рабочая программа умк Перспектива 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
рабочая программа расчитана для работы в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2a_klass_perspektivarabochaya_programma_.zip | 664.59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5 г. Буинска Республики Татарстан»
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УР ___________________ Р.Р. Замалиева «___»___________2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ«Гимназия № 5 г. Буинска Республики Татарстан» ______________ Р.Ф. Фахрутдинов Приказ от 31 августа 2016г. № 150 |
Рабочая программа
по литературному чтению
(общеобразовательный уровень)
2а класс
на 2016 -2017 учебный год
Учитель:
Квалификационная категория:
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от 29 августа 2016 г. №1 Руководитель МО__________________ ФИО | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от 31 августа 2016 г. №1 |
Буинск 2016
Пояснительная записка
Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Большое внимание уделяется работе над проектами. На уроках проводится только защита проекта
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» рассчитана на 136 часов, по 3+1 ч. в неделю (34 учебных недели).
1.Целевая установка
Цели:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
- свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
- приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
- формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
- обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
- научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
- развивать интерес к литературному творчеству;
духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников
2.Документы, на основании которых построена программа.
- Закона Российской Федерации (от 29.12.2012 №273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»
- Учебного плана МБОУ «Гимназия №5 г. Буинска РТ» на 2016-2017 учебный год.
- Примерной программы начального общего образования и авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» (Образовательная система «Перспектива»)
3.Сведения о программе
Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с опорой на программу Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. (Литературное чтение: программа: 1-4 классы М.:Просвещение,2014.)
Программа ориентирована на использование учебника Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкого,Л.А.Виноградской Литературное чтение 2 класс.
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» рассчитана на 136 часов в год, по 3ч+1ч. в неделю.
4.Методы и формы организации учебного процесса.
Основной формой образовательного процесса является урок.
Программа предусматривает типы уроков:
- урок ОНЗ (открытие нового знания),
- урок – рефлексия,
- урок – путешествие,
- урок – проект,
- урок – исследование и т. д.
5. Виды и формы контроля
Виды занятий: урок
Общеклассные формы: урок, контрольный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно-поисковая деятельность.
Индивидуальные формы: самостоятельная деятельность, выполнение индивидуальных заданий
График проведения контроля
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы ивосприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
- Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
- Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
- Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
- Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувствщ сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности»определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Описание места учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа во 2 классе составлена по государственной программе авторов Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л.А.Виноградская из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год ( 34 учебных недель).
Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Описание ценностных ориентиров
Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Планируемый результат
Личностные и метапредметные результаты изучения курса «Литературное чтение»
Личностные УУД | Метапредметные УУД | ||||||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||
Л1 | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Р1 | определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | П1 | вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | К1 | оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) |
Л2 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Р2 | проговаривать последовательность действий на уроке | П2 | ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, вусловных обозначениях); в словаре | К2 | лушать и понимать речь других |
Л3 | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. | Р3 | учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника | П3 | находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях | К3 | выразительно читать текст |
Л4 | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Р4 | учиться работать по предложенному учителем плану | П4 | перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | К4 | высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Л5 | Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. | Р5 | осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | П5 | пользоваться словарями, справочниками | К5 | договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
Л6 | высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | Р6 | П6 | осуществлять анализ и синтез | К6 | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |
Л7 | прививать интерес к изучению языка | П7 | устанавливать причинно-следственные связи | К7 | Умение работать в паре,группе. | ||
Л8 | осознание ответственности за произнесённое и написанное слово | П8 | строить рассуждения | К8 | формировать умение задавать вопросы | ||
Предметные результаты: Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
|
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.
Учащиеся должны уметь:
— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;
— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
— объяснять заглавие прочитанного произведения;
— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
— отгадывать загадки;
— находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;
— различать слова автора и героев;
— определять тему произведения по заглавию;
— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно выбирать и читать книги;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- определять содержание книги по заглавию, аннотации;
- находить в словаре значение неизвестного слова.
Содержание учебного предмета
Название темы | Количество часов |
«Любите книгу» | 10 ч |
«Краски осени» | 13 ч |
«Мир народной сказки» | 17 ч |
«Весёлый хоровод» | 10 ч |
«Мы – друзья» | 10 ч |
«Здравствуй, матушка-Зима!» | 9 ч |
«Чудеса случаются» | 16 ч |
«Весна, весна и все ей рады!» | 11 ч |
«Мои самые близкие и дорогие» | 9 ч |
«Люблю всё живое» | 16 ч |
«Жизнь дана на добрые дела» | 15 ч |
Всего | 136 ч |
Тематическое планирование уроков, отводимых из части, формируемой участниками образовательного процесса отводятся на уроке развитие речи, риторики.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Составление диалога «Мой родной город Буинск» | 1 |
2 | Язык- удобное средство общения. Устные и письменные формы общения. | 1 |
3 | Мы идём в библиотеку. Энциклопедии. Справочная литература для детей. | 1 |
4 | Сокровища духовной народной мудрости. Типы текстов: текст-повествование, текст- описание, текст-рассуждение. | 1 |
5 | Мои любимые художники-иллюстраторы. Основные свойства текста. | 1 |
6 | Главная мысль стихотворения. Текст. Озаглавливание текста. | 1 |
7 | Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи.Осень в произведениях художников Республики Татарстан. | 1 |
8 | Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. | 1 |
9 | Народные приметы. Загадки. Приметы родного края. | 1 |
10 | Создание текста по аналогии. Семейное чтение С. Образцов «Стеклянный пруд». | 1 |
11 | Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень» | 1 |
12 | Собиратели русских сказок А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка | 1 |
13 | Рассказывание на основе картинного плана. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | 1 |
14 | Составление плана сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 |
15 | Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки. | 1 |
16 | Наш театр. «Лиса и Журавль». Инсценирование сказки. | 1 |
17 | Обучающее сочинение-описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. | 1 |
18 | КВН по разделу: «Мир народной сказки» | 1 |
19 | Б.Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине. | 1 |
20 | Проект «Музей народного творчества» | 1 |
21 | Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. Роль синонимов в речи. | 1 |
22 | Проект «Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод» | 1 |
23 | Сочинение на основе рисунков (с. 118) | 1 |
24 | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 |
25 | Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование | 1 |
26 | Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается. | 1 |
27 | Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце». Обобщение по разделу . | 1 |
28 | Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев» Инсценирование. | 1 |
29 | Развитие речи. Сочинение миниатюра «Весеннее утро» | 1 |
30 | Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» | 1 |
31 | Сравнение художественного и научно- познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Заяц (из энциклопедии) | 1 |
32 | Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов «С фотоаппаратом» | 1 |
33 | Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок –колючий бок». Шутки- минутки | 1 |
34 | Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности» | 1 |
Календарно-тематическое планирование «Литературное чтение»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | примечание | |
план | факт | ||||||
1 ЧЕТВЕРТЬ (35 ч.) | |||||||
«Любите книгу» (10 ч.) | |||||||
1 | Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Составление диалога «Мой родной город Буинск» | 1 | ОНЗ | Расширить представление детей о функциях общения, средствах общения; показать значимость речи в общении; познакомить учащихся с другими возможными средствами общения — жестом, мимикой, рисунком; развивать творческие способности учеников при составлении и расшифровке «рисуночного письма». | 1,09 | ||
2 | Любите книгу. Ю.Энтин «Слово в слово». В.Боков «Книга-учитель…» | 1 | ОНЗ | Почему мы любим книги? Определение значения книги для человека. Знакомство с историей создания книги и её первыми образцами. | 2,09 | ||
3 | Язык- удобное средство общения. Устные и письменные формы общения. | 1 | ОНЗ | Расширить понятия об устной и письменной речи. | 6,09 | ||
4 | Г.Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге.М. Горький о книгах. | 1 | ОНЗ | Для чего делают презентации? Стимулировать отношение заинтересованности к книге. Актуализировать знания о работе с художественным текстом. | 7,09 | ||
5 | Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. | 1 | ОНЗ | Кто такой летописец? Актуализировать знания о древних способах передачи информации.Познакомить с книгами из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока.Книга из деревянных дощечек. | 8,09 | ||
