Современный урок бурятского языка
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему
современный урок бурятского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_buryatskogo_yazyka.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок бурятского языка : планирование и анализ
Основные понятия
- Изменение парадигмы образования.
- Реализация и внедрение ФГОС: Три «Т»
1. Системно-деятельностный подход
2. Результаты
3. Урочная и внеурочная ДЕ.
4. Оценочная ДЕ: специфика.
5. Условия: особая среда ОБЯ и БЛ, учитель, его позиции, ….
Урок, его место
- Урок – не главная форма организации ОП.
- Выходит на арену универсальная форма – занятие.
- Что это за форма? Какое наполнение имеет?
- Почему его необходимо выделить?
- Место и роль занятия.
Занятие: суть, виды
- Занятие
Системообразующая форма объединяет урочную и внеурочную деятельность.
Виды занятий:
Урок; Проекты;
Консультации; Кружки;
Мастерские; Семинары;
Лаборатории; Лекции и т.д.
Подготовка к уроку: условия
- Уроки БЯ имеют коммуникативную направленность: обучение общению на бурятском языке.
- Коммуникативность – стратегия обучения БЯ
- Общение организовывать в единстве всех его функций: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной и этикетной.
- Общение есть и цель и средство обучения БЯ
- Содержание обучения задает содержание общения.
Глоссарий
- Урок – минимальная организационная единица учебного процесса. Серия уроков, объединенных одной темой, называется системой уроков, под которой понимают совокупность уроков, обеспечивающих формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе определенного языкового и речевого материала (Колесникова И.Л., Долгина О.А., 2001, с.161)
- Модель построения урока – определенный набор и типичная последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями (Колесникова И.Л., Долгина О.А., 2001, с.161).
- Этап урока – относительно самостоятельная часть урока, имеющая промежуточную по отношению к общей цели занятия цель (Глухов, Щукин 1993, с.345).
Учет особенностей обучения БЯ
при планировании урока
- Практическая направленность урока: формируются навыки и умения использовать БЯ как средство общения, знания – вспомогательный фактор, способствуют эффективности НиУ.
- Атмосфера общения: Обучение общению может успешно только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.
- Единство целей. На уроке решается целый комплекс целей одновременно, проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных ВРД .
- Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.
Формулировка цели
В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение.
Рекомендуются следующие формулировки цели:
- «Формирование лексических навыков»
- «Развитие техники чтения»
- «Развитие монологических умений»
Соотношение цели и задач
Это соотношение частного и общего.
Цель реализуется через решение ряда задач.
Задачи конкретизируют уровень или качество формируемого навыка и умения.
Например:
Пример 1. На уроке учитель планирует научить учащихся рассказывать о том, куда они поедут на каникулы.
Цель: развитие монологических умений.
Задачи:
- Активизировать лексику по теме «Амаралта. Аяншалга»
- Активизировать грамматический материал (будущее время глагола, ЛПЧ)
- Тренировать учащихся в чтении текста («Амаралтаяа яажа үнгэргэхэбиб? »)
- Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опорой на текст.
Пример 2. На уроке учитель планирует научить учащихся высказывать свое мнение о плюсах и минусах путешествий по республике.
Цель: развитие монологических умений.
Задачи:
- Активизировать лексику по теме
- Активизировать речевые образцы по высказыванию собственного мнения
- Тренировать учащихся в аудировании текста («Минии яншалалгын hайн ба муу тала»)
- Научить учащихся монологическому высказыванию типа рассуждение с опорой на аудиотекст.
Компоненты цели обучения БЯ
- Воспитательный компонент определяется содержанием, материалом урока.
- Реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование:
- Уважительного и доброжелательного отношения к народу изучаемого языка;
- Системы моральных ценностей;
- Понимания важности изучения БЯ;
- Чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам.
Примерами формулировок воспитательной цели могут быть:
- «Воспитывать умение общаться с одноклассниками»
- «Развивать умение отстаивать свою точку зрения»
- «Прививать любовь к животным» и др.
- Развивающий компонент цели связан с развитием психических функций учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения.
Примерные формулировки развивающей цели :
- «Развивать механизм языковой догадки»
- « Развивать способности вступать в иноязычное общение»
« Развивать способности логичного изложения мыслей»
- Образовательный компонент предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка.
- Данная цель достигается в процессе анализа используемых на занятиях текстов, бесед, обсуждения актуальных проблем и др.
- Достижение образовательной цели предусматривает приобретение учащимися страноведческих и лингвострановедческих знаний.
- Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель.
- Практический компонент цели заключается в формировании речевых навыков и умений устной и письменной речи на БЯ, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся на каждом этапе обучения и возможность их приобщения к культурным ценностям народа – носителя изучаемого языка.
- ТО в целом совершенствуется культура общения.
Учет особенностей обучения БЯ
при планировании урока
- Адекватность упражнений цели урока. Цель определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели.
- Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке.
- Адекватность есть соответствие упражнений характеру формируемого навыка.
Например,
Целью урока является формирование лексического навыка в устных видах речевой деятельсти (говорении и аудировании).
Упражнение на перевод с русского на английский язык нельзя назвать адекватным, т.к. оно способствует формированию языкового, а не речевого навыка.
Адекватным в данном случае будет упражнение условно-речевого характера (например, ответы на вопросы в устной форме, упражнения типа «Согласись/не согласись и другие).
- Последовательность упражнений. Каждое предыдущее упражнение д.б. опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному.
- Комплексность урока. Это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них.
Каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают.
- Бурятская речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение.
- НО, например, при обучении монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению.
- Урок БЯ должен вестись на бурятском языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока.
Логика урока БЯ.
Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:
- Соотнесенность всех этапов урока с основной целью;
- Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;
- Последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает выполнение следующего;
- Связность урока, которая может обеспечиваться
- речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях),
- предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой),
- общим замыслом (урок-дискуссия).
Схема плана-конспекта урока
- Тема:
- Практическая цель:
- Задачи: 1._________;
- 2. _________;
- ……..
- Развивающая цель:
- Воспитательная цель:
- Образовательная цель:
- Оснащение:
- Языковой материал:
Ход урока
№ | Этапы урока | Речь учителя (установки упражнений) | Время | Примечания (содержание упражнений, цели их выполнения, ТСО…) |
1 | Организационный этап | |||
2. | Речевая зарядка | |||
3. | Фонетическая зарядка | |||
4. | Введение нового материала и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока бурятского языка в 1 классе
Урок бурятского языка проведен в рамках "Дня бурятского языка"...
Презентация к уроку бурятского языка
предназначена для учащихся 2 класса бурятской школы по теме "Перенос слов"...
Презентация к уроку бурятского языка как государственного 2 класс
Презентация к уроку...
Урок бурятского языка в 4 классе
Хэшээлэй темэ: Хэлэлгын хубинуудаар дабталга...
Презентация урока бурятский язык по теме "Зима"
Презентация создана для урока бурятского языка во 2 класс по теме "Зима". Яркая, красочная презентация поможет учителю при проведении данного урока....
Разработка урока по бурятскому языку. Интегрированный урок: Бурятский язык+окружающий мир
Разработка урока по бурятскому языку как государственному языку. Интегрированный урок...
Урок бурятского языка в 4 классе Жэлэй дурбэн саг. Разработка урока.
О временах года на уроке бурятского языка...