Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
методическая разработка

Саламова Виктория Борисовна

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiro.sam_.docx474.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

  1. Актуальность самооценки обучающихся, её значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, развитие у него способности   самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать  и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

   Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценивания, которая выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность. А значит, задача учителя – помочь ребёнку научиться оценивать свои возможности.  Ведь те дети, которые могут адекватно оценить себя, с интересом учатся в школе, легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.

Что же такое самооценка?  

   Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности обучающегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки  является актуальным в настоящее время. Исходя из актуальности данной темы,

   цель моей педагогической концепции заключается в создании условий для формирования самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: 

  • развивать у обучающихся умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  • мотивировать обучающихся на успех, избавить их от страха перед школьным контролем и оцениванием;
  • повышение собственного методического уровня;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Умение оценить себя и свою деятельность закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. 

Надо ли учить школьника самооценке? Выставляя оценку ребёнку, он тоже сравнивает её со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые ещё предстоит решить в учебной деятельности.

Установлено, что одной из причин отставания обучающихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно чётко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.  Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Работа по формированию  самооценки младших школьников начинается с диагностики. Сделать это довольно просто, используя разнообразные методики. Например, так.  

Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Детям предлагается подчеркнуть те, которые у них есть. Как вы видите, в 1 столбце перечислены положительные качества - «идеал», во 2 – отрицательные - «антиидеал».

Смелость

доброта

любознательность

трудолюбие

вежливость

усидчивость

честность

правдивость

настойчивость

активность

Хвастовство

грубость

лень

трусость

зависть

лживость

жадность

драчливость

жестокость

обидчивость

Если по результатам теста в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, значит самооценка близка к адекватной.

Сформированность самооценки младших школьников

Результаты диагностики позволяют сделать вывод об овладении детьми  коммуникативной, регулятивной  компетентностью, необходимой для решения большинства учебных задач.

Данные диагностических исследований показывают рост адекватной самооценки и самоконтроля обучающихся класса. Оценивая свои достижения дети выделили такие положительные качества как доброта, усидчивость, активность и вежливость, из отрицательных – обидчивость, трусость, лень.

         Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим. Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчёркивают её результат: адекватная или неадекватная (завышенная или заниженная).

Самооценка  обучающихся 1-ой ступени 

1-ый класс – первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается, дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.

Характер самооценки зависит от целого ряда факторов, ведущим среди которых,   безусловно, является семья. Именно в семье происходит ранняя социализация личности, в ходе которой закладываются семейные роли, представления о том, как взаимодействуют люди, что важно в жизни, а что второстепенно. В первую очередь близкие взрослые дают ребёнку понять, какие у него есть достоинства и недостатки, любят ли его за что-то конкретное и или любят за сам факт существования, готовы понимать и принимать его, поддерживать и одобрять, ограничивать и направлять.

Школьники с любой самооценкой требуют особого подхода, понимания способов организации их учебной деятельности, помощи в выстраивании конструктивного общения с одноклассниками, сверстниками.

        Понимание описанных выше закономерностей формирования самооценки ставит перед учителем вопрос: как наладить взаимодействие с ребёнком, чтобы у него сформировалась адекватная самооценка? Как донести значимость этого процесса до родителей?

Крайне важно, чтобы постепенно ребёнок учился самостоятельно делать выводы о своих качествах, поступках, выполнении поручений взрослого, учебных задач – это станет психологической основой для будущей самостоятельной деятельности, активного саморазвития личности.

  1.  Условия формирования самооценки обучающихся.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Следовательно, наряду с адекватной самооценкой, необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причём психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников ещё далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребёнок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая,  часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Поэтому необходимо  учить младшего школьника умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Надо учить ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребёнка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы обучающиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые ещё плохо усвоены, или реально представляли себе, почему, то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы». Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

         Работа с самооценкой должна быть комплексной, пронизывать и построение учебного процесса, и воспитательную деятельность, поскольку самооценка младшего школьника складывается и из понимания им своих учебных успехов, и из понимания того, как к нему относятся одноклассники, учитель, другие люди.

Особую важность имеют регулятивные универсальные учебные действия, которые включают такие неотъемлемые учебные умения как целеполагание, рассматриваемое как постановка учебной задачи, планирование, которое понимается как определение последовательности промежуточных целей и результатов, прогнозирование промежуточных и конечных результатов, способность к контролю за своими действиями, коррекция и дополнение в своей работе, оценивание качества и уровня усвоения нового материала, проявление волевых усилий и саморегуляции для достижения целей.

Из сказанного выше ясно, что от того, насколько позитивна самооценка младшего школьника, насколько хорошо он знает и понимает свои особенности, потенциалы, зависит, на какой путь развития он встанет.

3. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Мне хочется рассказать о некоторых своих наработках в этой области, которые смогут помочь справиться с некоторыми затруднениями. Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов? Я хочу остановиться лишь на тех, которые использую в своей работе и внеурочной деятельности.

           Самооценка необходима для личностного роста. Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей.  Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка – основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании. 

Для формирования самооценки нужно вооружить обучающихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей, с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения в 1 классе.

Работа над формированием самооценки у обучающихся включает в себя несколько этапов.

Этапы формирования самооценки у обучающихся начальной школы. 

В течении первого года обучения у детей происходит формирование самооценки. И поэтому очень важно, какими будут для ребёнка его первые дни в школе, чем они ему запомнятся, с каким настроением, а потом и с желанием ребёнок будет ходить в школу. Ведь от настроения, зависит и то, как ребёнок будет работать на уроке. Даже при замечаниях ребёнок должен ощущать положительное отношение к нему, видеть желание учителя помочь ему преодолеть препятствия в учёбе. В познании этого и заключается первый этап формирования самооценки обучающегося.

1 этап « Положительная адаптация первоклассников в школе». (Важность положительных эмоций в период адаптации первоклассника к школе.)

Чтобы заинтересовать детей работой и сохранить настроение моих учеников, я придумала игру  «Фрукт за старание».

Основной задачей игры являлось – с утра за хорошее настроение обучающиеся сами выбирали фрукт, а в течение дня за старательную работу  на уроках  получали картинки фрукты, ягоды, овощи. В конце дня на партах было видно,  сколько ученик набрал за день фруктов и на ленту приклеивались смайлики.  Детям, очень нравилась эта игра, а я видела, кто у меня работает на уроке, а кому надо помочь, ведь от правильной реакции учителя на готовность ребёнка, зависит, каким он будет выглядеть в своих глазах и глазах своих одноклассников. Позитивное отношение вселяет веру в себя и является первой ступенькой в формировании позитивной самооценки ребёнка. 

2 этап «Развитие коммуникативных умений. Работа в паре и группе».

Следующим этапом в формировании самооценки у обучающихся является развитие коммуникативных качеств, умения сотрудничать друг с другом. И здесь неоценимую роль играет - работа в паре, которую необходимо вводить на уроках как можно раньше. Работу в парах я начинаю использовать уже с первых дней обучения первоклассников в школе. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассниками.

Парную форму работы я использую для увеличения активности обучающихся при выполнении различных заданий. Применение этого вида работы позволяет мне привлечь к активной работе максимальное количество детей, разнообразить формы общения детей на уроке, даёт возможность каждому ребёнку работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе, научить детей оценивать работу другого и осмысливать собственную информацию, которую передаёт другому. Формирование коммуникативных и личностных УУД в процессе работы в паре положительно влияет на формирование самооценки первоклассника в целом. По окончанию работы в паре, дети берутся за руки и поднимают их вверх сигнализируя этим выполнение работы, дружбу и взаимопонимание между участниками процесса, а это очень важно в период обучения детей сотрудничеству и умению понимать и быть понятым другими.

Ещё одной эффективной формой работы по формированию самооценки обучающихся является групповая работа. Дети распределяются в группы на основе психологической совместимости.

Работу в группах  использую на различных этапах урока (проверка домашнего задания, закрепление изученного, объяснение нового материала, проверка качества выполнения заданий), на уроках различного типа, в исследовательской и проектной деятельности. Групповая работа – это сотрудничество  обучающихся, объединённых одной целью. Каждый ребёнок должен понять свою роль в группе. Групповая работа оказывает положительное воздействие на активность обучающихся, учитывает индивидуальные особенности учеников, снимает отрицательное эмоциональное воздействие на ученика, развивает коммуникативные и личностные качества, помогает поднять свою самооценку в глазах одноклассников каждому ученику. Эта работа наилучшим способом активизирует детей, обеспечивает условия овладения обучающимися такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка.

Для развития самооценки важно научить детей сотрудничеству. 

 3 этап «Развитие умения объективно оценивать свой ответ и ответ других, оценивать усвоение материала на уроке».

Я стараюсь воспитывать детей в духе успеха. Ведь очень важно дать ребёнку возможность поверить в себя, в свои возможности, уметь правильно оценивать себя и других. Со временем дети учатся оценивать свой ответ и ответ своих друзей, могут найти причину своих ошибок и главное - пути разрешения проблемы, ответить на вопрос «Что я могу сделать, чтобы исправить ошибку?»  В конце  урока я проверяю усвоение материала с помощью таблиц « Я могу использовать», « Я хочу потренироваться», « Я не могу использовать». Обучающиеся подходят к таблицам и ставят разноцветные магниты, кружки или смайлики на ту таблицу, которая соответствует уровню понимания и усвоения ими материала. Глядя на эти таблицы,  я могу сделать вывод о прошедшем уроке, о том, как дети усвоили данную тему.

4 важный этап в развитии самооценки «Обучение детей постановки целей и способам их реализации».

Со временем информация становится более серьёзной, насыщенной и требует лучшего осознания и понимания, поэтому очень важна мотивация у обучающихся к работе и формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.

5 этап «Ознакомление с качествами успешного человека».

Для успешного овладения обучающимися всеми УУД надо не только сформировать у них коммуникативные, личностные качества, но и повысить мотивацию к обучению. А для этого надо научить детей учиться и быть успешными. С этой целью проводится работа по развитию у детей качеств успешного человека. Чтобы быть успешным надо уметь учиться. Я спросила у ребят: « Что нужно сделать, чтобы стать успешным?» (Они перечислили много качеств и выделили 7 необходимых качеств успешного человека, которые осваиваем. Они приклеены  в дневнике).

7 качеств успешного человека

  1. Любопытство. (Успешные люди любопытны.)
  2. Ответственность. («Удачливые» люди считают, что они на 100% отвечают за свои чувства, мысли, действия, бездействия и их последствия.)
  3. Цепкость. (Успешные люди не знают слов «не получилось».)
  4. Готовность признавать свои ошибки. (Признавая свою ошибку, ты вовсе не «теряешь лицо», а обретаешь уважение и возможность что-то исправить.)
  5.  Умение объединять людей вокруг себя. (Успешные люди умеют собирать вокруг себя замечательных и интересных людей.)
  6. Сила воли и самодисциплина. (Фактором успеха в творчестве, любви, бизнесе и вообще в чём угодно, была и остаётся сила воли. А если быть более точным – умение откладывать удовольствие и владеть собой.)
  7. Чувство юмора. (Успешный человек, у которого есть чувство юмора и умение играть, обычно забирается выше и веселее, чем его серьёзные коллеги по удаче.)

Эти главные качества ребята вместе с родителями перечитывают  дома. Шаг за шагом дети осваивают эти качества. Для каждого этот путь к вершине будет индивидуален. Кто - то быстрее освоит их, кто-то медленнее. Потребуется ни один год, что бы дети смогли освоить все эти качества. Главное желание и не останавливаться на полпути. Здесь важна поддержка учителя, друзей, родителей. Поэтому я провожу беседы с родителями, детьми.  Дети делятся впечатлениями на каждом классном часе, какой ещё шажок они сделали в своём стремлении к достижению успеха.

   

6 этап «Активное участие в жизни класса».