6 | Мы идём в библиотеку. Энциклопедии. Справочная литература для детей. Н. Кончаловской «В монастырской келье узкой...». | 1 | Урок путешествие | Кто такие художники-иллюстраторы? Что такое иллюстрация? Сформировать представление о роли иллюстрации в книге. Научить: соотносить текст и иллюстрацию | 9,09 | ||
7 | Мои любимые художники-иллюстраторы. Основные свойства текста. | 1 | ОНЗ | Познакомить с творчеством художников- иллюстраторов детских книг. Показать смысловую связь предложений в тексте; развивать речь и логическое мышление учащихся при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения; проверить уровень усвоения слов из словаря. | 13,09 | ||
8 | Главная мысль стихотворения.Текст. Озаглавливание текста. | 1 | ОНЗ | 14,09 | |||
9 | Самостоятельное чтение. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка» Проверка техники чтения | 1 | Репродукция что это такое? Сформировать представление о роли иллюстрации в книге. Научить: соотносить текст и иллюстрацию | 15,09 | |||
10 | Сокровища духовной народной мудрости. Типы текстов: текст-повествование, текст- описание, текст-рассуждение. | 1 | ОНЗ | Дать представление о разных типах текстов, показать, что выбор типа текста обусловлен целью автора; научить детей определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов: развивать речь учащихся при составлении устного рассказа; развивать логическое мышление при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по рисунку. | 16,09 | ||
«Краски осени» (13 ч.) | |||||||
11 | Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. | 1 | ОНЗ | Сформировать представление о красоте осенней природы посредством произведений художественной литературы. | 20,09 | ||
12 | Осень в произведениях А.Пушкина, С.Аксакова. | 1 | ОНЗ | Познакомить с произведениями А. Пушкина, С. Аксакова. | 21,09 | ||
13 | Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи.Осень в произведениях художников Республики Татарстан. | 1 | ОНЗ | Сформировать представление о красоте осенней природы посредством произведений художественной литературы. Познакомить с репродукциями известных художников. | 22,09 | ||
14 | А.Майков «Осень», С.Есенин «Закружилась листва золотая…» Ф. Васильев «Болото в лесу». Эпитеты и сравнения. | 1 | ОНЗ | Познакомитть с литературными произведениями А.Майкова,С. Есенина, с живописным произведением Ф. Васильева. Сравнивать живописные и литературные произведения. | 23,09 | ||
15 | И.Токмакова «Опустел скворечник…», А.Плещеев «Осень наступила..». Повторение изученного. | 1 | Урок рефлексия | Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы. Актуализировать знания о средствах художественной выразительности: образные выражения | 26,09 | ||
16 | Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. | 1 | ОНЗ | Познакомить с произведениями устного народного творчества, обучать правильному чтению пословиц и поговорок. | 28,09 | ||
17 | Народные приметы. Загадки. Приметы родного края. | 1 | ОНЗ | познакомить с народными приметами, с осенними загадками, отрабатывать навыки выразительного чтения. | 29,09 | ||
18 | Мы идём в библиотеку. Сборники стихов и рассказов о природе. | 1 | Урок путешествие | Чем стихи отличаются от прозы? Различать особенности образных выражений. | 30,09 | ||
19 | Самостоятельное чтение. Цвета осени. С.Маршак «Сентябрь», «Октябрь», Л.Яхнин «Осень в лесу», Н.Сладков «Сентябрь». | 1 | ОНЗ | Какие звуки можно услышать осенью? Цель: познакомить с различными видами описания осени у поэтов и писателей. | 3,10 | ||
20 | Создание текста по аналогии. Семейное чтение С. Образцов «Стеклянный пруд». | 1 | ОНЗ | Учить составлять текст по аналогии.Прививать любовь к природе. | 5,10 | ||
21 | Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень» | 1 | ОНЗ | Стимулировать интерес и позитивное отношение к участию в инсценировке сказки. | 6,10 | ||
22 | Маленькие и большие секреты страны. Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | ОНЗ | Чем стихи отличаются от прозы? Различать особенности образных выражений. | 7,10 | ||
23 | Контрольная работа №1 по разделу: «Краски осени» | 1 | Проверить знания по разделу «Краски осени» | 10,10 | |||
«Мир народной сказки» ( 16 ч.) | |||||||
24 | Знакомство с названием раздела. Основные понятия: сказка, сказочный персонаж, вымысел. | 1 | ОНЗ | Познакомить детей с признаками сказок. Учить различать виды народных сказок. | 12,10 | ||
25 | Собиратели русских сказок А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка | 1 | ОНЗ | Сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах. | 13,10 | ||
26 | Рассказывание на основе картинного плана. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».. | 1 | ОНЗ | Стимулировать интерес к героям народных сказок. | 14,10 | ||
27 | Корякская сказка «Хитрая лиса».Сравнение героев сказок. | 1 | ОНЗ | Какие поступки совершают главные герои сказки? Цель: учить находить в сказках отражение быта, традиций культуры определенного народа, сочинившего сказку. | 17,10 | ||
