Педагогические чтения «Презентация методических тем ШПОУ начальных классов муниципальных общеобразовательных организаций»
статья на тему

Кулаева Лилия Валерьевна

«Формирование метапредметных навыков как новый формат образовательной деятельности начальной школы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulaeva_l.v._mbou_sosh_no19.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Мичуринска, Тамбовской обл.

Педагогические чтения

«Презентация методических тем ШПОУ начальных классов муниципальных общеобразовательных организаций»

Тема выступления: «Формирование метапредметных навыков как новый формат образовательной деятельности начальной школы».

Кулаева Лилия Валерьевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №19

28 сентября 2017г.

Здравствует,  уважаемые коллеги и единомышленники! Я знаю, что сегодня в этом зале собрались люди, которые находятся в постоянном поиске лучших способов  для лучших результатов. От этого наше общение становится приятным.

В 2015 году наша школа стала экспериментальной площадкой по теме «Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации». И закипела работа! В рамках данной проекта, мы с коллегами изучали атлас профессий будущего. Пролистав это справочник, мы увидели, что нам предлагается в необозримом будущем,
такие профессии, как молекулярный диетолог, оператор медицинских роботов ….и т.д. Нам, учителям начальных классов, эти профессии показались абсолютно фантастическими. Но на самом деле может оказаться так, что через 10 лет, наши  выпускники будут стоять перед выбором профессии и именно эти профессии станут самыми востребованными. Вот именно в это момент перед нами  возник проблемный вопрос. Какие знания мы должны дать нашим детям, чтобы они стали успешными в будущем? Через 10 лет, через 20 лет… И мы приходим к тому, что эти знания должны быть универсальными. Поэтому выбор нашей методической темы нам стал очевиден.

«Формирование метапредметных навыков как новый формат образовательной деятельности начальной школы».

Цель: создание психолого-педагогических условий для формирования метапредметных умений у младших школьников.

И поставили перед собой соответствующие задачи.

Термин  «метапредметность» имеет  глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности учебных предметов. 

В начале 2015/2016 учебного года на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, мы познакомились с теоретическим материалом и литературой. Нам захотелось узнать, какие же наработки существуют у современных педагогов-теоретиков и психологов по данному вопросу. Оказывается, методической и научной литературы по освещению данного вопроса достаточно. Перечислять  эту громаду теоретического материала я не буду, дабы уважая регламент нашего мероприятия. Но некоторые из них достойны нашего внимание. Больше всего нас заинтересовала книга Н.Ф. Виноградовой «Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника», на тот момент она еще готовилась к выпуску, но статьи, выдержки из нее нам удалось найти в необъятной сети интернета. (К этой книге я вернусь позже). И еще одна книга представлена в  моем сообщении. С ней мы познакомились на конференции в Татановской средней школе. И хотя конференция освящала аспекты критического мышления, выставка-продажа методической литературы не оставила нас равнодушной. Анатолий Гин «Приёмы педагогической техники».

Результатом теоретической работы по данному вопросу является создание памятки для учителя по формированию и развитию метапредметных универсальных учебных действий.

Затем мы приступили к изучению педагогических технологий, позволяющие развивать метапредметные навыки на уроках и во внеурочное время. Конечно, одной из эффективной мы признали технологию  проектной деятельности. Правильная ее организация позволит добиться внушительных результатов. И в марте 2016г., во время методической недели, учителя показали на своих уроках применение  данной технологии. На уроке литературного чтения по теме «Вежливые слова» А.Б. Толмачёва продемонстрировала нам начальный  этап работы с проектом. Она учила детей верно ставить перед собой цели и соответствующие задачи, планировать свою деятельность.  Кулаева Л.В. на уроке литературного чтения «Мы создаём журнал» показала этап развития проекта, анализ собранной информации, корректировку плана работы. А вот Аверкова Л.А. на уроке окружающего мира по теме «Домашние животные» продемонстрировала защиту проекта, итоговый этап  работы. Таким образом,  мы смогли увидеть данную технологию в разных ее ракурсах.

Ещё одна технология по формированию метапредметных навыков – технология интерактивного обучения  была продемонстрирована в феврале 2016 года на городском - семинаре практикуме учителей начальных классов по теме «Интерактивные технологии на уроках в начальной школе». Данная технология также широко используется нашими педагогами.

Одно из занятий по формированию метопредметных навыков вы смогли увидеть и на городском семинаре групп кратковременного пребывания зимой 2017 года, где наш психолог Е.А. Калугина продемонстрировала гостям занятие по методике «Волшебный парашют». Такие занятия очень хорошо формирую у ребёнка разные навыки, в том числе и метапредметные. Эту методику мы сейчас широко используем на своих занятиях.

На семинаре директоров, который был проведён на базе нашей школы весной 2017 года, наши педагоги (Аверкова, Дегтерёва и Кулаева) продемонстрировали занятие «Мастер-леди», на котором были применены разные технологии по формированию метапредметных навыков. В этом мероприятии принимали участие не только ученики и их педагоги, но и родители, которым была отведена главная роль. Их совместная деятельность привела к успешным результатам. На данном этапе в разработке находится игра. Пилотное ее название - «Сделай карьеру в городе детей». Это масштабное мероприятие, в котором, по задумке авторов (творческой группе учителей начальных классов) должны принять участие ученики всех трёх ступеней образования, педагоги – предметники и родители. Идея заключается в том, чтобы показать ученикам возможности разных направлений деятельности. В итоге они должны понять, какие знания им для этого должны пригодиться.

В марте 2017г. мы стали участниками Всероссийской научно-практической конференции «Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы».  Мероприятие организовано Российской академией образования и Институтом стратегии развития образования РАО. На конференции собрались специалисты в области начального общего образования из 45 регионов Российской Федерации. После вступительной части участникам конференции была предложена работа по трём направлениям. Нас заинтересовала секция Н.Ф. Виноградовой по теме «Формирования универсальных учебных действий». А вот моё обещанное возвращение к ее книге. С огромным интересом мы приняли участие в работе ее секции, где в формате дискуссии Наталья Фёдоровна поделилась с нами своей работой по формированию метапредметных навыков у детей первой ступени обучения. К сожалению, мы не смогли приобрести пилотные выпуски ее книги, работу над которой она посвятили всю свою жизнь.  Но очень скоро она появится с свободной продаже и мы ждём ее скорейшего выхода. В ней раскрываются педагогические условия успешного формирования у младшего школьника метапредметных результатов. А самое ценное в этой книге то, что приводятся комментарии, раскрывающие методику и технологию обучения. Книга будет полезна учителям, преподавателям и студентам педагогических колледжей и университетов.

Многое мне хотелось бы вам сказать еще: и о программах внеурочной деятельности, разработанных именно на формирование метапредметных навыков, и о создании цикла интерактивных игр, разработанных группой наших учителей,  и об изучении вопроса оценивания таких навыков. Да много что  нам есть с вами обсудить. И пусть это будет поводом для наших новых встреч.

 В этом году мы приступаем к работе над новый методической темой «Реализация ФГОС и достижения нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа». Это обусловлено тем, что в 2016 году в школе произошла реорганизация,  и наше МО выросло на 8 учителей, и сейчас оно включает в себя 25 творческих педагогов. Но и оставлять без внимания предыдущую тему не будем, т.к. этот вопрос очень обширный и требует тщательного изучения.

Школу делает школой учитель. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант разучивает  этюды. Писатель осваивает приемы письменной речи. И только настоящий учитель может всё! Смешивать краски, разучивает этюды, осваивает приёмы – только это педагогические краски, этюды и приёмы… Учитель – мастер, виртуоз. Как по нотам он играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм, пока ноты не слились в музыку урока.

Не останавливайтесь на достигнутом, двигайтесь вперёд, но и не забывайте жить! Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...

Портфолио учителя начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тыгдинской средней общеобразовательной школы Магдагачинского района Камышанской Елены Михайловны

 Раздел 1. Общие сведения об учителе1.1. Резюме1.2. Информация о повышении квалификации и профессиональной подготовке1.3. Копии документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации и п...

Методические рекомендации учителю начальных классов "Современные формы организации взаимодействия семьи и школы"

Дорогие коллеги!Вы взяли в руки это пособие и собираетесь его изучить! Это значит, что Вы хотите провести занятие внеурочной деятельности в современной форме.Профессия Учителя - самая благородная проф...

Об утверждении состава жюри муниципального этапа предметной олимпиады обучающихся 2-6 классов муниципальных общеобразовательных организаций Советского района в 2021-2022учебном году

Об утверждении состава жюри муниципального этапа предметной олимпиады обучающихся 2-6 классов муниципальных общеобразовательных организаций Советского района в 2021-2022учебном году...