        И ещё одним важным этапом в становлении самооценки ребёнка является активное участие в жизни класса, школы в целом. Не должно быть отвергнутых детей! Надо дать шанс проявить себя каждому ребёнку. Именно поэтому во всех мероприятиях нашего класса я стараюсь задействовать как можно больше детей и не только их, но и родителей. Я всегда говорю: «Вместе - мы сила! Мы можем добиться любых высот!», « Нет ничего невозможного, главное желание и немного старания! Дети стремятся к успеху,  как в учёбе, так и в творчестве, спорте. Для нас нет неудач, есть только временные сложности, которые мы способны преодолеть.

В учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребёнок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Основные функции самооценки:

  • констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
  • мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
  • проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо приучение ребёнка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

В младшем школьном возрасте мы, взрослые, можем активно воздействовать на ученика, так как для него ещё важны наше признание и одобрение, присутствует желание заслужить похвалу от взрослого. Ребёнку важно получать от учителя подтверждение своей значимости. Именно поэтому оценочная деятельность, как важный элемент образования, входит в состав универсальных учебных действий.

           В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

1. Речевые;

2. Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.);

3. Шкалы;

4. Таблицы;

5. Лист достижений.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

 «Цветовые дорожки» позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.  Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,  жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,  зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи, фиксируются результаты и планируется коррекционная работа с этими детьми.

  «Светофор» - другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три кружка, или веер тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красный, жёлтый или зелёный кружок, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

 «Дерево успеха»

Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. После урока дети прикрепляют на дерево (плакат)  яблоко зелёное – На уроке было интересно! Я всё понял;  яблоко жёлтое – На уроке было интересно! Но я понял не всё. Перечитаю дома; яблоко красное – На уроке было не интересно! Я ничего не понял. Этот материал мне не пригодится. Можно подводить итоги дня на «Дереве успехов». Аналогично на дерево успеха можно яблоки заменить на листья клёна, цветы.

По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали красный цвет предмета, планируется  коррекционная работа.

 «Говорящие смайлики»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй лицо спокойное.

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Картинки по запросу картинки лесенка успеха рефлексия

 «Солнышко и туча» (рисование на полях прописи, тетради)

«Солнышко» - я работал отлично.

«Солнышко и туча» -  хорошо, но остались вопросы.

«Тяжелые тучи» - не всё удалось.

Сосед по парте

Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Поставить на полях тетради знак «+» всё правильно,

«-» ошибся, «?» сомневаюсь. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки обучающихся.

 «Лесенка успеха»

С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использую методику Н.Г. Лускановой «Лесенка». Предлагается лесенка из 3 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке    формируется и совершенствуется на каждом уроке.Картинки по запросу картинки лесенка успеха рефлексия img31

  «Волшебные линеечки» или "Шкала успеха"

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребёнку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить всё что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребёнка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

На полях тетрадей обучающиеся чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой обучающегося, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик выше или ниже.

 «Приём райтинга»  (от англ. right – правильно).

Ученик сначала сам оценивает свою работу и ставит отметку, затем её оценивает учитель. Отметка записывается дробью или рядом, например, 4/5 или 4.5. через некоторое время все чаще совпадают.

 «Позиционная дискуссия»

Работа на уроке была плодотворной, потому что …

Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …

Однако мы не узнали о …

Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о  …

Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…

 «Незаконченное предложение»

         По окончании занятия учитель просит высказаться обучающихся относительно занятия и своего самочувствия на нём.

Самым интересным для меня было …, потому что

Самым скучным для меня было .., потому что

Теперь бы я ещё хотел узнать о .., потому что

Я был бы рад …, потому что …

Мне понравилось …, потому что …

Мне не понравилось …, потому что …

Стимулируют активную творческую позицию обучающегося, вызывают поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше записи учителя в работах обучающихся:

  1. Молодец!
  2. Замечательно!
  3. Умник! Умница!
  4. Ты меня удивил(а)!
  5. Красивое оформление работы!
  6. Очень красиво!
  7. Восхитительно!
  8. Прекрасно!
  9. Чудесно!
  10.  Здорово!
  11.  Я горжусь тобой!
  12.  Ты меня порадовал(а).
  13.  Мне нравится, как ты работаешь!
  14.  Это действительно прогресс!
  15.  Спасибо!
  16.  Все идёт прекрасно!
  17.  Хорошо, благодарю тебя!
  18.  Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя всё получилось не так, как ты ожидал(а).
  19.  У тебя всё получилось! Я очень рада за тебя!
  20.  Спасибо за аккуратность, (прилежание, старательность, точность выполнения задания).

Стимулируют обучающихся к самоанализу, вызывают желание задуматься, изменить отношение к своей работе:

  1. А тебе это нравится?
  2. Как ты к этому относишься?
  3. А ты доволен (довольна) своим результатом?
  4. Постарайся не торопиться.
  5. Вчитывайся в задание. Ты сможешь не делать эти ошибки.
  6. Не позволяй себе отвлекаться при выполнении задания.
  7. Твоё отношение к домашним заданиям изменилось. Я огорчена.
  8. Как ты думаешь? Понравилась твоя работа или нет?
  9. Как ты думаешь? Что бы я тебе написала?
  10. Как бы ты оценил (а) свою работу?
  11. Я верю в твой успех. А ты?
  12. Я рада, что пробовал (а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал (а).

       На уроках литературного чтения оценивание проходит по критериям, выработанными совместно с детьми. Эти критерии записаны как памятки по оцениванию и находятся у каждого ученика.

Оценочный лист "Чтение наизусть"

Критерии / имя одноклассника

Назвал(а) автора и произведение.

Читал(а) наизусть без ошибок.

Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова.

Темп чтения (медленный, средний, быстрый).

Передал(а) настроение произведения.

Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы.

Читал(а) достаточно громко.

Слушал(а) с интересом.

Оценочный лист "Пересказ"

  • Назвал(а) автора и произведение.
  • Пересказывал(а) самостоятельно, без помощи учителя.
  • Содержание излагал(а) последовательно.
  • Искажения при пересказе.
  • Точное употребление слов, выражений.
  • Выразительность пересказа.
  • Правильно ответил(а) на все вопросы.

Вывод: У меня всё получилось, я могу ...

             Мне нужно поработать над ...

             Мне требуется помощь (в чём?) ...

Оценочный лист "Чтение по ролям"

  • Своевременно начинал(а) читать свои слова.
  • Читал(а) без ошибок.
  • Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию.
  • Соблюдал(а) знаки препинания.
  • Читал(а) выразительно.

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V - уже знал это

+ - новое

? - не понял, возник вопрос

! - думал иначе

Для адекватного самооценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки 

Лист самооценки 

Умения

Самооценка и оценка учителя

1. Я могу сказать что нового я узнал на уроке.

2. Я умею наблюдать и делать выводы.

3. Я могу запомнить важные сведения.

4. Я с уважением отношусь к другим людям.

5. Я умею объяснять, что я чувствую.

Ученику оценочный лист даёт возможность:

- научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;

- фиксировать своё индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;

- планировать собственные действия по коррекции работы.

Использование оценочных листов позволяет учителю:

- получить информацию о достижениях и проблемах обучающихся;  

- делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;

- получить информацию о развитии способности ребёнка к адекватной самооценке;

- проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях провожу  беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Заключение

     В результате проведённой работы по формированию оценки и самооценки, мои ученики учатся оценивать свою работу по заданным критериям с помощью различных видов работ; соотносить свою оценку с моей оценкой; договариваться о выборе образца для сопоставления работ; обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом, учатся аргументировать свою оценку при взаимопроверке. Пополняя папку своего портфолио, ребята стремятся раскрыть свои возможности в разных областях знаний и творчества. 

Предлагаемые способы оценивания позволяют: 

Ученику: видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; Учителю:  выявить определенный результат в знаниях и умениях, наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.

Родителям: своевременно помочь своему ребёнку исправить положение.                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"

С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...

Доклад на тему Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Приоритетной целью школьного образования, согласно ФГОС НОО, становится развитие у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая само...

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Работа содержит методический материал для работы по данной теме, как теоретический, так и практический....

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС...

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Приоритетной целью школьного образования, согласно ФГОС НОО, становится развитие у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая само...

Отчёт по самообразованию (из опыта работы) по теме: «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. П...