28 | Русская народная сказка «Зимовье». Чтение по ролям. | 1 | ОНЗ | С чего начинается сказка? Цель: наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учить сравнивать и обобщать. | 19,10 | ||
29 | Составление плана сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 | ОНЗ | Формировать умение делить текст на части; выделять основную мысль частей; составлять план сказки. | 20,10 | ||
30 | Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок. | 1 | ОНЗ | Актуализировать знания о работе с текстом сказки. | 21,10 | ||
31 | Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки. | 1 | Урок путешествие | Почему у страха глаза велики? Цель: составлять план текста и пересказывать текст по плану. | 24,10 | ||
32 | Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ», главная мысль сказки. | 1 | Формировать потребность в самостоятельном чтении. | 26,10 | |||
33 | Семейное чтение. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | познакомить учащихся с р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»и новым видом сказок- волшебными. Учить делить текст на части. | 27,10 | |||
34 | Нанайская сказка «Айога» Выразительное чтение диалога. | 1 | ОНЗ | Сформировать представление о том, что в бытовой народной сказке отражаются особенности быта народа. | 28,10 | ||
35 | КВН по разделу: «Мир народной сказки» | 1 | Обобщить знания о структуре сказки и характерах сказочных героев. | 7,11 | |||
2 ЧЕТВЕРТЬ (28 Ч.) | |||||||
36 | Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки. | 1 | ОНЗ | Сформировать представление о том, что в бытовой народной сказке отражаются особенности быта народа. | 9,11 | ||
37 | Наш театр. «Лиса и Журавль». Инсценирование сказки. | 1 | Научить инсценировать сказку. | 10,11 | |||
38 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | классифицировать народные сказки по разным основаниям (различать виды сказок); | 11,11 | |||
39 | Обучающее сочинение-описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. | 1 | Стимулировать использование приобретённых знаний и умений для сочинения своей сказки. | 14,11 | |||
«Веселый хоровод»( 10 ч.) | |||||||
40 | Знакомство с названием раздела. Понятия: заклички, небылицы, прикладное искусство, перевод. | 1 | ОНЗ | Что такое хоровод? Цель: познакомить с особенностями малых жанров устного народного творчества. | 16,11 | ||
41 | Б.Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине. | 1 | познакомить с малыми фольклорными жанрами, учить различать жанры, находить созвучные окончания слов. | 17,11 | |||
42 | Проект «Музей народного творчества» | 1 | Урок проект | Что такое искусство? Цель: развивать интерес к предметам старины, представленным в музеях прикладного искусства. | 18,11 | ||
43 | Народные заклички,приговорки, потешки, перевёртыши. | 1 | От какого слова образовано слово закличка? Цель: познакомить с произведениями малых жанров устного народного творчества. | 21,11 | |||
44 | Переводная литература. Небылицы, перевертыши, веселые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных. | 1 | ОНЗ | Продолжить знакомство с малыми жанрами народного творчества, которые перевели писатели.Формировать умсение различать жанры фольклора. | 23,11 | ||
45 | Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. Роль синонимов в речи. | 1 | Урок путешествие | Для чего нужны энциклопедии? Какие знаете энциклопедии? Актуализировать знания о способах передачи информации. Научить работать с текстом. | 24,11 | ||
46 | Самостоятельное чтение. «Весёлый старичок», «Небывальщина» | 1 | Познакомить с произведениями Д. Хармса «Веселый старичок»,«Небывальщина»; учить сравнивать авторские и фольклорные произведения; учить читать выразительно стихотворные произведения. | 25,11 | |||
47 | Семейное чтение. К. Чуковский «Путаница»Небылица. | 1 | Познакомить с биографией К. Чуковского, учить выразительно читать.Повторить литературческую терминологию. | 28,11 | |||
48 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | обобщить представления учащихся о произведениях устного народного творчества; развивать творческие способности учащихся: создание своей книги по произведениям устного народного творчества. | 30,11 | |||
49 | Проект «Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод» | 1 | Урок проект | Учить сравнивать фольклорные и авторские произведения. | 1,12 | ||
«Мы - друзья» (10 ч.) | |||||||
50 | Понятия: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. Правила выразительного чтения. Диагностическое тестирование по литературному чтению. | 1 | ОНЗ | Познакомить с произведениями советских писателей о дружбе; формировать представление о дружбе и друзьях; воспитывать умение позитивного общения друг с другом; учить определять главную мысль произведения. | 2,12 | ||
51 | Стихотворения о дружбе. М.Пляцковский «Настоящий друг», В.Орлов «Я и Мы» | 1 | Сформировать представление о дружбе и дружеских отношениях. Научится записывать рассказ по серии рисунков. | 5,12 | |||
52 | Сочинение на основе рисунков (с. 118) | 1 | Обучать составлять рассказ по рисункам, записывать его, восстанавливать порядок действий. | 7,12 | |||
53 | Н.Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя. | 1 | Учить определять главную мысль произведения. Научить проводитьь подробный пересказ текста. | 8,12 | |||
54 | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 | Урок путешествие | Что объединяет книги на выставке? Развивать умение подробно излагать прочитанное. | 9,12 | ||
55 | Самостоятельное чтение. С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль. | 1 | Цель: учить распределять книги по разным основаниям, подбирать название выставки. | 12,12 | |||
56 | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей» | 1 | ОНЗ | Почему друзья познаются в беде? Цель: учить соотносить поступки и мотивы героев с нравственно-этическими нормами. | 14,12 | ||
57 | Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование. | 1 | Продолжить работу с жанром басни на примере басни И.Крылова «Стрекоза и муравей». | 15,12 | |||
58 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Повторить и обобщить изученный материал раздела. Развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях. | 16,12 | |||
«Здравствуй, матушка- зима» (9 ч.) | |||||||
59 | Основные понятия раздела: выразительное чтение. Проект «Готовимся к празднику» | 1 | Урок проект | Обучать учащихся работать над проектом. | 19,12 | ||
60 | Лирические стихотворения о зиме А.Пушкина «Вот север тучи нагоняя..», Ф.Тютчева «Чародейкою зимою...». | 1 | ОНЗ | Почему зиму называют волшебницей? Цель: Учить находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте. | 21,12 | ||
61 | С.Есенина «Береза. Поет зима, аукает..». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение Контрольная работа №2 по разделу: «Здравствуй, зимушка-зима!» | 1 | Познакомить со средствами художественной выразительности. Уметь оперировать литературческой терминологией. | 22,12 | |||
62 | Саша Чёрный «Рождественское», К.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли…». | 1 | ОНЗ | Сформировать представление о Рождестве Христовом. Рассказ о празднике. | 23,12 | ||
63 | К.Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение. | 1 | ОНЗ | Актуализировать знания о зимних праздниках, о традиции празднования Нового года. | 9,01 | ||
3 ЧЕТВЕРТЬ(40Ч.) | |||||||
64 | С.Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение. | 1 | Учить передавать настроение стихотворения, учить сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему. | 11,01 | |||
65 | А.Барто «Дело было в январе…» , С.Дрожжин «Улицей гуляет…»Сказочное в лирическом стихотворении. | 1 | Учить сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и настроению. | 12,01 | |||
66 | Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. | 1 | Что такое загадка? Цель: учить видеть средства художественной выразительности, используя загадки. Научить организовывать праздничный концерт, учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов, выразительно их читать | 13,01 | |||
67 | Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается. | 1 | Урок проект | Учить находить особенности стихотворений о зиме, соотносить стихи с авторами. | 16,01 | ||
«Чудеса случаются» (16ч.) | |||||||
68 | Основные понятия раздела : литературная сказка. | 1 | ОНЗ | Что мы называем литературной сказкой? Цель: познакомить с понятием литературная сказка. | 18,01 | ||
69 | Мои любимые писатели. Сказки А.С.Пушкина. | 1 | Познакомить со сказками А.Пушкина, организовать выставку книг | 19,01 | |||
70 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки. | 1 | Актуализировать знания о сказках А.С.Пушкина. Обсуждать вопрос: можно ли рыбку в сказке А. Пцушкина называть благодарной, справедливой, доброй. | 20,01 | |||
71 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка? | 1 | Работа с понятием присказка; развивать умение сравнивать сказки; учить находить слова, характеризующие героя сказки; составлять портрет героя сказки | 23,01 | |||
72 | Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Выставка книг. | 1 | ОНЗ | Что такое присказка? Цель: познакомить с понятием присказка. | 25,01 | ||
73 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Герои сказки. Особенности литературной сказки. | 1 | ОНЗ | Стимулировать интерес к чтению литературный сказок | 26,01 | ||
74 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Чему учит сказка? | 1 | Учиться сравнивать сказки, отвечать на вопросы, соотносить х с текстом. | 27,01 | |||
