Формирование УУД на уроках математики
методическая разработка (1 класс) на тему

Балданова Рита Чулунгомбоевна

«Формирование УУД на уроках математики»

 «Формирование УУД на уроках математики» 

Задачи:

Знакомство  с перечнем  УУД, которые должны быть сформированы у обучающихся в 1 классе, а так же  с помощью чего можно сформировать УУД (задания учебника, технология проблемного диалога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование УУД на уроках математики»

 «Формирование УУД на уроках математики» (слайд 1)

Задачи:

  • Знакомство с перечнем  УУД, которые должны быть сформированы у обучающихся в 1 классе, а так же  с помощью чего можно сформировать УУД (задания учебника, технология проблемного диалога). (слайд 2)

Формирование УУД рассмотрим на примере урока математики в 1 классе

Тема урока: Задача.

Цель урока:

 Сформировать представление  о структуре задачи, умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. (слайд 3)

УУД, формирующиеся на данном уроке:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (слайд 4-5)

         

На этапе мотивации к учебной деятельности организуется актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности, создаются  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки.

С помощью учителя уточняется тип урока, определяются шаги учебной деятельности. (слайд 6)

На данном этапе урока формируются коммуникативные  УУД:

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; Умение оформлять свои мысли в устной форме; Умение слушать и понимать речь других.

На этапе актуализации опорных знаний организуется работа в парах, учащимся предлагается сгруппировать предметы на картинке по определенному признаку, объяснить  свой вид группировки и составить по 4 выражения. А затем к каждому выражению придумать  рассказ с вопросом. (слайд 7-10)

На данном этапе формируются следующие УУД: Познавательные:

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей;

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме

На следующем этапе урока под руководством учителя происходит выявление места (шаг, операция) затруднения; - фиксирование во внешней речи причины затруднения. Учитель организует данный этап, предложив ребятам послушать и сравнить два рассказа, рассмотреть, чем они похожи и чем отличаются.

Проблемный вопрос фиксирует причины затруднения во внешней речи.

– Как вы думаете, какой из этих рассказов можно найти в учебнике математики, а какой – в книге по чтению?

– Кто знает, как на языке математики называется первый рассказ? (Затруднение). Почему вы не можете ответить? (не знаем, не изучали) (слайд 11-12)

 На данном этапе формируются следующие УУД:

(Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

На этапе формулирования темы урока, постановки цели и составления плана урока учитель при помощи проблемно- диалогического организует постановку цели урока, составляется  совместный план действий. (слайд 13)

Данный этап урока способствует формированию Коммуникативные УУД:.Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. РегулятивныеУУД: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Этап открытия нового знания строится на основе выполнения заданий учебника, с помощью организованного учителем подводящего диалога.

 Учащимся предлагается прочитать два текста, выяснить, какой из данных текстов является задачей.

– Какой из этих же рассказов можно  называть словом «задача»?

- Почему?

Почему не можете ответить?

- давайте сравним чем отличается 2 текст от первого? (во 1 тексте есть вопрос)

- Вы можете на него ответить?

- Значит, что должно быть в задаче? (вопрос)

Фиксированию нового знания в речи и знаках способствует работа с  текстами:

Это задача? (Нет)

- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)

- Что же должно быть кроме вопроса в задаче … (данные, условие)

Это задача? (Нет)

- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

-Значит в задаче вопрос, связан с условием.

-Давайте сделаем вывод. Из чего должна состоять задача?

С помощью учителя происходит фиксирование нового знания в речи и знаках.

При выполнении задания №2 учебника учитель организует работу в парах по составлению математического рассказа, учит оформлять условие задачи с помощью схемы, записывать решение и ответ.

- Как можно ее решить.

- В математике принято оформлять условие задачи схемой, записывать решение и ответ.

-Как вы думаете чему мы сейчас будем учится?

(правильное оформление задачи записывается в тетрадь) (слайд 14-20)

На данном этапе формируются следующие УУД: Познавательные УУД: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Умение работать по коллективно составленному плану -регулятивные УУД.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учитель организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи, идет работа в паре.

Выполняя задание №3 учебника, учащиеся подчеркивают в условии ключевые слова и данные. Вызывается к доске пара, которая заполняет схему, дети на местах сравнивают свои записи с записями на доске. Затем предлагается самостоятельно записать в паре решение и ответ. А потом запись сверяется и уточняется с помощью педагога. (слайд 23) 

На данном этапе формируются следующие УУД: Умение проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

На этапе Самостоятельной работы с проверкой по эталону учителем организуется выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверка по эталону, выявление места и причины затруднений, работа над ошибками, самооценка по алгоритму. Работа строится на материале учебника, ребята выполняют задание №4. стр.37.

Эталон для самопроверки на доске. (слайд 24)

 На данном этапе формируются следующие УУД: Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Этап рефлексии учебной деятельности способствует фиксации нового содержания урока. Учитель в форме диалога организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.

- Какова была тема урока?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-Чему вы научились на уроке?      

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией, умение объяснять, слушать друг друга. Какими кружочками обозначим наши действия?)

Расскажите по схеме:              узнал

                                     Я     запомню

                                             смог

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. (слайд 25-26)

 На данном этапе формируются следующие УУД: Умение проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение особенностей формирования обучаемости на уроках математики во 2 классе

В работе рассматриваются вопросы:проблема обучаемости в психолого-педагогической литературе (сущность, возрастные особенности) диагностика обучаемости;разработка системы упражнений, направленных ...

Формирование УУД на уроках математики

выступление с презентацией...

Формирование УУД на уроках математики.

Методы формирования УУД у детей младшего школьного возраста....

Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"

В данном материале рассматривается формирование УУД на каждом этапе урока. Прилагается презентация выступления....

Мастер- класс «Формирование УУД на уроках математики"

Задачи мастер- класса:Познакомить   с перечнем  УУД, которые должны быть сформированы у обучающихся в 1 классе, а так же  с помощью чего можно сформировать УУД (задания учебника, технол...

Формирование УУД на уроках математики в начальной школе

формирование УУД в начальной школе (математика)...