Инновационная деятельность в образовании
статья на тему

1.В современном обществе главным становится умение работать с информацией,  с текстом, а  одним из основных факторов развития личности  становится информационная  культура   как  часть общей культуры человека. Информационная грамотность уже  в начальной школе  –  то новое, что появилось в государственных образовательных стандартах нового поколения.

2. На протяжении веков велись споры, какие образовательные технологии, методы, приемы, средства наиболее эффективны в образовательной системе. Современная школа преследует собой цель создать такую дидактическую систему, в которой инновационные педагогические технологии будут взаимосвязаны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в образовании

                              «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

Бернард Шоу

Одной из главных задач в образовании всегда считалось формирование творческой,  самостоятельной личности, способной  к самореализации в любой области жизнедеятельности и, как следствие, самообразованию и саморазвитию в дальнейшем. В современном обществе главным становится умение работать с информацией,  с текстом, а  одним из основных факторов развития личности  становится информационная  культура   как  часть общей культуры человека. Поэтому в процессе обучения учащийся должен не только получать определенный объём знаний, но и научиться  самостоятельно добывать их, т.е. самостоятельно работать с информацией.  Информационная грамотность уже  в начальной школе  –  то новое, что появилось в государственных образовательных стандартах нового поколения, это совокупность умений работать с информацией, с текстом.  Поэтому необходимо создавать условия для формирования информационной грамотности учащихся,  для их успешной подготовки к жизни в информационном  обществе.  

Информационная грамотность в начальной школе предполагает умения:

- оценивать потребность в дополнительной информации;

- определять возможные источники и способы её поиска;

- осуществлять поиск информации в справочной литературе;

- анализировать полученные сведения;

- организовывать информацию тематически.

         Современная школа  всё  больше внимания уделяет проблемам чтения и понимания.  Поэтому информационная грамотность неотделима от компетентности в чтении. Компетентность в чтении – основополагающая форма коммуникации с миром (через книгу, через текст говорю с миром). А основная задача  учителей на уроках литературного чтения   -  научить учащихся воспринимать и перерабатывать информацию,  которая содержится в текстах различного характера.     Компетентность в чтении предполагает:

- способность понимать тексты разного жанра;

- умение добывать информацию и перекладывать  её на жизненную ситуацию;

- умение использовать тексты для различных целей в соответствии с учебным предметом;

- вычленять из текста нужную информацию в соответствии с заданной целью: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

На протяжении веков велись споры, какие образовательные технологии, методы, приемы, средства наиболее эффективны в образовательной системе. Развитие человека – это, прежде всего, становление его деятельности. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. При этом необходимо помнить, что деятельность бывает продуктивной и репродуктивной, и в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей.  Ребёнок приходит в мир с генетически предопределенным желанием его познать, а мы хотим его научить, при этом в большинстве случаев нам приходится сталкиваться  не с ситуацией сотрудничества, а с ситуацией противоборства.  Еще известный психолог Ж.Пиаже  постоянно утверждал, что нередко, обучая детей определённым  навыкам, мы лишаем их шанса делать собственные открытия.

Современная школа преследует собой цель создать такую дидактическую систему, в которой инновационные педагогические технологии будут взаимосвязаны, взаимообусловлены и будут составлять организацию, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Рассматривая современные образовательные технологии, особое внимание заслуживают такие, как:

-технология проблемного обучения;

-здоровьесберегающие технологии;

-исследовательская работа;

-информационно-коммуникативные технологии;

-игровые технологии;

-групповая работа;

-метод проектов.

Технология проблемного обучения – это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, активизируется мыслительная деятельность, формируется и развивается логическое мышление.

Здоровьесберегающие технологии позволяют в процессе урока чётко распределять различные виды деятельности, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом, определять время подачи сложного учебного материала, выделять определённое количество времени на проведение самостоятельных работ, а также нормативно применять технические средства обучения.

Исследовательская работа даёт возможность учащимся самостоятельно обогащать и совершенствовать свои знания, глубоко оценивать изучаемую проблему и выявлять пути её решения.

Информационно – коммуникативные технологии являются огромным подспорьем в любой современной школе. Интернет позволяет изменять, дополнять и неограниченно обогащать содержание образования.

Игровые технологии позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его индивидуальные особенности и уровень подготовки к тому или иному предмету.

Групповая работа определяется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей и играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.

Метод проектов позволяет раскрывать и развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению; расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, способствует формированию определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

 Помимо всего вышеперечисленного, нельзя не сказать о деятельностном подходе, который красной  линией проходит через все инновационные современные педагогические технологии, связывая  их между собой, и предполагает именно продуктивную деятельность (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение).  Использование деятельностного подхода в современной практике  преподавания   имеет огромное значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление  у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые служат основой для их последующего  осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем детей мире.

Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать, т.е. применять, искать границы и условия их применимости, дополнять, расширять, преобразовывать.  Задача учителя – создать для этого все условия. Апробирование и активное использование широкого спектра инновационных современных педагогических технологий, методов и приёмов даёт возможность учителю целенаправленно и продуктивно использовать учебное время, развивать информационную культуру и добиваться качественных результатов у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность по созданию портфолио предшкольного образования и ноо.

Во многих семьях российских школьников уже в сентябре, как гром среди ясного неба прозвучит фраза – «Мне срочно нужен портфолио!» К сожалению, в некоторых школах администрация не проводила и не провод...

Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования

В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...

Понятие инновационной деятельности педагога в современном образовании

В cтатье pаccматpиваютcя понятия инновации, инновационной деятельноcти педагога и инновационного потенциала....

Инклюзивное образование – как инновационная деятельность педагога в целях создания адекватных образовательных условий для всех обучающихся

На сегодняшний день в РТ с каждым годом увеличивается рост  детей с ограниченными возможностями. Однако существует проблема территориальной удаленности  детей с ограниченными возможностями, ...

«Инновационная деятельность педагога: «Творческий подход к уровневой дифференциации в начальной школе в условиях профилизации образования».

     Идеи профильной дифференциации еще в начале 20 века нашли широкое распространение в российских «новых школах». При этом в качестве одного из основных механизмов ...

4.5. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.( А. Дистервег )...