75 | Дж.Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки. | 1 | Научить сравнивать зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составлять портрет зайца. | 30,01 | |||
76 | Д.Мамин-Сибиряк и Дж.Харрис. Сравнение литературных сказок. | 1 | Сравнение литературных сказок Д.Мамин-Сибиряка и Дж.Харриса. Учить отвечать на вопросы. | 1,02 | |||
77 | Э.Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена» Особенности литературной сказки. | 1 | Познакомить с произведениями Рудольфа Респе. Развивать умение выразительно читать. | 2,02 | |||
78 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. | 1 | Урок путешествие | Познакомить детей со сборником литературных сказок.Отрабатывать навык умения читать правильно. | 3,02 | ||
79 | Мои любимые писатели. Сказки К.Чуковского. | 1 | Познакомить с творчеством К.Чуковского. Учить находить в тексте особенности поэтического текста (ритм) | 6,02 | |||
80 | Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки. | 1 | Познакомить с творчеством Корнея Чуковского. Учить выделять главную мысль произведения на основе самостоятельного анализа текста. | 8,02 | |||
81 | Семейное чтение». Л. Толстой «Два брата» | 1 | Учить находить главную мысль произведения. Знакомить с творчеством Л. Толстого. | 9,02 | |||
82 | Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце». Обобщение по разделу . | 1 | Развивать речь и творческие способности через инсценирование сказки. | 10,02 | |||
83 | Контрольная работа №3 по разделу: «Чудеса случаются». Составление плана сказки | 1 | Повторить и обобщить изученный материал раздела. Развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях. (с. 48-49) | 13,02 | |||
«Весна, весна! И все ей радо!» (11 ч.) | |||||||
84 | Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела:олицетворение, воображение. | 1 | ОНЗ | Повторить жанровые особенности лирического произведения, учить выразительно читать стихотворения. | 15,02 | ||
85 | Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» Приём контраста в лирическом стихотворении | 1 | Познакомить с приемом контраста в лирическом стихотворении, развитие навыков выразительного чтения. | 16,02 | |||
86 | Весна в лирических произведениях И. Никитина , А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи. Сравнение произведений. | 1 | Учить находить слова в лирическом тексте, которые позволяют авторам создавать картины природы. | 17,02 | |||
87 | Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Составление вопросов на основе прочитанных произведений. | 1 | Стимулировать интерес к работе с произведениями изобразительного искусства. | 20,02 | |||
88 | Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. | 1 | Урок путешествие | Стимулировать интерес к самостоятельному чтению книг о весне. | 22,02 | ||
89 | Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный | 1 | Познакомить детей с произведениями С. Маршака, И. Токмаковой, Саша Чёрного | 24,02 | |||
90 | Устное сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна» | 1 | Создавать собственные тексты по произведению живописи. Находить олицетворение в лирическом стихотворении, придумывать свои сравнения. | 27,02 | |||
91 | Семейное чтение А. Майков «Христос воскрес» К. Крыжицкий «Ранняя весна» | 1 | Знакомство с произведением А Майкова и К Крыжицкой. Развивать навыки выразительного чтения. | 1,03 | |||
92 | Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев» Инсценирование. | 1 | Познакомить с произведением С.Маршака «Двенадцать месяцев», познакомить с особенностями пьесы-сказки. Олицетворение. | 2,03 | |||
93 | Развитие речи. Сочинение миниатюра «Весеннее утро» | 1 | Урок развития речи | Формировать умения составлять текст-описание по собственным наблюдениям. | 3,03 | ||
94 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Создание различных текстов под руководством учителя по заданному алгоритму. Умение находить средства художественной выразительности (олицетворение) | 6,03 | |||
95 | Контрольная работа №4 по разделу: «Весна, весна! И всё ей радо!» | 1 | Повторить и обобщить изученный материал раздела. Развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях | 9,03 | |||
«Мои самые близкие и дорогие» (9 ч.) | |||||||
96 | Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность. | 1 | ОНЗ | Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Рассматривание и беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе. Чтение стихотворения Р. Рождес-твенского «На земле хороших людей немало» | 10,03 | ||
97 | Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение. | 1 | 13,03 | ||||
98 | Рассказ о маме. А. Барто «Перед сном…», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…», Дж. Родари «Кто командует?» Главная мысль. | 1 | Знакомство с произведением Дж. Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебника. Знакомство с выставкой книг. Выбор книг по желанию, презентация книги. Составление каталога на тему: «Книги о маме». | 15,03 | |||
