Совершенствование техники чтения
статья на тему

Педсообщество "Территория творчества"

Детям, которые находятся на этапе послогового  способа чтения, трудно справиться с текстами, включенными в учебники 1 класса. Задания в учебниках по чтению и остальным предметам содержат тексты, включающие слова со сложной слоговой структурой и грамматической конструкцией, они рассчитаны на хорошее владение навыком чтения. В наших учебниках недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык синтетического способа чтения у слабочитающих детей. Как же помочь моим ученикам преодолеть эти трудности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovershenstvovanie_tehniki_chteniy.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

     Обобщение опыта на тему:

« Совершенствование техники чтения»

    Детям, которые находятся на этапе послогового  способа чтения, трудно справиться с текстами, включенными в учебники 1 класса. Задания в учебниках по чтению и остальным предметам содержат тексты, включающие слова со сложной слоговой структурой и грамматической конструкцией, они рассчитаны на хорошее владение навыком чтения. В наших учебниках недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык синтетического способа чтения у слабочитающих детей. Как же помочь моим ученикам преодолеть эти трудности?

           В своей практике я использовала систему занятий Костроминой и Нагаевой для индивидуальной работы со слабочитающим ребёнком. Эти занятия дали хорошие результаты: значительно увеличилась скорость чтения, повысилось качество чтения (сократилось количество ошибок, чтение стало более выразительным), а самое главное ребёнок полюбил книгу. Но осуществить индивидуальную работу с каждым учащимся класса в рамках урока практически невозможно, поэтому я решила привлечь к данной работе родителей.

                    Причины и помехи тормозящие скорость чтения.

          Психологи выделяют 7 основных причин:

          1.Природный темп деятельности.

          2. Регрессии.

          3. Отсутствие антиципации.

          4. Артикуляция.

          5. Малое поле зрения.

          6. Уровень организации внимания.

          7.Уровень развития памяти.

         Теперь подробнее остановлюсь на каждой из причин, расскажу о тестах, которые я провела в своём классе, и их результатах.

  1. Природный темп деятельности.

         Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп деятельности является составляющим свойством темперамента человека, оно врождённое, устойчивое и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Нельзя от медлительного ребёнка требовать высокой скорости чтения!

         Чтобы определить темп деятельности можно провести теппинг-тест «Дятел». Он заключается в следующем. Прямоугольник размером 8 на 12 см разделить на 6 квадратов 4 на 4см. Положить этот лист перед ребёнком и попросить его постучать карандашом по каждому квадрату в указанном порядке, заполняя каждый квадрат просто точками. При выполнении задания рука должна быть на весу. Начинать стучать надо по команде: «Начали!», команда: «Дальше!» означает переход к следующему квадрату. На каждый квадрат отводится 5 секунд.

        Оценка результатов:

        16 точек и меньше – ребёнок склонен выполнять любые задания в медленном темпе.

        16-20 точек – нормальный средний темп работы.

        20 точек и больше – ребёнок умеет и может работать в быстром темпе.

        Этот тест даёт информацию и о работоспособности ребёнка. Если разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 и более, значит, ребёнок склонен к быстрому переутомлению.

        Преодолеть эту причину, так как это врождённое свойство, очень сложно, но всё-таки можно несколько увеличить скорость чтения путём систематических упражнений в течение длительного времени. Такими упражнениями являются:

  1. Многократное прочтение.

 Ребёнок читает один и тот же текст в течение 1 минуты, с каждым разом

количество прочитанных слов увеличивается. Так как знакомый текст читается в более быстром темпе, ребёнок по инерции продолжает с той же скоростью читать и незнакомый текст, хотя бы несколько слов.

  1. Молния.

 Это упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход осуществляется по команде «Молния».

  1. Буксир.

  Взрослый читает текст вслух, а ребёнок читает про себя, стараясь поспеть за ним. Важно, чтобы разрыв в скорости чтения не превышал 20 слов в минуту.

        Эти упражнения нужно регулярно включать в занятия с ребёнком.

Их можно использовать при выполнении домашнего задания по чтению.

2.Регрессии.

      Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Определить наличие регрессии можно с помощью наблюдения. Если при чтении взгляд ребёнка постоянно возвращается назад или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два-три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит в чтении ребёнка присутствуют регрессии.

      Причины регрессий:

  1. Сила привычки.
  2. Кажущиеся трудности текста.
  3. Отсутствие внимания.

       Последние  две  причины  - явления   временные   и  достаточно   легко

снимаются. Первая причина – сила привычки -  явление достаточно устойчивое, и для её преодоления требуются регулярные занятия с использованием специального упражнения «Чтения с окошечком».

                                           10 см

 5 см

     

                   

           

        Листок накладывается на строку и передвигается по строке сначала взрослым, а потом самим ребёнком.  Взгляд ребёнка при этом будет плавно передвигаться вместе  с листком , повторное перечитывание будет исключено. Постепенно ребёнок привыкнет скользить взглядом по строке.

                           3.Антиципация.

        Антиципация или смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение.

      Для того чтобы определить, владеет ли ребёнок данным приёмом, надо предложить ему для чтения два текста: с пропусками, затем без них. Если разрыв не превышает 15-20 секунд, значит ребёнок пользуется приёмом антиципации. Если слов, над которыми ребёнок думал долго, оказалось много, то необходимо поработать над развитием антиципации.

           Родился зай... в лесу и всё боял... .  Треснет где-ни... сучок,

вспорх... пти..., упадёт с дере... ком снега- у зайчи... душа в пят... .

          Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а

потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... .

         - Нико... я не бою...!- крик... он на весь лес. - Вот не бою...

нисколь..., и всё тут!

        Родился зайчик в лесу и всё боялся.  Треснет где-нибудь сучок,  вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега - у зайчика душа в пятки.

          Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а

потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться.

        - Никого я не боюсь!- крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь

нисколько, и всё тут!                          

          Для развития антиципации надо использовать следующие упражнения: тексты с пропущенными буквами в окончаниях и в других частях слова или пропущенными целыми словами, тексты с ошибками в содержании или несуразицы. Кроме того, польза этих упражнений состоит в развитии словесно-логической памяти. Можно использовать для упражнений такое приспособление: из листа бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 см и отверстиями шириной в 1-2 см. Общий размер решётки должен быть с печатный лист. Решётка накладывается на текст, скрывая части слов. Ребёнок будет догадываться по видимой части о его скрытой части. При работе с решёткой ни в коем случае нельзя подгонять ребёнка, настаивать на увеличении скорости чтения. Заниматься нужно ежедневно 10-15 минут.

 Работа над развитием антиципации тесно связана с работой по развитию речи. Это обусловлено тем, что и в том и в другом случае идёт работа над расширением возможности лучше осознавать прочитанное. Работа по развитию речи включает в себя такие виды упражнений: расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков, понимание переносного смысла и т. д. Поэтому необходимо сочетать работу  по развитию антиципации с упражнениями по развитию речи.

                                    4. Артикуляция.

  Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата снижает скорость чтения. Чтобы сделать вывод о влиянии артикуляции на скорость чтения, надо предложить ребёнку прочитать  в течении 30 секунд два текста одинаковой сложности, один про себя, а второй вслух..  Вслух ребёнок должен прочитать 2/3  от прочитанного про себя. Меньшее количество слов свидетельствует о том,  что подвижность артикуляционного аппарата недостаточна для быстрого чтения вслух.

      Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом.

  1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
  2. Чтение чистоговорок.
  3. Чтение скороговорок.
  4. Чтение скороговорок в темпе.

                            5.Малое поле зрения.

       Глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смена точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент фиксации глаз. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух – трёх местах на строке. Поэтому для повышения скорости чтения  необходимо уменьшить число остановок на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

      Объём фиксации взора и размер оперативного поля можно увеличить с помощью специального обучения.

