Мастер-класс "Формирование ключевых компетенций младших школьников как одного из направлений модернизации образования"
учебно-методический материал на тему
Данный материал поможет учителю формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков в, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
![]() | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Жаворонковская средняя общеобразовательная школа
Выступление на педагогическом совете:
"Компетентностный подход в образовательном процессе
как средство достижения нового качества образования"
на тему:
«Формирование ключевых компетенций
младших школьников
как одного
из направлений модернизации образования»
Подготовила: Медведева М.А.,
учитель начальных классов
2 слайд Главная задача современной системы образования
Главная задача современной системы образования — создание условий для качественного обучения. «...Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуации.
3 слайд Компетентностный подход в обучении
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, определяется система методов обучения. Для этого определим понятие компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.
Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова впервые пытались доказать отличия между понятиями «компетентность» и «компетенция»: «компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
По определению Хуторского А.В. компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность - совокупность личных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин не может
реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьников формировать.
4 слайд Образовательные компетенции
Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которой участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учёбы эта компетенция фигурирует в качестве
образовательной.
Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а так же при проектировании учебного процесса.
Очевидно, что одни компетенции являются более общими и значимыми, чем другие. Возникает проблема типологии компетенций.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (дли всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:
- ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному)
- общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Для определения содержания каждой из компетенций необходима структура, обусловленная их общими функциями ролью в образовании.
Чтобы обеспечить соотносимость компетенций с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции» путем перечня структурных компонентов компетенции:
- название компетенции;
- тип компетенции (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
- круг реальных объектов действительности, но отношению к которым вводится компетенция;
- социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
- смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
- знания о данном круге реальных объектов;
- умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
- способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (но ступеням обучения);
- индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников,, в том числе и в измерителях уровня их креативности.
5 слайд Главные компетенции в начальной школе
Главными компетенциями, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
6 слайд
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
- иметь опыт восприятия картины мира.
7 слайд
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и предавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по канал СМИ;
- овладеть навыками использования информационных устройств;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
8 слайд
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
- уметь представить свой класс, школу, страну, использовать для этого знания иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовые сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
- действовать в сфере трудовых отношений с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих компетенции читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
- Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения развития критического мышления.
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Органы чувств человека». Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания - составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала орган чувств человека и результат -
разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Формировались такие компетенции, как коммуникативные - умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные — для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги, необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в потоке информации, которую нашли ученики. Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер.
9 слайд Социальные компетенции:
социальные -надеемся, что органы чувств человека нужно беречь, ученики ведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать одноклассника.
- Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках русского языка и литературного чтения. Ученики в ходе выполнения упражнений анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы. Роль учителя заключается в правильном подборе методов обучения, видов деятельности и упражнений. Знания, которые открыли ученики, надолго остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. А значит, сумеют открытые знания применить в практической деятельности.
- На уроке математики в 4 классе по теме «Многогранник», ученикам предлагается рассмотреть несколько фигур и ответить на вопрос, что называют гранями, ребрами и вершинами многогранника.
Этот вопрос довольно сложный, для решения которого учащиеся должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Анализируя слова (ребра, вершины, грани), они сопоставляют их и примеряют относительно этих фигур. Такой анализ уже может направить их в определенном направлении и придти к выводу, который и будет правильным ответом на поставленный вопрос.
10 слайд Современные технологии организации учебно-воспитательного процесса
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и во внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует развитию различных видов компетенции: коммуникативных, информационных, учебно-познавательных, социальных.
11 слайд Заключение
В заключении предлагаю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:
- главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете;
- помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;
- необходимо часто использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;
- помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике;
- приучайте учеников думать и действовать самостоятельно;
- творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем;
-познавательные задачи решайте несколькими способами, чаше практикуйте творческие задачи;
- в процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;
- поощряйте проектную и исследовательскую работу учеников;
- учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью;
-объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Конечно, эти советы только небольшая часть педагогической мудрости, общего педагогического опыта многих поколений. Но помнить о них, следовать им, руководствоваться ими - это условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирование и развитие личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главная задача современной системы образования Формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции , определяющие современное качество образования.
Компетентностный подход в обучении Компетентность - совокупность личных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Образовательные компетенции Компетенции, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности.
Главные компетенции в начальной школе учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социальные.
Учебно-познавательные компетенции ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы.
Информационные компетенции владеть навыками работы с различными источниками информации; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и предавать ее.
Коммуникативные компетенции владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.
Социальные компетенции определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности.
Современные технологии организации учебно-воспитательного процесса Исследовательская и проектная деятельность на уроке и во внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, концертах - все это способствует развитию различных видов компетенции.
Советы по формированию ключевых компетенций в работе над качеством образования главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете; понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; поощряйте проектную и исследовательскую работу учеников; объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179893-1358262688.jpg)
Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста
Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791424-1463429142.jpg)
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/16/picture-1251788-1602809905.jpg)
Доклад: «Информационные технологии в начальных классах в свете стратегических направлений модернизации образования»
Доклад: «Информационные технологии в начальных классах в свете стратегических направлений модернизации образования»Скачать...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/25/picture-1465751-1679738773.jpg)
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....