, что ... | |
больше всего мне понравилось ... | |
особенно хорошо мне удалось... | |
свой результат могу оценить как... |
Лист самооценки
Ф.И. ученика__________________________________
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
По русскому языку и математике учащиеся могут оценивать по образцу учителя, ученика. Здесь хорошим помощником выступает ИКТ.
Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.
Оценочный лист «Списывание»
Ф.И. ___________________________________________
Элементы оценивания | Ученик | Учитель |
Красная строка | ||
Большая буква | ||
Точка | ||
Перенос слова | ||
Грамотность | ||
Аккуратность | ||
Отметка |
Оценочный лист «Однокоренные слова».
Ф.И._____________________________________________
Критерии | Задание 1 | Задание 2 |
Умею подбирать однокоренные слова | ||
Умею находить корень в слове | ||
Умею определять значение слова | ||
Умею пользоваться алгоритмом | ||
Выбери и подчеркни нужный вариант: Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением |
Оценочный лист «Безударные гласные».
Ф.И._____________________________________________
Критерии | Задание 1 | Задание 2 |
Умею ставить ударение в словах | ||
Умею находить безударную гласную | ||
Умею находить проверочное слово | ||
Умею пользоваться алгоритмом | ||
Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.
Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________
Критерии: | Да +, нет - | |
На уроке я отвечал устно. | ||
Я решил без ошибок в тетради задачу. | ||
Я решил без ошибок примеры. | ||
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. | ||
В тетради я работал аккуратно | ||
Отметка за урок |
Лист самооценки Ф.И._______________________________________
Дата | д/з | Работа в группе | Устные ответы | Работа в тетради | Сумма баллов | Оценка |
1-2 балла | 1-3 балла | По 1 баллу | 1-5 баллов | |||
Норма оценки:
6-7 баллов – оценка «3»
8-9 баллов – оценка «4»
Более 10 баллов – оценка «5»
На уроках математики, перед самостоятельной работой, мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа. Например, задача – 3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), уравнение – 2 балла (выбор действия и вычисления), пример – 1 балл, нахождение периметра -3 балла (1 б. – чертёж, 1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), решение примера графически 1 балл, преобразования именованных чисел 1 балл, сравнение чисел, именованных чисел 1 балл и так далее.
Отметка «5» ставится, если набирают максимальное количество баллов или - 1балл. Остальные отметки выставляются по количеству набранных баллов.
На уроках литературного чтения оценивание проходит по критериям, выработанными совместно с детьми. Эти критерия записаны как памятки по оцениванию и находятся у каждого ребёнка.
Оценочный лист «Чтение по ролям»
Своевременно начинал(а) читать свои слова
Читал(а) без ошибок
Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию
Соблюдал(а) знаки препинания.
Читал(а) выразительно
Оценочный лист «Пересказ»
Назвал(а) автора и произведение
Пересказывал(а) самостоятельно , без помощи учителя
Содержание излагал(а) последовательно
Искажения при пересказе
Точное употребление слов, выражений
Выразительность пересказа
Правильно ответил(а) на все вопросы
Вывод: У меня всё получилось, я могу ….
Мне нужно поработать над…
Мне требуется помощь (в чём?)….
Оценочный лист «Выразительное чтение наизусть»
Назвал(а) автора и произведение
Читал(а) наизусть без ошибок
Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова
Темп чтения выбрал(а) необходимый
Передал(а) настроение стихотворения
Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы
Читал(а) достаточно громко
Вывод: У меня всё получилось, я могу ….
Мне нужно поработать над…
Мне требуется помощь (в чём?)….
Одноклассники также оценивают чтение наизусть , ставя +/-
Лист оценивания одноклассников
Критерии | ||||||||
Назвал(а) автора и произведение | ||||||||
Читал(а) наизусть без ошибок | ||||||||
Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова | ||||||||
Темп чтения выбрал(а) необходимый | ||||||||
Передал(а) настроения стихотворения | ||||||||
Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы | ||||||||
Читал(а) достаточно громко | ||||||||
Слушал(а) с интересом | ||||||||
К каждой теме по русскому языку и математике необходимо разрабатывать новый лист самооценки, т.к. изменяются предметные УУД.
Портфолио учащегося
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет.
Портфолио – это…
«Портфель достижений» – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
«Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности:
- учебной
- творческой
- социальной
- коммуникативной
Результаты исследования
За время обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию адекватной самооценки младшего школьника:
- зная критерии учебной оценки более реально и осознанно оценивают результаты своей работы и воспринимают границы своих знаний;
- повысился уровень ответственности за учебную деятельность;
-получили навыки взаимооценки с аргументированием своего мнения.
Самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность. Но на данном этапе воспитания преобладает завышенная самооценка личности, что свойственно младшему школьнику. Следует отметить, что в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия, задумываются над вопросом «Какой я?».
Таким образом анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, и оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.
Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.
Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника (М. Феннел «Как повысить самооценку»):
- оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника;
- учитель должен давать содержательную оценку работе младшего школьника;
- оценка должна не завершать учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на всех ступенях;
- в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за различного отношения к учению;
- необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;
- после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу;
- предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;
- необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;
- необходимо вводить тетради, в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы;
- необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того, как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;
- необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки младшего школьника (Г. Рейчлин, К. Винклер «Карманный справочник для родителей»)
По мнению Г. Рейчлин и К. Винклер, родители задают исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний непосредственно влияет на самооценку ребёнка, поэтому родителям для формирования у своих детей дифференцированной адекватной самооценки в процессе воспитания следует соблюдать следующие рекомендации:
- находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё внимание, не деля его ни с чем;
- показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;
- как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребёнка, если необходимо, предложить ему пару альтернатив. Это не только приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что дает ребёнку чувство контроля над ситуацией;
- показывать детям свою бескорыстную любовь;
- установить последовательные, твёрдые ограничения. Это позволит ребёнку понять, что окружающий мир предсказуем. Претворение их в жизнь требует выработки соответствующих последствий за неважное поведение;
- хвалить ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;
- использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;
- помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;
- уважать усилия детей;
- показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Показывать ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки;
- объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;
- стараться концентрироваться на позитивном, придумать что-нибудь интересное;
- помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;
- относиться с уважением к индивидуальным особенностям ребёнка, к его степени развития на разных стадиях;
- признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;
- избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;
- рассказывать ребёнку интересные детали о семье, об истории семьи. Просить об это родственников;
- обязательно устраивать семейные праздники. Установить собственные семейные традиции;
- приоткрывать ребёнку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями, знаниями и эмоциями;
- бережно относиться к внутреннему миру ребёнка, уважать его интересы, серьёзно воспринимать огорчения, какими бы тривиальными, повторяющимися и скучными они не казались;
- ребёнок должен видеть, что родители гордятся не только им, но и собой;
- родители должны понимать, что шуточные прозвища или поддразнивания ребёнком могут восприниматься серьёзно. И если он просит перестать, следует прислушаться к нему;
- стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении;
- знакомить ребёнка с многообразием окружающего мира, говорить о том, что каждый человек – уникален, и он тоже;
- с уважением говорить о культурных, физических и более тонких различиях между людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"
С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...
Доклад на тему Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Приоритетной целью школьного образования, согласно ФГОС НОО, становится развитие у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая само...
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС...
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Выступление на ШМО учителей начальных классов...
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО...
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Приоритетной целью школьного образования, согласно ФГОС НОО, становится развитие у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая само...
Доклад по теме: "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности рамках ФГОС НОО».( из опыта работы)
Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и...