  1. Игра «Что вокруг?»   

    Перед ребёнком на уровне глаз на расстоянии 1,5 – 2 м надо повесить лист бумаги с нарисованным  в центре кругом  диаметром 1-2 см. Глядя в эту точку ребёнок должен назвать предметы, которые находятся справа и слева от него.

  1. Числовые и буквенные пирамиды.

      Взгляд фиксируется в центре, нельзя переводить взгляд  ни влево, ни вправо. Ребёнок должен назвать букву или цифру, которую он видит слева, затем справа на первой строке,  затем на второй и так постепенно переходим на следующие строки.

                              7 __________9

       

                1_________________2

           5 ______________________4

    8 ____________________________6

  1. Цифровые  или буквенные таблицы.

     Ребёнок должен сосредоточить взгляд в центре  таблицы, затем не переводя взгляда с центра назвать те цифры или буквы, которые он видит. Следующий этап работы предусматривает показ ребёнку конкретного квадрата (начинать надо с близких к центру квадратов), он называет букву или цифру. Если задание вызывает трудности, то можно изготовить таблицу с цветными цифрами или буквами.

         

         

    1

    7

   22

     3

   15

    16

    11

    5

   10

   20

    4

    23

    2

    17

    9

    18

   12

   24

    21

    14

    6

    19

    8

    13

         

    А

    Н

   К

    О

    Б

    Х

    У

    Р

   Д

   С

    И

   Ю

    Ш

    Е

    А

    З

   Ч

    Э

    Т

    Л

    П

    Я

    Ц

    В

          6.Уровень организации внимания.

   Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах деятельности.  Для повышения уровня внимания нужно вести работу в двух направлениях:

   - использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение;

   - использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

      Определить объём внимания и концентрацию можно с помощью теста «Догони и поймай букву». Ребёнок должен зачёркивать  одну букву,  н-р Р, а другую подчеркивать, н-р Е.  Просматривать нужно каждую строку слева направо в течение 5 минут. Если за это время ребёнок просмотрел более 400 знаков и допустил 5 ошибок и менее, то объём его внимания и концентрация в норме.

                           Образец выполнения задания:

                    Е О Р Ы Л А Г Е Т С Р В Л Д Ы Р Ч Т М Е А П Ф

 Г К Ю Ш Р Т  И Е М А В У К С М В Щ Ш Г О Т Б Л Е О И Н Х Щ Б А В К Ц Ч С Ы О И Р А В Ь Л Ж О Р В Н И ОЖ Д Б Л Ь О Т Р И П М А С В Н П О М И М О Р Н П Е К У В А Ы Ц Ч С М В А П Р О Т И Р О Ь С В Ы Ц У В А К Е Р О Ж Г А Ь М Н Р В Е Ш Л Т Б О Р В С Ч Р О И Т  Л М А О П В Ч С М И Т О Р Н Ш З Х Э Ю О В П А Р Ы Л А Г Е Т С Р  В Л Д Ы Д Ч Т М Н А П Ф Х Г К Ю Ш Р Т И Е П А В У К С М В Щ Ш Г О Т Б Л Е О И Н Х Щ Б А В К Ц Ч С Ы О И Р А В Е Л Ж О Р В Н  О Ж Д Б В Ь О Т Р И П М А С С В Н П О И М М О Р Н Е К У В К Л О Ч С М В А П Р О Т П Р О Ь П Р О Е Т Л А Р Е О Л Ю Д В Е Р М Ь Е Р В Р О Е Р М Т Л Д Р П Е В Р О Л Е А Р Л Д Ж У Е П Ы С Р З Щ Х

       Этот тест можно использовать и в качестве тренировки. Задание можно усложнить: сначала одну букву вычёркиваем, а другую подчёркиваем, затем по команде «Внимание» проводим черту и начинаемся работа наоборот: первую вычёркиваем, а вторую подчёркиваем.

      Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания.

                Упражнение «Внимание».

  1. На словесном материале.

   По сигналу «Внимание» показываем ребёнку материал, но не больше , чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявленный материал и записать его. По мере тренировок объём материала увеличивается.

      Варианты материала.

  • Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.
  • Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв.
  • Предложения, содержащие от 5 до 16 букв.
  1. На цифровом материале.

       Показываем таблицы с цифрами. Ребёнок должен как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы, при этом он должен показывать его указкой и называть громко и четко.

       Одновременно фиксируется время работы по каждой таблице отдельно, а также количество ошибок. Постепенно таблицы усложняются: сначала  в них включаются числа от 1 до 9, затем от1 до 16,  от 1 до 25, расположенные в случайном порядке.

                                                                     

   1

   

   7

    4

 

   3

 

   5

    2

   

   9          

   5

   2

 

    1

   8

   6

    3

   6

   8

   7

   9

    4

                                   

   9

    5

   8

 

   6

   9

    3

 

    4

   1

   6

   2

 

   5

    8

    3

   7

   2

    4

    7

    1

       Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

    Упражнение 1.

   Чтение вслух небольшого предложения сопровождается постукиванием карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить предложение и сосчитать количество ударов. Постепенно количество предложений в тексте увеличивается.

     Упражнение 2.

   В таблице №1 записаны числа от 1 до 25. Всего 16 чисел, 9 пропущено. В тетради записан ряд чисел от 1 до 25. Ребёнок должен отыскать в таблице числа по порядку, если числа в таблице не оказалось, его надо вычеркнуть в тетради. Исправлять по правилам нельзя. На работу – 3 минуты.  

    В таблице №2  используется 25 чисел в диапазоне от 1до 30. Время работы 7 минут.

               

     1

   18

     5

     9

     3

    13

    22

     6

     8

    19

    7

    21

    25

    10

    4

   15

     1

     

    12

   19

    4

   22

   26

    5

    29

     16

    10

     9

    23

    2

    6

   30

    17

    27

    28

    21

   15

     14

    20

    18

     8

    25

     Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

  1. Упражнение-игра «Посмотри и распутай линии».
  2. Упражнение «Слушай внимательно».
  3. Упражнение на переписывание строк, состоящих из набора букв, не

имеющего смысла.

  1. Игра-соревнование.

     В течении 1-2 минут показать несколько предметов, затем закрыть их и предложить подробно описать каждый предмет. Другой вариант – показать несколько предметов, затем  что-либо изменить (убрать, добавить, поменять местами). Дети должны сказать, что изменилось.

        Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

     Для тренировки используется «Клетчатая таблица»,

     1-й этап -  рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа чёрного цвета от 1 до 12;

     2-й этап – рассмотреть таблицу и найти все числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1;

     3-й этап -  необходимо поочерёдно искать числа чёрного цвета в прямом порядке, а числа белого цвета в обратном порядке.

     Количество цифр можно увеличить сначала до 16, а затем до 24.

     Задание можно усложнить, заменив цифры буквами. Чёрные выписывать в алфавитном порядке, а белые в обратном.

     Ещё более сложный вариант задания – находить в таблице белые и чёрные цифры  попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим цифрам.

               

 3-А

11-И

 4-С

 6-Г

 10-Б

 5-М

 8-Е

 2-Н

 9-К

  4-Ф

 12-Р

  1-В

 

 8- Ч

 7-Н

 7-Ф

 5-Б

 11-Л

  2-Т

 10-Е

 9-А

  3-К

  1-В

 6-Х

 12-И

       Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.

    Упражнение «Найди спрятанное слово».

стмалинарстнодингслонвподзцукыватапчасыпкуткаглдроваипт

аскавроювураганрчсачоксцапляитсдубтсоджурналэхфеаом

    Упражнение с квадратами.

    Ребёнку надо расставить в свободных клетках квадрата №2 в

возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке

в 12 клетках квадрата №1.