99 | Самостоятельное чтение. Э. Успенский «Если бы я был девчонкой», «Разгром». Б. Заходер «Никто» | 1 | Стимулировать интерес к чтению юмористических произведений. | 16,03 | |||
100 | Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек» | 1 | Учить находить главную мысль в рассказе, подтверждатть свои суждения цитатами из текста. | 17,03 | |||
101 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Повторить и обобщить материал по пройденному разделу. | 29,03 | |||
102 | Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» | 1 | Развивать речь и творческие способности через драматизацию рассказа (чтение по ролям). Анализировать поступки героев. | 30,03 | |||
103 | Обобщение по разделу. Приглашение как вид текста, его особенности. | 1 | Урок обобщения | Учить составлять приглашения. | 31,03 | ||
4 ЧЕТВЕРТЬ(33 Ч.) | |||||||
104 | Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме. | 1 | Урок путешествие | Стимулировать интерес к самостоятельному чтению книг о весне. | 3,04 | ||
«Люблю все живое» (16 ч.) | |||||||
105 | Основные нравственные понятия: сочувствие, сопереживание. | 1 | ОНЗ | Познакомить с произведениями детских писателей Саши Черного и Сергея Михалкова. | 5,04 | ||
106 | С. Черный «Жеребенок» Авторское отношение к изображаемому. | 1 | Познакомить с произведениями детских писателей Саши Черного и Сергея Михалкова. | 6,04 | |||
107 | С. Михалков «Мой щенок» Дополнение содержания текста. | 1 | Познакомить с произведениями детских писателей Саши Черного и Сергея Михалкова. | 7,04 | |||
108 | Г. Снегирёв «Отважный пингвиненок» Поступки героев. | 1 | ОНЗ | Анализировать содержание стихотворения; дополнять содержание текста стихотворения; устанавливать причинно- следственные связи; интонационные паузы, ритм; при помощи голоса передавать авторское отношение к щенку; делить стихотворение на части и озаглавливать их. Можно ли утверждать, что произведение Снегирева «Отважный пингвиненок» является басней? | 10,04 | ||
109 | М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. | 1 | Познакомить с произведениями советских писателей о животных. | 12,04 | |||
110 | Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов. | 1 | Развитие творческого воображения путем интерпретации художественного произведения и создания собственного текста | 13,04 | |||
111 | Сравнение художественного и научно- познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Заяц (из энциклопедии) | 1 | В чем сходство и в чем различие художестве нного и научно- познаватель ного текстов? | 14,04 | |||
112 | Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов «С фотоаппаратом» | 1 | Урок проект | Как сделать фотоальбом ? | 17,04 | ||
113 | Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. | 1 | Урок путешествие | Что такое алгоритм? Цель: вести алгоритм составления отзыва о прочитанном произведении. | 19,04 | ||
114 | Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» Составление плана на основе опорных слов. | 1 | О чем рассказы и сказки В.Бианки? К какому жанру можно отнести произведени е В. Бианки? | 20,04 | |||
115 | Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н.Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок. | 1 | О чем плачет синичка? Познакомить с творчеством Сладкова. Учить самостоятельно находить в тексте слова, характеризующие героя. Как составить рассказ по серии картинок? | 21,04 | |||
116 | Семейное чтение «Почему плачет синичка» | 1 | 24,04 | ||||
117 | Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?»Постановка вопросов к тексту. | 1 | ОНЗ | Какие вопросы можно поставить к произведени ю? Анализировать содержание произведения; сравнивать по содержанию произведения В. Сухомлинского «Почему плачет синичка?» | 26,04 | ||
118 | Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок –колючий бок». Шутки- минутки. | 1 | Сравнивать произведение В.Бианки с русской народной сказкой «Колобок»; делить текст на диалоги и слова автор. | 27,04 | |||
119 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Урок обобщения | Повторить и обобщить материал по пройденному разделу. | 28,04 | ||
120 | Контрольная работа №5 по разделу: «Люблю всё живое» | 1 | Повторить и обобщить изученный материал раздела. Развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях | 3,05 | |||
«Жизнь дана на добрые дела» (15ч.) | |||||||
121 | Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. | 1 | ОНЗ | Определять систему вопросов на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела, какие произведения будут в нем изучаться. Какие дела можно отнести к добрым?Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе чтения художественных текстов. | 4,05 | ||
122 | Какие дела самые важные.С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Заголовок. | 1 | 5,05 | ||||
123 | Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок. | 1 | Находить в тексте слова, характеризующие героя, выражать свое к нему отношение. Объяснять смысл пословиц, соотносить содержание текста с пословицей. | 8,05 | |||
124 | Кого можно назвать сильным человеком? Э. Шим «Не смей!» | 1 | Стимулировать осознание такого качества человека, как совесть. Самостоятельно определять главную мысль произведения. | 10,05 | |||
125 | В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка. | 1 | 11,05 | ||||
126 | А. Гайдар «Совесть», Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…», В. Осеева «Три товарища» | 1 | Что такое совесть? Стимулировать осознание такого качества человека, как совесть. Обсуждать поступки героев произведений. | 12,05 | |||
127 | Контрольная работа №6 по разделу «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | Проверять себя и самостоятельнооценивать свои достижения на основе диагностической работы. | 15,05 | |||
128 | Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести». | 1 | Что такое совесть?Стимулировать осознание такого качества человека, как совесть. Обсуждать поступки героев произведений. Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей. | 17,05 | |||
129 | И. Пивоварова «Сочинение» | 1 | Произведение И.Пивоваровой «Сочинение» - это сказка?Актуализировать знания особенностей литературных жанров | 18,05 | |||
130 | Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме» | 1 | Учить самостоятельно создавать текст, учить писать сочинение.Упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, воображеение. | 19,05 | |||
131 | Мы идём в библиотеку. Рассказы Н.Носова. | 1 | Урок путешествие | Познакомить с произведениями Н.Носова, научить работать с книгой, распределять книги по группам. | 22,05 | ||
132 | Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники» | 1 | Стимулировать интерес к чтению юмористических произведений. | 24,05 | |||
133 | Н.Носов «Фантазёры». Чтение по ролям. | 1 | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе чтения художественных текстов | 25,05 | |||
134 | Семейное чтение И. Крылов «Лебедь, рак и щука». Смысл басни. | 1 | Научить объяснять мораль басни. Познакомить с биографией И. А. Крылова. | ||||
135 | Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности» | 1 | Учить определять этапности подготовки к инсценированию произведения | ||||
136 | Обобщение по разделу года. КВН «Цветик-семицветик» | 1 | Урок обобщения | Обобщить знания детей по предмету.Воспитывать чувство взаимопомощи,любовь к книгам, развивать память, мышление, речь. |
Учебно- методическое обеспечение
Литература, рекомендованная для учащихся:
- Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2016 г.
- Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2016 г.
Литература, использованная при подготовке программы:
- Бойкина М.В. Методические рекомендации для учителя, М., Просвещение, 2012 г.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению, М., «ВАКО», 2015 г.
Дополнительная литература:
- Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова, М.В. Бойкина, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. М.: Просвещение, 2011
- ФГОС начального общего образования. М.: Просвещение, 2009г.
Другие источники:
- Мультимедиа пособие: Русский язык. 2 класс.
- Сайт «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
- Раздел «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru/
- Методическая помощь http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=7036
- ФГОС: Начальное общее образование http://standart.edu.ru
- Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2011
Примерные программы начального общего образования. Литературное чтение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....
рабочие программы для 1 класса "Перспектива"
Рабочие программы для 1 класса по новым стандартам (УМК "Перспектива"). Предмет: математика. Составили Арзютова М.И. и Пиянзина В.И....
Рабочие программы для 1 класса по программе "Перспектива"
Рабочие программы для 1 класса по программе "Перспектива"...
рабочая программа 1-4 класс по окружающему миру, программа ПЕРСПЕКТИВА
Программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Перспектива", программы внеурочных занятий и план воспитательной работы.
Архив содержит программы по предметам, внеурочных занятий и по воспитательной работе....
Рабочие программы для 3 класса по УМК "Перспектива", программы внеурочных занятий и план воспитательной работы.
В архиве рабочие программы по многим предметам УМК "Перспектива" и программы внеурочных занятий, а также хороший план воспитательной работы...
Рабочая программа"Технология" 4 класс по программе "Перспектива"
У обучающегося будут сформированы:– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия...