Выступление по теме: "Индивидуализация и дифференциация обучения в начальной школе"
статья

Голованова Ия Ивановна

Методический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуализация и дифференциация обучения в начальной школе»

          Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию, соответственно, на максимальное раскрытие своей индивидуальности. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении обеспечивает развитие личности. Индивидуализация и дифференциация  в обучении осуществляется как в классах, обучающихся  по традиционным программам, так и  в классах компенсирующего обучения, где дети отличаются разным уровнем умственного развития.

Умственное развитие составляют как знания (включая и приемы, методы познания), так и обучаемость, способность приобретать эти знания. Обучающиеся в классах компенсирующего обучения усваивают учебный материал по-разному: одни на хорошем, другие на среднем, третьи на низком уровне. Несомненно, учитель в таком классе сталкивается с определенными трудностями. Ввиду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос, как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося. Решение этого вопроса и является одной из основных задач индивидуализации учебной работы.

  Важно отметить, что особенно в классах компенсирующего обучения  каждый ребёнок нуждается в индивидуальном подходе, это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности; при этом учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые.

         Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Необходимой предпосылкой является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним. Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику.

          Для того чтобы пробудить интерес, необходим коллективный подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Опыт показывает, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому материалу, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. Реализация индивидуального подхода в обучении, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии, с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому учителю важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

   Большое внимание следует уделять неуспевающим и слабоуспевающим учащимся: как правило, это педагогически запущенные дети, трудновоспитуемые и испытывающие затруднения в усвоении знаний, умений и навыков, часть из которых имеет некоторые отклонения в нервно-психическом развитии. Так, проблема развития учащихся в классах компенсирующего обучения в начальной школе связана с недостаточной разработкой диагностических методик отбора детей, адекватных коррекционным программам обучения. В ходе работы учителю необходимо изучать не только то, что ребёнок может и умеет, но и то, чего он может достичь с помощью взрослого.  

        Для организации индивидуализации учебной работы на практике используются многие варианты. Один из вариантов дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей.

         Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Основная цель осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка.  

         Основой организации уровневой дифференциации в классах компенсирующего обучения является самостоятельная работа. Ученики выполняют задания различного уровня сложности, которые позволяют учитывать различия в умственном развитии школьников. Учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.  Слабоуспевающим учащимся предлагаются задания, в которые включаются алгоритмы действий, образцы выполнения работы. Обучение детей с низким уровнем развития происходит не со снижением объёма содержания материала, предлагаются усложнённые задания за счёт повторения пройденного материала. Это дает возможность повысить степень самостоятельности и находить способы решения задачи, сравнивать, обобщать. В основу выполнения заданий положен характер деятельности, необходимый для их выполнения: алгоритм решения, учебные действия, учебная задача, контроль и самоконтроль.

            Много возможностей для дифференциации представляет групповая работа. Под групповой работой понимается такое построение работы, где класс делится для выполнения того или иного задания на группы по 3-4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе всем классом. В беседе внутри малой группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые структурированы определённым образом. Сюда, прежде всего, относятся группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащегося (обычно уровня знаний и (или) умственных способностей). В таких случаях белее сильной группе предоставляются и более сложные (трудные) задания, а более слабой задания легче. Группа может быть сформирована и на основе пожелания самих учащихся. В таком случае совместно работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создаёт благоприятные условия для проявления личностных качеств. Кроме того, здесь можно предложить группам задания по выбору.

   Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности. Поэтому перед каждым учителем постоянно стоит задача нейтрализовать негативные последствия противоречий, создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения.

        Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников в классах компенсирующего обучения при сочетании различных методов, приемов и  форм учебной работы эффективно способствуют умственному развитию учащихся, а также укреплению и сохранению здоровья, нравственному воспитанию.

      Учитель начальных классов         И.И. Голованова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"

Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Интерактивные методы обучения в начальной школе»

Многие методические инновации на современном этапе обучения связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный (от англ. «interactive-взаимодействующий») – значит сп...

Выступление на педагогическом совете " Практико-ориентированное обучение в начальной школе"

   Главная цель практико-ориентированной технологии – развитие     Главная роль у ученика – он является центральной фигурой.     Второстепенн...