   5

   12

   1

   7

 

   10

    3

   9

  16

  14

   6

   11

   2

                                             Развитие речи.

        Примерно 1/3  детей с трудностями формирования навыка чтения  имеют недостатки в развитии устной речи. Занятия по развитию речи будут полезны всем детям, так как высокий уровень речевого развития способствует как более быстрой автоматизации самого навыка чтения, так и лучшему осознанию того, что читает ребёнок. В своей работе необходимо сочетать работу над развитием грамматического строя языка с обогащением словарного запаса.

         Упражнения для развития грамматических навыков.

  1. «Вторая половина».

   При чтении произносится только вторая половина слова.  Это позволяет акцентировать  конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же восприятии, как и начало. Это упражнение полезно использовать, если ребёнок при чтении допускает ошибки в окончаниях слов. Тренироваться нужно до тех пор пока ребёнок не перестанет искажать окончания при обычном чтении. Полезно обсуждать, почему в слове именно это окончание.

            Чтение, только, трава, солома, вышел из кухни, подойдут к сторожке, бегают по площадке, подойдём к берегу, остановлюсь недалеко от деревни.

           Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой.

 2.»Догадайся».

     Упражнение направлено на акцентирование внимания на окончание слова, но оно сложнее, так как  надо не только правильно прочитать окончание, но и догадаться какое оно должно быть. При этом не важна правильность написания, должно быть орфоэпическое чтение. Это упражнение похохе на упражнение с «окошечком»  слева , когда ребёнок закрывает конечную часть слова.

        Солн…  садит… в тучи. Быстрые ласточ… лета… низко над земл… . Голосят по двор… пету… . Облака вытягива…  по неб… длинными туман… прядя… . Это приметы дож.. . А незадол… перед дожд… слышит… нежное дыхание влаги. Его приносит отту…, где дож… уже пролил… .

        Но вот начина… капать дож… . Редк… капли оставляют тёмные крапин… на пыльн… дорог… и крыш… .

  1. «Закончи предложение».

                   Дети ели ка… .

                 На столе лежат бумага и кра… .

                 В лесу растут гри… .

                 У нас есть петух и  … .

                  Зимой бывает хо… .

  1. «Пропавшие слова».

Тишина стоит в дремучем  ________ . Чёрные  ___________ затянули

 солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт __________ .

 

           Зима. Все дорожки покрыты пушистым _________ . Гладким ________

Оделась река. Ребята построили высокую ___________ . Быстро мчатся  __________ санки. Резкий _____________ бьёт детям в __________ . Мороз щиплет ___________ .  _________  не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

  1. «Найди ошибку».

       Зимой в саду расцвели яблони.

       Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

       В ответ я киваю ему рукой.

       Мальчик стеклом разбил мяч.

       Скоро удалось мне на машине.

  1. «Что имеется в виду?»

         Тренировка на понимание переносного смысла  слова.

          --Скажи, как ты понимаешь эти выражения.

     железный топор – железный человек

    золотая стрела – золотые руки

    ядовитый укус – ядовитый взгляд

    острый нож – острое слово

    низкий стол – низкий поступок

    чёрствый хлеб – чёрствый человек.

Подготовила: Стельмашова Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути совершенствования техники чтения

Приёмы, позволяющие совершенствовать технику чтения....

Совершенствование техники чтения

Упражнения, приведенные в данном материале можно использовать для совершенствования техники чтения....

Система работы по совершенствованию техники чтения

Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на урок...

Совершенствование техники чтения в начальной школе.

Содержание: 1. Значение оптимального чтения для учащихся начальных классов и пути его совершенствования. 2. Как работать над техникой чтения. 3. Развитие речи учащихся - одна из основных задач нача...

Совершенствование техники чтения младших школьников

Книги читают все, но далеко не все умеют правильно читать.А. Блок говорил, что литература трабует не только талантливого поэта, но и талантливого читателя.Быть талантливым читателем - это бесценный да...

Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников

Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...

урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения.

урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения....