Совершенствование техники чтения
материал (чтение) по теме
Упражнения, приведенные в данном материале можно использовать для совершенствования техники чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_tehniki_chteniya.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование техники чтения
Упраждения для обучения чтения
PАЗВИТИЕ ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Эту работу полезно начать с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении образца, строфы.
oбразцы скороговорок:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве дрова.
Проворонила ворона воронёнка.
Саша шапкой сшиб шишку.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
От топота копыт пыль по полю летит.
Kроме чистоговорок и скороговорок, С целью выработки правильного произношения привлекаются пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.
Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами используют отработку сочетаний гласных и согласных.
Начинают упражнения с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, И, э. Учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем в сочетаниях: а - у, а - о, ы - И, Э - а, и - о и т.Д. Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.
После обработки произношения гласных включаются сочетания гласных и согласных: ба, 60, бы, бэ, би, ва, во, ву, вэ, ви И т.Д.
Практически разминки на уроке проводятся таким образом: на доске выписываются гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, включая соревнования по рядам.
Далее проводится чтение различного рода сочетаний гласных, например: а о у и э, а и у о э; согласные: з - с - ж, ш - ж - с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация, портфель. В январе, в январе много снегу во дворе.
Упражнения, вырабатывающие
внимание к слову и его частям как предпосылка
правильного чтения.
C этой целью даются для чтения на определённое время слова и словосочетания. Воспитывается внимание к окончанию слова (чтение слов с общим корнем: вода, водный; белый, бельё; родина, родной; сочетаний существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса); к корню слова (с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота - частота, девушка - дедушка, булка - белка).
Для упражнений используются разные части речи. Ошибки предупреждаются рядом упражнений. Например, если дети встретятся в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано. Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры: вместо него сначала предлагаются слова с тем же корнем:
зелёный - зеленел - зазеленела;
бодрый - ободрился - приободрился;
сельское хозяйство - хозяйственный - сельскохозяйственный.
Ошибочно прочитано может быть непонятное слово. В таких случаях до чтения его значение поясняется учителем.
Упражнения. развивающие оперативное
поле чтения и память.
Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения учебника и вместе с тем улучшают память, внимание.
Слова даются несложные: сначала одно слово, состоящее из двух слогов, затем из трёх, потом подключают два слова, постепенно доводя восприятие до 10-12 знаков, например: пришла зима; друг - дружеский; сильный, смелый;
ученье
ученый
ученик
вьюга, метель, позёмка, буря.
Чтение - вот лучшее учение.
«Пирамидку» строят из слов произведения, которое читалось (упражнение вводится при проверке домашнего задания), или используется текст нового рассказа (при подготовке его к чтению).
Помимо развития поля чтения, зрительного восприятия слов, проводится упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Кроме того, текст рекомендуется читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе.
Разумеется, упражнения проводятся не часто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.
Упражнения. развивающие гибкость
и скорость чтения вслух и молча. умение
угадывать последующий текст.
С целью чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводится упражнение «губы».
Для развития языковой догадки с момента перехода к чтению связных текстов вводится упражнение «УГАДАЙ» . Учитель раздаёт карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, учитель побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания.
- Мы с папой сегод... (-ня) пош... (-ли) в КИ... (-но).
Для расширения фиксационного поля до размеров слова средней длины (5-6 букв) предназначено упражнение «ФОТОГЛАЗ». На прозрачной плёнке пишутся столбцы четырёх -, пяти - и шестибуквенных слов, которые показываются по одному; время предъявления каждого слова фиксируется. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово в данном десятке может и отсутствовать.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение «БУКСИР». Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Таким образом они приучаются изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурной самого текста.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости на основе возросшего фиксационного поля, в процессе чтения молча предлагается упражнение «МОЛНИЯ». Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением в слух.
Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.
Для развития внимания и его тренировки применяют и другие упражнения: «СРАВНИ»
Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости чтения). Учащиеся заводят тетрадь учёта скорости чтения, где они 1-2 раза в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравнивают эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи»;
чтение «СПРИНТ»
На максимальной скорости, читая про себя, требуются найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.
Упражнения по антиципации частей
устойчивых словосочетаний.
Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний. Если возникают сомнения, правильность проверяется по тексту правой стороны, которая отрывается.
Антиципация частей предложения:
Он сам во всём ... - виновен
Дверь была... - открыта, закрыта
Солнце уже ... - взошло, зашло
Весь день шёл ... - снег, дождь
Антиципация частей поговорок:
Сдал дело ... Лучше поздно ...
Тише едешь ... Мал золотник ...
Дал слово ... Семь раз отмерь ...
Для упражнений в антиципации даётся и связный текст, в котором пропущены слова. Дети сами дома придумывают диалоги с пропусками ответов и предъявляют их в классе, участвуя в диалоге с товарищем.
Опыт использования системы упражнений свидетельствует о том, что она обеспечивает овладение устойчивым навыком чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути совершенствования техники чтения
Приёмы, позволяющие совершенствовать технику чтения....
Система работы по совершенствованию техники чтения
Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на урок...
Совершенствование техники чтения в начальной школе.
Содержание: 1. Значение оптимального чтения для учащихся начальных классов и пути его совершенствования. 2. Как работать над техникой чтения. 3. Развитие речи учащихся - одна из основных задач нача...
Совершенствование техники чтения младших школьников
Книги читают все, но далеко не все умеют правильно читать.А. Блок говорил, что литература трабует не только талантливого поэта, но и талантливого читателя.Быть талантливым читателем - это бесценный да...
Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников
Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...
урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения.
урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения....
урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения.
урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения....