Стратегия пересказа текста
статья (2 класс) на тему
Приемы работы с текстом в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.87 КБ |
Предварительный просмотр:
М.А.Успенская, учитель начальных классов
МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н. Белкина»
Суздальского района
Стратегия подготовки подробного пересказа текста
Причина того,
что люди так мало запоминают из того,
что они читают, заключается в том,
что они слишком мало думают сами.
Георг Кристоф Лихтенберг.
В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Большую роль в этом играет работа по развитию устной речи, обучение правильному построению предложения и связных высказываний, умению грамотно, последовательно и лаконично отвечать на поставленные вопросы, давать развернутые ответы.
Одним из приемов развития устной речи является пересказ текста. С одной стороны, пересказ способствует осознанию взаимосвязи содержания прочитанного текста и его языковых средств, активному усвоению лексического состава произведения и его дальнейшего использования для построения собственных высказываний, выражения чувств и переживаний. С другой, пересказ – эффективное средство запоминания и закрепления нужной информации, развития мышления.
Пересказ текста вызывает сложности у обучающихся 2 класса, но так как данный вид работы встречается на протяжении всего периода обучения в школе, то качественное его выполнение является важным и значимым в формировании универсальных учебных действий при работе с информацией.
Целью исследования стало выявление индивидуальных стратегий обучающихся и разработка универсальной стратегии подготовки подробного пересказа.
Для достижения поставленной цели требовалось решить ряд задач:
- Разработать анкету для изучения отношения обучающихся к пересказу.
- Провести диагностическое обследование по выявлению индивидуальных особенностей восприятия обучающихся.
- Разработать вопросник для выявления стратегии подробного пересказа.
- Выявить индивидуальные стратегии пересказа у обучающихся.
- Создать универсальную памятку подготовки подробного пересказа.
Гипотеза исследования состояла в том, что в результате работы по созданию универсальной стратегии улучшится качество подробного пересказа текста у школьников, пересказ будет плавный, уверенный, без слов-«паразитов», повысится мотивация при подготовке пересказа и сократится время на его подготовку дома.
Работа проводилась на базе МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина» среди учеников 2 класса. В исследовании приняли участие 15 школьников в возрасте 8-9 лет.
Исследовательская работа по данной теме состояла из четырёх основных этапов:
1) подготовительный;
2) диагностический;
3) практический;
4) обобщающий.
Подготовительный этап включал в себя изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по данной теме. Особое внимание было уделено методическим наработкам педагогов в концепции ЦРПС.
Диагностическая работа началась с выявления отношения школьников к пересказу текста. Для этого была составлена небольшая анкета, состоящая из трёх вопросов. Результаты опроса представлены в таблице.
Результаты выявления отношения
обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»
к пересказу текста
Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
| 8 ч. – 54% | 4 ч. -26% | 3 ч. – 20% |
| 2 ч. – 13% | 7 ч. – 47% | 6 ч. – 40% |
0,5 часа | 1 час | много | |
| 7 ч. -48% | 4 ч. – 26% | 4 ч. – 26% |
Из приведённых в таблице данных видно, что почти половина группы испытуемых на первый вопрос либо затрудняется ответить, либо отвечает негативно. Почти половина испытуемых считает, что у них не получается хорошо пересказывать текст, а 40% школьников вообще затрудняются ответить на этот вопрос, и только 13% учащихся уверены в своём умении. Результаты ответов на вопрос о количестве времени, которое тратят школьники на подготовку пересказа, говорят о том, что больше половины учащихся тратят на подготовку пересказа от одного часа и более.
Полученные данные заставили задуматься об уровне школьной мотивации учащихся 2 класса и применить методику Н.Г.Лускановой «Анкета для оценки уровня школьной мотивации». Результаты использования данной методики представлены в таблице.
Результаты изучения уровня школьной мотивации
обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»
Уровень | Результат |
| 2 ч. – 14% |
| 6 ч. – 37% |
| 4 ч. – 28% |
| 2 ч. – 14% |
| 1 ч. – 7% |
Приведённые в таблице данные указывают на то, что у 51% школьников отмечается высокий уровень мотивации, у 28% школьников – положительное отношение к школе, но 21% учащихся испытывают определённые мотивационные затруднения.
В диагностическую работу было включено изучение ведущих репрезентативных систем у школьников по методике А.А. Плигина. Результаты представлены в таблице.
Сводная таблица анализа ведущей репрезентативной системы
обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»
Система восприятия | В | А | К | ВАК | ВК |
Количество учеников (%) | 5 ч. -33% | 1 ч. – 7% | 7 ч. – 46% | 1 ч. – 7% | 1 ч. - 7% |
Из полученных данных следует, что у 46% второклассников преобладает кинестетическая система восприятия (К), у 33% школьников – визуальная (В), у 7% школьников – аудиальная (А), у 7% школьников – присутствуют все три системы (ВАК) и у оставшихся 7% школьников - две системы (ВК).
На этапе практической работы на одном из первых занятий ученики получили задание: подготовить пересказ текста, составить и записать план своих действий. Приведу примеры выявленных первичных стратегий учащихся.
Первичная стратегия пересказа текста Саши К., ученицы 2 класса
- Пришла домой, достала учебник и прочитала два раза. (Действия, связанные с условиями; предметные действия.)
- Рассказала своим игрушкам.(Аудиальный канал.)
- Потом рассказала ещё раз. (Аудиальный канал.)
- С четвёртого раза у меня получилось рассказать весь текст полностью. (Аудиальный канал.)
- Когда мама проверила, я закончила пересказ. (Действия, связанные с условиями; предметные действия.)
В данной стратегии отсутствует целеполагание, нет мотивации, отсутствуют критерии достижения цели, мало операций и действий, нет контроля качества и коррекции деятельности, т. е. данная стратегия не соответствует модели Т.О.Т.Е. По сенсорным предпочтениям стратегия аудиальная. Отсутствуют интеллектуальные действия и операции.
Первичная стратегия пересказа текста Даши П., ученицы 2 класса
- Мы в школе на уроке читали текст. (Предметные действия.)
- Я запомнила его, потому что он был интересный. (Действия, связанные с условиями.)
- Я представила этот рассказ в голове как мультик и пересказала текст. (Предметные действия; визуальный канал.)
В данной стратегии тоже отсутствует целеполагание, нет мотивации, отсутствуют критерии достижения цели, очень мало операций и действий, нет контроля качества и коррекции деятельности. Данная стратегия тоже не соответствует модели Т.О.Т.Е. Из сенсорных предпочтений можно выделить только визуальные. Интеллектуальные действия и операции тоже отсутствуют.
Для выявления и развития индивидуальных стратегий на основе вопросника из «Учебно-методического комплекса ЦРПС» А.А. Плигина и Е.М. Тишкиной был разработан вопросник с элементами листа анализа, соответствующий модели Т.О.Т.Е.
Вопросник с элементами листа анализа для выявления стратегии подробного пересказа текста в начальной школе.
- Зачем ты готовишь пересказ?
- Хочу, чтобы похвалил учитель.
- Хочу, чтобы похвалили родители.
- Хочу, чтобы заметили одноклассники.
- Хочу получить 5.
- Хочу выполнить задание учителя.
- Хочу научиться пересказывать.
- А что еще?_______________________________________________________
- Что ты почувствовал, представил, услышал, когда получил задание?
- Боязнь, что не справлюсь.
- Боязнь, что не хватит времени.
- Желание выполнить задание лучше всех.
- Интерес к заданию.
- Спокойствие.
- Уверенность, что справлюсь.
- А что еще?________________________________________________________
- Как ты поймёшь, что готов пересказать этот текст?
- Я могу пересказать родителям.
- Могу ответить на вопросы после текста.
- Быстро подготовил пересказ.
- Понял смысл текста.
- Получил похвалу мамы.
- Рассказал без остановок.
- Рассказал без повторов и слов-«паразитов».
- А что ещё? _______________________________________________________
- С какого действия ты начинаешь работу?
- Готовлю рабочее место, удобно сажусь.
- Читаю заголовок.
- Рассматриваю иллюстрации.
- Читаю текст первый раз.
- Оцениваю размер текста.
- Перечитываю непонятные слова, ищу в словаре их обозначение.
- Делю текст на смысловые части.
- Читаю 1 часть, потом 2 часть, потом 3 часть и т.д.
- Пересказываю текст по частям.
- Пересказываю текст целиком.
- А что еще?________________________________________________________
- Что ты видел, слышал, чувствовал, когда пересказывал текст?
- Зрительно представил, как я буду рассказывать перед классом.
- Увидел мультфильм про героев.
- Играл роль одного из героев.
- Напевал мелодию.
- А что еще?________________________________________________________
- Что тебе помогло запомнить текст?
- Составил письменно план.
- Пересказал по плану,
- Смотрел на опорные слова.
- Ответил на вопросы в конце текста.
- Что ещё?__________________________________________________________
- Как ты понял, что правильно готовишь пересказ?
- Ответил на вопросы после текста.
- Пересказал текст, не глядя в учебник.
- Возвращался к тексту, перечитывал и понимал, что ничего не пропустил.
- Нравится, как пересказываю.
- Записал себя на телефон.
- Рассказал перед зеркалом.
- рассказал зрителям-игрушкам без запинок.
- А что ещё?________________________________________________________
- Что ты делал, если не мог пересказать?
- Читал ещё раз.
- Перечитывал по частям.
- Подчеркивал важные предложения в тексте карандашом.
- Просил помощи у родителей.
- А что еще?________________________________________________________
- Что тебе мешало в работе?
- Шум.
- Слабое освещение.
- Медленно читаю.
- Плохо себя чувствую.
- Задание было трудное.
- Я невнимательный.
- Прослушал задание.
- А что еще?________________________________________________________
- Как ты понял, что достиг цели?
- Смело и уверенно рассказал.
- Я не боюсь ответить у доски.
- Я могу ответить на любой вопрос учителя по тексту..
- Я доволен собой.
- Устал.
- Готов пересказать учителю и классу.
- А что еще?________________________________________________________
- Какой последний шаг ты сделал?
- Просмотрел текст ещё раз.
- Проверил, насколько хорошо знаю план текста.
- Просмотрел вопросы ещё раз.
- Пересказал без запинки и слов-«паразитов».
- А что ещё?_____________________________________________________________
Предложенный вопросник позволил выявить более подробные индивидуальные стратегии школьников. Приведу примеры стратегий, полученных с помощью вопросника.
Стратегия пересказа текста Саши К., ученицы 2 класса
- Готовлю пересказ, потому что хочу научиться пересказывать. (Управленческий акт – целеполагание.)
- Когда получила задание, почувствовала уверенность, что справлюсь, интерес к заданию. (Операции чувственного познания – восприятие.)
- Пойму, что готова пересказать текст, когда пойму смысл текста и расскажу его без остановок. (Предметные действия.)
- Читаю текст первый раз. Делю его на смысловые части. Пересказываю по частям. (Предметные действия; аналитико-синтетические действия.)
- Когда пересказывала, зрительно представляла, как буду рассказывать перед классом. (Предметные действия.)
- Письменно составила план текста. Смотрела на выделенные слова. Ответила на вопросы в конце текста. (Операции логического познания – построение суждения и утверждения; операции чувственного познания – проговаривание.)
- Пересказала текст, не глядя в учебник. Рассказала перед зеркалом. Рассказала зрителям-игрушкам без запинок. (Предметные действия.)
- Если не могла пересказать, читала текст ещё раз, перечитывала по частям и пересказывала снова. (Управленческий акт – контроль, коррекция.)
- Мешал шум и то, что я медленно читаю. (Предметные действия.)
- Поняла, что достигла цели, когда смело и уверенно рассказала, не боюсь ответить у доски, готова пересказать перед учителем, довольна собой. (Управленческий акт – фиксация результата; личностная рефлексия.)
- Посмотрела на текст ещё раз, пересказала без запинки и слов-«паразитов». (Управленческий акт – контроль и фиксация результата; предметные действия.)
Данная стратегия соответствует модели Т.О.Т.Е., в ней прописаны цель, мотив, критерии результата, разнообразные действия и операции, есть контроль и коррекция деятельности, есть выход из процесса и фиксация результата. В стратегии задействованы все три сенсорных канала восприятия информации, трудно выделить ведущий канал. В стратегии присутствуют следующие интеллектуальные действия и операции: управленческие акты, аналитико-синтетические действия, операции чувственного познания и операции логического познания.
Стратегия пересказа текста Даши П., ученицы 2 класса
- Готовлю пересказ, потому что хочу, чтобы обратили внимание одноклассники, хочу быть примером. (Управленческий акт – целеполагание.)
- Когда получила задание, почувствовала желание выполнить задание лучше всех. (Операции чувственного познания – восприятие.)
- Пойму, что готова пересказать текст, если похвалит мама. (Предметные действия.)
- Читаю заголовок и автора. Читаю текст первый раз. Потом второй раз. Пересказываю весь текст целиком. (Предметные действия; операции чувственного познания – восприятие.)
- Когда пересказывала, зрительно представляла, как на меня смотрит весь класс и ждет, когда я всё расскажу. (Операции чувственного познания – представление.)
- Запомнить текст мне помогли знания об авторе, я знаю, что он пишет интересные рассказы. (Операции чувственного познания – узнавание.)
- Пересказала текст, не глядя в учебник. (Предметные действия.)
- Если не могла пересказать, читала текст ещё раз. (Управленческий акт – контроль.)
- Мешал шум. (Операции чувственного познания – восприятие.)
- Поняла, что достигла цели, когда смогла ответить на все вопросы после текста. (Управленческий акт – контроль; предметные действия.)
- Пересказала текст без запинки и слов-«паразитов». (Управленческий акт – фиксация результата; предметные действия.)
Данная стратегия соответствует модели Т.О.Т.Е., в ней есть мотив, критерии, использованы разнообразные действия, есть контроль за результатом, выход из процесса и фиксация результата. В стратегии преобладают визуальные сенсорные предпочтения, меньше аудиальных и совсем мало кинестетических. Из интеллектуальных действий и операций можно отметить управленческие акты (целеполагание, фиксация результата), операции чувственного познания (восприятие, представление, узнавание).
Сравнивая первоначальные стратегии и стратегии, полученные в результате работы с вопросником, можно сделать вывод о том, что работа по вопроснику дала хорошие результаты по развитию и обогащению индивидуальных стратегий школьников: увеличилось количество действий и операций, появились новые способы действий для подготовки пересказа, добавились сенсорные каналы для восприятия информации.
Анализ стратегий школьников побудил к поиску и активному применению специальных приёмов для развития умения пересказывать текст. Использовались следующие приёмы:
- Создание мотивации. «Расскажи, как будто ты был очевидцем событий».
- Предвосхищение событий. «Как вы думаете, почему рассказ называется именно так?»
- Работа с незнакомыми словами (поиск в словарях, подбор синонимов, подчёркивание, выписывание и т.д.)
- Деление текста на части по вопросам.
- Коллективное составление обычного плана, цитатного плана.
- Иллюстрирование текста.
- Пересказ с предварительным нацеливанием. «Перескажи от лица определённого героя».
- Определи последовательность событий.
- Подбери пословицу к тексту.
- Задай вопрос герою.
Приём выбора наиболее ценных действий при работе со стратегиями позволил составить универсальную стратегию подготовки пересказа, которую можно использовать как памятку.
Универсальная стратегия подготовки пересказа текста.
- Готовлю пересказ, чтобы научиться пересказывать, получить «5» и похвалу учителя. (Управленческий акт – целеполагание).
- Получив задание, чувствую уверенность в своих силах, интерес к заданию, желание выполнить задание лучше всех. (Операции чувственного познания – восприятие).
- Пойму, что готов пересказать текст, когда пойму смысл текста, смогу уверенно и плавно пересказать без пауз и слов-«паразитов». (Предметные действия).
- Готовлю рабочее место, выключаю телевизор, удобно сажусь. Читаю заголовок, затем читаю текст первый раз. (Операции чувственного познания – ощущение; предметные действия).
- Представляю, как буду рассказывать в классе, мысленно представляю мультфильм, напеваю мелодию. (Операции чувственного познания – представление).
- Чтобы запомнить текст, вспоминаю сведения об авторе, уточняю смысл непонятных слов, составляю план, представляю последовательность событий, делаю рисунки-наброски. (Операции логического познания – систематизация понятий, построение рассуждения; операции чувственного познания – воспоминание; аналитико-синтетические операции – анализ, синтез, отождествление).
- Если смело могу пересказать текст, не глядя в учебник, без запинок и слов-«паразитов», то готовлю пересказ правильно. (Управленческий акт – контроль).
- Если не могу пересказать, то читаю текст ещё раз, подчёркиваю важные предложения, делю текст на части и пересказываю по частям. (Управленческий акт – коррекция).
- Проверяю, не мешает ли мне что-либо. (Операции чувственного познания – восприятие).
- Если смело могу ответить на вопросы после текста, уверенно рассказываю, без пауз и слов-«паразитов», доволен собой, то понимаю, что задание выполнено. (Операции логического познания – построение рассуждения).
- Просматриваю текст ещё раз. Хвалю себя за работу. (Управленческий акт – фиксация результата; личностная рефлексия).
Полученная стратегия соответствует модели Т.О.Т.Е. – в ней есть цель, критерии, разнообразные действия и операции, коррекция и контроль действий, выход из процесса и фиксация результата. Действия разнообразны по каналам восприятия. Интеллектуальные действия и операции представлены широко – и операции чувственного познания, и операции логического познания, и аналитико-синтетические действия, и управленческие акты.
На этапе обобщения было выявлено, что работа со стратегиями привела к изменениям в отношении обучающихся к пересказу текста.
Сравнительная таблица результатов выявления отношения
обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»
к пересказу текста
Вопрос | Да (начало) | Да (конец) | Нет (начало) | Нет (конец) | Не знаю (начало) | Не знаю (конец) |
| 8 ч. – 54% | 8 ч. – 54% | 4 ч. -26% | 4 ч. – 26% | 3 ч. – 20% | 3 ч. – 20% |
| 2 ч. – 13% | 6 ч. – 40% | 7 ч. – 47% | 4 ч. – 26% | 6 ч. – 40% | 5 ч. – 34% |
0,5 часа | 0,5 часа | 1 час | 1 час | много | много | |
| 7 ч. -48% | 9 ч. – 66% | 4 ч. – 26% | 1 ч. – 7% | 4 ч. – 26% | 4 ч. – 26% |
Из приведённых в таблице данных отчётливо видно, что на 27% увеличилось количество обучающихся, которые считают, что у них хорошо получается пересказывать текст, на 22% увеличилось количество обучающихся, которые готовят пересказ за полчаса, на 19% уменьшилось количество учеников, готовивших пересказ за один час. Но на вопрос о том, нравится ли пересказывать текст, изменений в цифрах не произошло.
Работа со стратегиями помогла повысить мотивацию обучающихся.
Сводная таблица результатов изучения уровня школьной мотивации
обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»
Уровень | Результат (начало) | Результат (конец) |
| 2 ч. – 14% | 4 ч. – 27% |
| 6 ч. – 37% | 5 ч. – 33% |
| 4 ч. – 28% | 6 ч. – 40% |
| 2 ч. – 14% | 0% |
| 1 ч. – 7% | 0% |
В данной таблице ясно просматривается положительная динамика роста школьной мотивации. Главным показателем является отсутствие результатов низкой мотивации и негативного отношения к школе.
Работа со стратегиями нашла своё отражение и в результатах анализа техники чтения обучающихся.
Сводная таблица анализа техники чтения
обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»
Декабрь 2013 г. | Апрель 2014 г. | |
Ниже нормы | 3 ч. – 21% | 1 ч. – 7% |
Норма | 0 | 2 ч. – 14% |
Выше нормы | 12 ч. -79% | 12 ч. – 79% |
Из приведённых в этой таблице данных следует, что на 14% уменьшилось количество обучающихся, имеющих результат техники чтения ниже нормы.
Работа по выявлению и развитию индивидуальных стратегий обучающихся, составление универсальной стратегии подготовки пересказа текста позволили достичь положительных результатов: повысилась школьная мотивация обучающихся, сократилось время подготовки пересказа школьниками, улучшились результаты техники чтения, пересказы второклассников стали более уверенными, плавными, эмоциональными.
Литература
- Плигин А.А. «Познавательные стратегии школьников», М., 2012г.
- Учебно-методический комплекс по программе курса повышения квалификации учителей «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников»/ А.А. Плигин, Е.М.Тишкина. - Владимир, 2012г.
- Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Справочник по литературному чтению в 1-4 классах. – М., 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/30/picture-88997.jpg)
Логопедическое занятие в 4 классе "Краткий пересказ текста (на материале сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" )"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом «Задержка психического развития церебрально-органического генеза»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-360645-1388907693.jpg)
Тест по литературному чтению, 4 класс. Тема: Пересказ текста.
Тест дает учителю оперативную информацию об усвоении учащимися программного материала....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/12/picture-480281-1410536647.jpg)
Стратегия списывания текста в 1 классе
Списывание текста в 1 классе вырабатывает навыки, которые лежат в основе грамотного письма, решает такую цель, как выработка внимательности при п...
Методическая разработка "Последовательный пересказ текста с опорой на предметные картинки и вопросы"
Методическая разработка логопедического занятия для учащихся 2 классов с ОНРIII...
Памятка для пересказа текста
Этот материал поможет учащимся готовить пересказ текста....
Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов).
Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов)....
Работа с текстом. Связная речь. Пересказ текста. Тест 2
Работа с текстом. Связная речь.Пересказ текста....