Современный урок бурятского языка
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

современный урок бурятского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok_buryatskogo_yazyka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок бурятского языка : планирование и анализ

Основные понятия

  • Изменение парадигмы образования.
  •  Реализация и внедрение ФГОС: Три «Т»

1. Системно-деятельностный подход

2. Результаты

3. Урочная и внеурочная ДЕ.

4. Оценочная ДЕ: специфика.

5. Условия: особая среда ОБЯ и БЛ, учитель, его позиции, ….

Урок, его место

  • Урок – не главная форма организации ОП.
  • Выходит на арену универсальная форма – занятие.
  • Что это за форма? Какое наполнение имеет?
  • Почему его необходимо выделить?
  • Место и роль занятия.

Занятие: суть, виды

  • Занятие

Системообразующая форма объединяет  урочную и внеурочную деятельность.

Виды занятий:

Урок;                        Проекты;

Консультации;         Кружки;

Мастерские;             Семинары;

Лаборатории;           Лекции и т.д.

Подготовка к уроку: условия

  • Уроки БЯ имеют коммуникативную  направленность: обучение общению на бурятском языке.
  •  Коммуникативность – стратегия обучения БЯ
  • Общение организовывать в единстве всех его функций: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной и этикетной.
  • Общение есть и цель и средство обучения БЯ
  • Содержание обучения задает содержание общения.

Глоссарий

  • Урок – минимальная организационная единица учебного процесса. Серия уроков, объединенных одной темой, называется системой уроков, под которой понимают совокупность уроков, обеспечивающих формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе определенного языкового и речевого материала (Колесникова И.Л., Долгина О.А., 2001, с.161)
  • Модель построения урока – определенный набор и типичная последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями (Колесникова И.Л., Долгина О.А., 2001, с.161).
  • Этап урока – относительно самостоятельная часть урока, имеющая промежуточную по отношению к общей цели занятия цель (Глухов, Щукин 1993, с.345).

Учет особенностей обучения БЯ
при планировании урока

  • Практическая направленность урока: формируются навыки и умения использовать БЯ как средство общения, знания – вспомогательный фактор, способствуют эффективности НиУ.
  • Атмосфера общения: Обучение общению может успешно только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.
  • Единство целей. На уроке решается целый комплекс целей одновременно, проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных ВРД .
  • Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.

Формулировка цели

В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение.

Рекомендуются следующие формулировки цели:

  • «Формирование лексических навыков»
  • «Развитие техники чтения»
  • «Развитие монологических умений»

Соотношение цели и задач

Это соотношение частного и общего.

Цель реализуется через решение ряда задач.

Задачи конкретизируют уровень или качество формируемого навыка и умения.

Например:

 Пример 1. На уроке учитель планирует научить учащихся рассказывать о том, куда они поедут на каникулы.

Цель: развитие монологических умений.

Задачи:

  1. Активизировать лексику по теме «Амаралта. Аяншалга»
  2. Активизировать грамматический материал (будущее время глагола, ЛПЧ)
  3. Тренировать учащихся в чтении текста («Амаралтаяа яажа үнгэргэхэбиб? »)
  4. Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опорой на текст.

Пример 2. На уроке учитель планирует научить учащихся высказывать свое мнение о плюсах и минусах путешествий по республике.

Цель: развитие монологических умений.

Задачи:

  1. Активизировать лексику по теме
  2. Активизировать речевые образцы по высказыванию собственного мнения
  3. Тренировать учащихся в аудировании текста («Минии яншалалгын hайн ба муу тала»)
  4. Научить учащихся монологическому высказыванию типа рассуждение с опорой на аудиотекст.

Компоненты цели обучения БЯ

  • Воспитательный компонент определяется содержанием, материалом  урока.
  • Реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование:
  • Уважительного и доброжелательного отношения к народу изучаемого языка;
  • Системы моральных ценностей;
  • Понимания важности изучения БЯ;
  • Чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам.

Примерами формулировок воспитательной цели могут быть:

  • «Воспитывать умение общаться с одноклассниками»
  • «Развивать умение отстаивать свою точку зрения»
  • «Прививать любовь к животным» и др.
  • Развивающий компонент цели связан с развитием психических функций учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения.

Примерные формулировки развивающей цели :

  •  «Развивать механизм языковой догадки»
  •    « Развивать способности вступать в иноязычное общение»

  « Развивать способности логичного изложения мыслей»

  • Образовательный компонент предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка.
  •  Данная цель достигается в процессе анализа используемых на занятиях текстов, бесед, обсуждения актуальных проблем и др.
  •  Достижение образовательной цели предусматривает приобретение учащимися страноведческих и лингвострановедческих знаний.
  • Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель.
  • Практический компонент цели заключается в формировании речевых навыков и умений устной и письменной речи на БЯ, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся на каждом этапе обучения и возможность их приобщения к культурным ценностям народа – носителя изучаемого языка.
  • ТО в целом совершенствуется культура общения.

Учет особенностей обучения БЯ
при планировании урока

  • Адекватность упражнений цели урока. Цель определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели.
  • Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке.
  • Адекватность есть соответствие упражнений характеру формируемого навыка.

Например,

Целью урока является формирование лексического навыка в устных видах речевой деятельсти (говорении и аудировании).

Упражнение на перевод с русского на английский язык нельзя назвать адекватным, т.к. оно способствует формированию языкового, а не речевого навыка.

Адекватным в данном случае будет упражнение условно-речевого характера (например, ответы на вопросы в устной форме, упражнения типа «Согласись/не согласись и другие).

  • Последовательность упражнений. Каждое предыдущее упражнение д.б. опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному.
  • Комплексность урока. Это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них.

Каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают.

  • Бурятская речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение.
  •  НО, например, при обучении монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению.
  • Урок БЯ должен вестись на бурятском языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока.

Логика урока БЯ.

Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:

  • Соотнесенность всех этапов урока с основной целью;
  • Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;
  • Последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает выполнение следующего;
  • Связность урока, которая может обеспечиваться
  • речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях),
  • предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой),
  • общим замыслом  (урок-дискуссия).

Схема плана-конспекта урока

  • Тема:
  • Практическая цель:
  • Задачи: 1._________;
  •               2. _________;
  •                ……..
  • Развивающая цель:
  • Воспитательная цель:
  • Образовательная цель:
  • Оснащение:
  • Языковой материал:

Ход урока

Этапы урока 

Речь учителя (установки упражнений) 

Время 

Примечания (содержание упражнений, цели их выполнения, ТСО…) 

1

Организационный этап

2.

Речевая зарядка

3.

Фонетическая зарядка

4.

Введение нового материала и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока бурятского языка в 1 классе

Урок бурятского языка проведен в рамках "Дня бурятского языка"...

Презентация к уроку бурятского языка

предназначена для учащихся 2 класса бурятской школы по теме "Перенос слов"...

Урок бурятского языка в 4 классе

Хэшээлэй темэ: Хэлэлгын хубинуудаар дабталга...

Презентация урока бурятский язык по теме "Зима"

Презентация создана для урока бурятского языка во 2 класс по теме "Зима". Яркая, красочная презентация поможет учителю при проведении данного урока....

Разработка урока по бурятскому языку. Интегрированный урок: Бурятский язык+окружающий мир

Разработка урока по бурятскому языку как государственному языку. Интегрированный урок...