№п/п | Наименование тем, уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Основная группа | Обучающиеся с ОВЗ | Домашнее задание |
По плану | Фактически | Виды деятельности | Планируемые результаты | Виды деятельности | Планируемые результаты |
|
Земля и человечество ( 9 ч) |
1. | Мир глазами астронома | 1ч |
|
| - Рассказывает о мире с точки зрения астронома;-работает в паре: изучает по схеместроение Солнечной системы, перечисляет планеты в правильной последовательности, моделирует системы;- ---извлекает из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовит сообщения;- работает с терминологическим словариком;- формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. | Познакомить уч-ся с нау кой, изучающей Вселен ную. Сформировать пред ставления о Вселенной, о размерах и природе Солн ца; о планете Земля, о фор ме и размерах Земли. | Уметь перечислять планеты в правильной последовательности, называть космические тела | Рассказывать о мире с точки зрения астронома | уч-к с.4-8, р.т. с.7 № 6 |
2. | Планеты Солнечной системы | 1ч |
|
| - Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;-на основе схемы строения Солнечной системы характеризует планеты, перечисляет их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;-различает планеты и их спутники;-работает в паре: анализирует схемы движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;- устанавливает причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года; | Познакомить с планетами Солнечной системы, сфор мировать представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года. | Уметь называть планеты Солнечной системы, различать планеты и их спутники; | Знать планеты Солнечной системы, проводить несложные астрономические наблюдения; | уч-к с. 9-15, р.т. стр.10 № 4 |
3. | Звездное небо - Великая книга Природы. | 1ч |
|
| - Находит на карте звездного неба знакомые созвездия;моделирует изучаемые созвездия; определяет направление на север по Полярной звезде;выполняет задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;формулироует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. | Дать представление о звёздах, учить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе. | Уметь называть и показывать изученные звёзды и созвездия на карте звёздного неба, определять направление на север по Полярной звезде. | Знать названия звёзд и созвездий.
| уч-к с.16-21, р.т. с.13 № 5 |
4. | Мир глазами географа. | 1ч |
|
| Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; сравнивает глобус и карту полушарий;- находит условные знаки на карте полушарий; - обсуждает значение глобуса и карт в жизни человечества;составляет рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; | Сформировать представ ления о глобусе как моде ли Земли. Учить элемен тарным приёмам чтения плана, карты. Знать мате рики и океаны, их назва ния, расположение на глобусе и карте. | Уметь находить условные знаки на карте полушарий, показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
| Рассказывать о мире с точки зрения географа | уч-к.с. 22-28, р.т. стр.15 № 4 |
5. | Мир глазами историка. | 1ч |
|
| Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;- составляет рассказы о мире с точки зрения историка;характеризует роль исторических источников для понимания событий прошлого;обсуждает роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; | Дать представление об ок ружающем нас мире с точ ки зрения историков. Ис тория Отечества: отдель ные, наиболее важные и яркие исторические карти ны быта, труда, традиций людей в разные историче-ские времена. | Приводить примеры исторических источников, рассказывать о роли исторических источников и бытовых предметов для понимания событий прошлого | Рассказывать о мире с точки зрения историка | уч-к с.29-35, р.т. с.18 № 5 |
6. | Когда и где? | 1ч |
|
| - Определяет по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;обсуждает сроки начала года в разных летоисчислениях; формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. | Познакомить детей с обоз начением дат историчес ких событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени; определять по ленте времени век | Знать отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | уч-к с.36-40 |
7. | Мир глазами эколога. | 1ч |
|
| Рассказывает о мире с точки зрения эколога;работать в паре: анализирует современные экологические проблемы, н решению экологических находит в Интернете сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовит сообщения;формулирует выводы по изученному материалу, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты своей работы на уроке. | Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, ко торые необходимо решать на современном этапе. | Приводить примеры заповедников и национальных парков России; рассказывать о современных экологических проблемах | Знать названия заповедников и национальных парков России; | уч-к с.41-47, р.т. с.22 № 5,6 |
8. | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1ч |
|
| Рассказывает о причинах появления Списка Всемирного наследия; различает объекты Всемирного природного и культурного наследия;работать в паре: знакомится по карте - схеме мира с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определяет их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; извлекает из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовит сообщения о них; | Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе. | Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; называть примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги | Знать примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги | уч-к с.48-56 |
9. | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1ч |
|
| Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; - различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; - работать в паре: знакомиться по карте - схеме мира с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них; | Познакомить с Междуна родной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы. | Называть примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги, отвечать на итоговые вопросы | Анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
| уч-к с.56, р.т. стр.25 № 5,6 |
Природа России (10 ч) |
10 | Равнины и горы России | 1ч |
|
| Находит и показывает на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывает о них по карте; различает холмистые и плоские равнины;характеризует формы земной поверхности России, рассказывает о них по личным впечатлениям; | Сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России. | Уметь находить и показывать на физической карте России равнины и горы России; различать холмистые и плоские равнины | Знать названия равнин и гор России. | уч-к с.60-64, р.т. стр.33 № 5 |
11. | Моря, озера и реки России. | 1ч |
|
| Находит и показывает на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;различает моря Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов; характеризует особенности изучаемых водных объектов; находит в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; | Сформировать у уч-ся представление о водоёмах, их разнообразии, использо вании человеком. | Уметь находить и показывать на физической карте моря, озера и реки России; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. | Знать названия морей, озер и рек России. | уч-к с.66-70, р.т. стр.35 № 4,5,6 |
12. | Природные зоны России. | 1ч |
|
| Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; Знакомится с картой природных зон России, определяет по карте природные зоны России, высказывает предположения о причинах их смены, осуществляет самопроверку устанавливает причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работает со схемой освещенности Земли солнечными лучами;находит на карте природных зон зоны высотной поясности; | Сформировать у уч-ся представление о природ ных зонах, дать понятие поясности. | Уметь находить и показывать основные природные зоны на карте природных зон России; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами | Знать основные природные зоны России, объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране | уч-к с.71-75, р.т. с.38 № 4,5 |
13. | Зона арктических пустынь | 1ч |
|
| - Находит и показывает на карте природных зон зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку; выявляет взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами;определяет по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объясняет, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывает по рисунку об экологическихсвязях в изучаемойприродной зоне,моделирует характерные цепи питания; рассказывает об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; характеризует зону арктических пустынь по плану; | Сформировать у уч-ся представление о природ ной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении приро ды данной зоны для чело века, её использование. | Находить и показывать на карте зону арктических пустынь; рассказывать о зоне арктических пустынь по плану | Знать характеристику природной зоны пустыни. | уч-к с.76-82, р.т. стр.41 № 6 |
14. | Тундра | 1ч |
|
| - Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивает общий вид тундры и арктической пустыни, описывает тундру по фотографии; находит и показывает на карте природных зон зону тундры, рассказывает о ней по карте; выявляет взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещенности солнечными лучами;знакомится по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживает экологические связи в зоне тундры,рассказыват о них,моделирует характерные цепи питания; характеризует природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; характеризует зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь; | Сформировать у учащих ся представление о приро дной зоне тундры; ее геог рафическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности чело-века. | Находить и показывать на карте зону тундры; рассказывать о зоне тундры по плану | Знать характеристику природной зоны тундры. | уч-к с.84-94, р.т. стр.45 № 7 |
15. | Леса России | 1ч |
|
| - Находит и показывает на карте природных зон зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов; рассказывает о них по карте;устанавливает зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги; характеризует животный мир зоны лесов, выявляет экологические связи; составляет характерные цепи питания в зоне тайги; сравнивает природу тундры и лесных зон; | Сформировать у учащих ся представление о лес ной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире. | Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных лесов и широколиственных лесов; рассказывать о них по плану | Знать характеристику природной зоны. | уч-к с.95-102, р.т. с.50 №7 |
16 | Лес и человек. | 1ч |
|
| С помощью текста учебника раскрывает роль леса в природе и жизни людей;обсуждает экологические проблемы леса, предлагает меры по его охране;извлекает из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовит сообщения; характеризует лесные природные зоны по плану;. | Сформировать у уч-ся представление о роли леса в жизни человека и природы; эко логических проблемах леса, возникших по вине челове ка, о бережном отношении человека к природе. | Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей; рассказывать о правилах поведения в лесу | Знать правила поведения в лесу | уч-к с.103-109, р.т. с.52 № 6 |
17. | Зона степей | 1ч |
|
| -Сравнивает общий вид леса и степи, находит и показывает на карте природных зон зону степей; - устанавливает взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы; - обсуждает экологические проблемы степной зоны и пути их решения; - сравнивает природу зоны степей с природой лесов и тундры; - извлекает из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовисообщения;характеризует зону степей по плану; | Сформировать у учащих ся представление о приро дной зоне степей; ее геог рафическом положении особенностях, животном и растительном мире, об охране природы. | Находить и показывать на карте зону степей; рассказывать о них по плану | Знать характеристику природной зоны степей. | уч-к с.110-117, р.т. с.65 № 8,9 |
18. | Пустыни | 1ч |
|
| Сравнивает общий ид степи и пустыни; находит и показывает на карте природных зон зону полупустыни и пустыни; знакомится по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, выявляет экологические связи, составляет характерные цепи питания; сравнивает природу зоны степей с природой лесов и тундры; обсуждает экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения; характеризует зону степей по плану; | Сформировать у учащих ся представление о при родной зоне пустыни; географическом положении, её особенностях. | Находить и показывать на карте зону пустынь; рассказывать о них по плану | Знать характеристику природной зоны- пустыни. | уч-к с.118-125, р.т. с.59 №7 |
19. | У Черного моря | 1ч |
|
| Находит и показывает на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;устанавливает причины своеобразия природы субтропической зоны :знакомится по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, обсуждает правила безопасности во время отдыха у моря.экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа; характеризует зону субтропиков по плану; | Сформировать у учащих ся представление о суб тропической зоне Черно морского побережья Кав каза; географическом по ложении, особенностях и деятельности людей. | Находить и показывать на карте зону субтропиков; рассказывать о них по плану. | Знать характеристику природной зоны субтропиков. | уч-к с.126-134, р.т. с.63 №8,9 |
Родной край - часть большой страны (15 ч) |
20. | Наш край | 1ч |
|
| -Знакомится с политико-административной картой России; находит на политико-административной карте России свой регион; характеризует родной край по предложенному в учебнике плану; оценивает свои достижения на уроке. | Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свой ства наблюдаемых объектов, расширять знания о родном городе, селе. Представление о поверхности родного края; работа с картой. | Находить на карте России родной регион, давать краткую характеристику своего края | Знать краткую характеристику родного края; различать и описывать изученные природные объекты своего края, | уч-к с.136-138, р.т. стр.66 № 4-6 |
21. | Поверхность нашего края. | 1ч |
|
| - Описывает по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находит на карте региона основные формы земной поверхности родного края; интервьюируют взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждает меры по охране поверхности своего края; формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. | Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране. | Характеризовать формы земной поверхности; находить на карте родного края основные формы земной поверхности | Знать формы земной поверхности. | уч-к с.139-144 |
22 | Водные богатства нашего края | 1ч |
|
| Составляет список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона ,описывает одну из рек по данному в учебнике плану, выявляет источники загрязнения близлежащих водоемов;формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. | Практическое знакомство с полезными ископаемы ми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. | Характеризовать водные богатства нашего края; рассказывать о водном объекте по плану | Знать названия водных объектов родного края. | уч-к с.145-148, р.т. с. 70, № 4 |
23. | Наши подземные богатства | 1ч |
|
| Находит на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;-определяет название полезного ископаемого, изучает его свойства. Находит информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывает по данному в учебнике плану, готовит сообщение и представляет его классу; формулирует выводы по изученному материалу оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | Познакомить детей с раз личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов. | Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края). | Знать названия и свойства полезных ископаемых, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) полезных ископаемых | уч-к с.149-159, |
24. | Земля - кормилица | 1ч |
|
| - Различает типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; извлекает из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона ;готовит доклад о значении почвы для жизни на Земле; формулирует выводы по изученному материалу; оценивает свои достижения на уроке. | Познакомить с разнообразием лесных обитате лей, ярусами леса. | Различать виды почв; рассказывать о значении почвы для жизни на Земле | Знать виды почв. | уч-к с.160-163 |
25. | Жизнь леса | 1ч |
|
| Рассказывает по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; составляет цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризует лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;- формулирует выводы по изученному материалу, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты своей работы на уроке. | Дать представление о луге, как природном сообществе. | Характеризовать природное сообщество лес по плану; Рассказывать о представителях лесного сообщества в родном крае | Знать характеристику природного сообщества – лес. | уч-к с.164-169 |
26. | Экскурсия в природные сообщества родного края (в лес) | 1ч |
|
| Наблюдает объекты и явления природы, определяет природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксирует результаты наблюдений; сравнивает результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Сформировать представление о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека. | Называть растения и животные леса, распознавать в природных условиях с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений | Знать краткую характеристику природного сообщества - лес своего края; оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах; | р.т. с.76 № 2, с.77 № 3 |
27 | Жизнь луга | 1ч |
|
| Определяет растения луга , животных луга на иллюстрации учебника, выявляет экологические связи на лугу; Рассказывает по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; характеризует луговое сообщество по данному в учебнике плану; сравнивает природные особенности леса и луга; приводит примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявляет нарушения экологического равновесия по вине человека, | Развивать умение наблю дать за природой, познакомить с особенностями при родных сообществ края. | Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг. | Знать краткую характеристику природного сообщества – луг. | уч-к с.170-177 |
28. | Экскурсия в природные сообщества родного края (на луг) | 1ч |
|
| Наблюдает объекты и явления природы; определяет природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксирует результаты наблюдений;-сравнивает результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. | Развивать навыки работы с информацией. | Называть растения и животные луга, распознавать в природных условиях с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений | Выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей; | р.т. с.81 № 7 |
29. | Жизнь в пресных водах | 1ч |
|
| .Узнает по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; рассказывает по своим наблюдениям об обитателях пресных вод своего региона; составляет цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; выявляет экологические связи в пресном водоеме; обсуждает способы приспособления растений и животных к жизни в воде; | Сформировать представление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в при роде и жизни людей, бережном отношении человека к растениям. | Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём | Знать краткую характеристику пресного водоёма. | уч-к с.178-186 |
30. | Экскурсия в природные сообщества родного края ( к водоему) | 1ч |
|
| Наблюдает объекты и явления природы; -определяет природные объекты с помощью атласа-определителя-фиксирует результаты наблюдений;сравнивает результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. | Сформировать представление уч-ся об отрасли с/х. Раскрыть роль живо тных в жизни людей; бере жное отношение к живот ным. | Называть растения и животные луга, распознавать в природных условиях с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений | Выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей; | р.т. с.85 № 7,8 |
31. | Растениеводство в нашем крае | 1ч |
|
| Выявляет взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; работает в группе :знакомится по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовит сообщения о развитии этих отраслей в регионе и презентует их их в классе; определяет с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различает зерна зерновых культур; | Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Уметь называть отрасли растениеводства в родном крае; различать сорта культурных растений | Знать и различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края | уч-к с.187-194, р.т. с.88 № 4 |
32. | Животноводство в нашем крае | 1ч |
|
| Выявляет взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; - различает породы домашних животных (на примерах, характерных для региона); - формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. | Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; умение пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни. | Уметь называть отрасли животноводства в родном крае; различать породы домашних животных | Знать и различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края; | уч-к с.195-203, р.т с.91 №3 |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1ч |
|
| Выполняет тесты с выбором ответов; оценивает правильность/неправильность предложенных ответов;адекватно оценивает свои достижения по шкале баллов.
|
| Выполнять тесты с выбором ответа. | Знать природные сообщества родного края. | уч-к с.204-205 |
34. | Презентация проектов, выполненных за первое полугодие. | 1ч |
|
| Выбирает тему проекта- намечает план работы; отбирает информацию в избранных для проекта книгах; готовит оформление доклада (слайды);- готовит доклад; презентует доклад в классе; оценивает свои достижения и достижения своих товарищей. |
| Уметь находить дополнительную информацию из литературы, Интернета. | Использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений. | р.т. с.93-96 |
Страницы Всемирной истории (5 ч) |
35. | Начало истории человечества | 1ч |
|
| Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определяет по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; - обсуждает роль огня и приручения животных; - анализирует иллюстрации учебника; - понимает роль археологии в изучении первобытного общества; - формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. | Дать уч-ся представление о первобытных людях. | Уметь определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; ассказывать о роли огня и приручения животных | Приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; | уч-к с.4-7 |
36. | Мир древности: далекий и близкий | 1ч |
|
| Определяет по «ленте времени» длительность существования Древнего мира находит на карте местоположение древних государств; - извлекает информацию из учебника, анализирует иллюстрации, - обобщает сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявляет общее и отличия; - понимает роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставляеталфавиты древности; | Познакомить уч-ся с древ ним Египтом, Грецией, Римом. | Уметь находить на карте местоположение древних государств; рассказывать о появлении и развитии письменности | Знать эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху.
| уч-к с.8-14 |
37. | Средние века: время рыцарей и замков. | 1ч |
|
| Сопоставляет длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определяет по «ленте времени» длительность средневековья; - находит на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - сопоставляет исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; - сопоставляет мировые религии, выявляет их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; - понимает важность изобретения книгопечатания для человечества;
| Формировать представле ние о Средневековье. | Уметь находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней; | Соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; | уч-к с.15-21 |
38. | Новое время: встреча Европы и Америки | 1ч |
|
| Определяет по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставляет её с длительностью Древнего мира и Средневековья; - сопоставляет жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; - прослеживает по карте маршруты Великих географических открытий; - обсуждает методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - выявляет по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; - обсуждает роль великих географических открытий в истории человечества; - характеризует научные открытия и технические изобретения Нового времени | Познакомить уч-ся с выда ющимися людьми Нового времени, их изобретения ми, географическими от крытиями. | Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях Нового времени; показывать по карте маршруты Великих географических открытий | Знать эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху. | уч-к с.22-27, р.т. с.10 № 6 |
39. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1ч |
|
| Находит на «ленте времени» начало Новейшего времени; - характеризует значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; - характеризует изменения в политическом устройстве стран мира; - рассказывает о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;
| Познакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века. | Уметь рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков; | Соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени» | уч-к с..28-32 |
Страницы истории России (20 ч) |
40. | Жизнь древних славян. | 1ч |
|
| Понимает учебную задачи раздела и данного урока и стремится их выполнить; - анализирует карту расселения племен древних славян; - выявляет взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризует верования древних славян; - моделирует древнеславянское жилище; - составляет план рассказа на материале учебника; - формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. | Представление о жизни древних славян | Уметь называть предметы быта древних славян; рассказывать о верованиях древних славян | Приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; | уч-к с.34-39 |
41. | Во времена Древней Руси. | 1ч |
|
| Прослеживает по карте Древней Руси путь «изваряг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; - характеризует систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; - отмечает на «ленте времени» дату Крещения Руси; - обсуждает причину введения на Руси христианства и значение Крещения;
- формулирует выводы по изученному материалу, отвечать на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. | Представление о Древней Руси, русских князьях | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; отмечать на «ленте времени» дату крещения Руси. | Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; | уч-к с.40-45 |
42. | Страна городов. | 1ч |
|
| Анализирует карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризует их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде | Представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде | Показывать на исторической карте Древний Киев и Древний Новгород; рассказывать об основании Москвы | Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; | уч-к с.46-54 |
43. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1ч |
|
| Сопоставляет на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждает важность находок археологами берестяных грамот; - развивает воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; - обсуждает , почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; - характеризует значение летописи об основании Москвы как исторического источника | Представление о возник новении славянской аз буки, появлении письмен ности на Руси; | Рассказывать о создании славянской письменности; рассказывать о роли летописей для изучения истории | Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; | уч-к с.55-58, р.т. с. 19 № 3 |
44. | Трудные времена на русской земле | 1ч |
|
| Прослеживает по карте нашествие Батыя на Русь; -обсуждает причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; -описывает по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; - рассказывает о монгольском нашествии по плану учебника; - находит на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
| Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических со бытий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памят ников истории культуры. | Показывать на исторической карте нашествие Батыя на Русь, места сражений Александра Невского; рассказывать о монгольском нашествии, о Ледовом побоище | Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; | уч-к с.59-64 |
45. | Русь расправляет крылья. | 1ч |
|
| - Приводит факты возрождения северо-восточных земель Руси; - рассказывает по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; - прослеживает по карте объединение русских земель вокруг Москвы; - обсуждает, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; формулирует выводы по изученному материалу | Сформировать представ ления уч-ся о возрожде нии Руси. | Показывать на карте объединение русских земель вокруг Москвы, рассказывать об Иване Калите. | Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; | уч-к с.65-69 |
46. | Куликовская битва | 1ч |
|
| Прослеживает по карте передвижения русских и ордынских войск; - составляет план рассказа о Куликовской битве; - рассказывает о Куликовской битве по составленному плану; отмечает на «ленте времени» дату Куликовской битвы; - обсуждает, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; - рассказывает о поединках богатырей осознаёт роль Куликовской битвы в истории России; | Сформировать представ ления уч-ся о подвигах защитников Руси. | Показывать по карте передвижение русских и ордынских войск; рассказывать о Куликовской битве по плану | Знать основные события Куликовской битвы | уч-к с.70-74 |
47. | Иван Третий | 1ч |
|
| Рассказывает об изменении политики в отношении Золотой Орды; - описывает по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждает значение освобождения от монгольского ига; отмечает на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;
| Сформировать представле ния уч-ся о Москве времен Ивана III, сравнить ее со вре менем правления Ивана Ка литы и Дмитрия Донского. | Отмечать на ленте времени даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; рассказывать о значении освобождения от монгольского ига . | Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; | уч-к с.75-81 |
48. | Мастера печатных дел | 1ч |
|
| Обсуждает, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывает о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; -сопоставляет современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;
| Сформировать представле ния уч-ся о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья. | Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове, об издании первых учебников. | Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; | уч-к с.82-86 |
49. | Патриоты России | 1ч |
|
| Обсуждает значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; - отмечает на «ленте времени» год освобождение Москвы; - заполняет приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознавает роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; | Сформировать представле ния уч-ся о патриотизме. | Отмечать на ленте времени год освобождения Москвы от польских интервентов; Рассказывать о значении организации народного ополчения и освобождения Москвы от польских захватчиков | Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; | уч-к с.87-93 |
50. | Петр Великий | 1ч |
|
| Рассказывает о реформах Петра I на основе материала учебника; -извлекает из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; - описывает достопримечательности Санкт-Петербурга; - обсуждает, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; - отмечает на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; - находит на карте приобретения города, основанные ПетромI; - высказывает свое отношение к личности Петра Великого;
| Сформировать представ ления уч-ся о времени правления Петра I , его реформах. | Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; Находить на карте города, основанные Петром; | Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; | уч-к с. 94-100 |
51. | Михаил Васильевич Ломоносов | 1ч |
|
| составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; - составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;
| Сформировать представ ления уч-ся о жизни и деятельности М.В. Ломо носова. | Показывать по карте путь Ломоносова в Москву; рассказывать о заслугах М.В. Ломоносова | Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; | уч-к с.101-104 |
52. | Екатерина Великая. | 1ч |
|
| Обсуждает, заслуженно ли Екатерина Вторая стала назваться Великая; - описывает достопримечательности Петербурга; - сравнивает положение разных слоев российского общества; - рассказывает по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; - прослеживает по карте рост территории государства; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;
| Сформировать представ ления уч-ся о жизни в Рос сии во времена правления Екатерины Великой. | Рассказывать о крестьянской войне Пугачёва; показывать на карте рост территории государства | Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; | уч-к с.105-111 |
53. | Отечественная война 1812 года. | 1ч |
|
| Рассказывает о Бородинском сражении; - отмечает на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; - заполняет приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - обсуждает, почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждает, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекает из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовит доклады | Сформировать представле ния уч-ся о войне 1812 го да. | Уметь описывать исторические события Отечественной войны 1812 года; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 | Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; | уч-к с.112-119 |
54. | Страницы истории Х1Х века. | 1ч |
|
| В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучает текст учебника, выполняет задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, работает с историческими картами; - находит на карте Транссибирскую магистраль; - сопоставляет исторические источники; - извлекает из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; - формулирует выводы по изученному материалу | Сформировать представ ления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того време ни. | Работать с историческими картами; уметь описывать исторические события Х1Х века. | Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; | уч-к с.120-126 |
55. | Россия вступает в ХХ век | 1ч |
|
| Отмечает на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революции; - составляет план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывает о них по плану;
| Сформировать представле ния уч-ся о важнейших событиях в России в нача ле XX века. | Уметь описывать исторические события ХХ века.; Отмечать на «ленте времени»начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций | Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; | уч-к с.127-133, р.т. с.47 № 5 |
56. | Страницы истории 1920-1930 годов. | 1ч |
|
| Знакомит по карте СССР с административно-территориальным строением страны; - сравнивает герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомит с символикой герба СССР; - сравнивает тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; - в ходе экскурсии по городу выясняет, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; - знакомит по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро;
| Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в 20-30-е годы. | Уметь описывать исторические события 1920-1930 годов; работать с историческими картами;
| Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну | уч-к с.134-139 |
57. | Великая война и великая Победа. | 1ч |
|
| Составляет план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывает о ней по плану; - обсуждает , в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - прослушивает в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; - делится впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;
| Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне. | Уметь описывать исторические события Великой Отечественной Войны. | Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; | уч-к с.140-146 |
58. | Великая война и великая Победа. | 1ч |
|
| Описывает исторические события Великой Отечественной Войны. - Собирает материал о мероприятиях празднования 78-летия Победы в родном городе (селе), в регионе; - формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы - оценивает свои достижения на уроке. | Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге. |
| Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; | уч-к с.146, зад.1-3 |
59. | Страна, открывающая путь в космос. | 1ч |
|
| Понимает учебную задачу урока и стремится ее выполнить; - извлекает из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса - интервьюирует старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; - прослушивает в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; | Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в послевоенное время. | Уметь описывать исторические события полёта человека в космос. | Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
| уч-к с.147-152, р.т. с.53 № 4
|
Современная Россия (9 ч) |
60. | Основной закон России и права человека | 1ч |
|
| Находит на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализирует закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждает, как права одного человека соотносятся с правами других людей; готовит проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;
| Дать представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека. | Называть символы России; рассказывать об истории их возникновения | Раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран; | уч-к с.168-174 |
61. | Мы - граждане России | 1ч |
|
| Различает права и обязанности гражданина, устанавливает их взаимосвязь; следит за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации | Формировать представление о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе. | Различать государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; рассказывать о любимых праздниках | Знать главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России; | уч-к с.175-179, р.т. с.65 №3 |
62. | Славные символы России | 1ч |
|
| Знакомится особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличает герб РФ от гербов других государств;знакомится с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;отличает гимн РФ от гимнов других государств; обсуждает, зачем государству нужны символы;
| Формировать представление о государственных символах России. | Уметь находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России. | Знать субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России; | уч-к с.180-188, р.т. с.67 № 3 |
63. | Такие разные праздники | 1ч |
|
| Различает праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;- знакомит с праздниками и Памятными днями России, обсуждает их значение для страны и каждого её гражданина;- выясняет используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся; составляет календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;
| Сформировать представление о праздника в России, их различиях и особенностях. | Уметь находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России. | Знать субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России; | уч-к с.189-196, р.т. с.67№ 6 |
64. | Путешествие по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности | 1ч |
|
| Знакомит по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; совершает виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещает музеи, осматривает памятники истории и культуры; рассказывает по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрирует фотографии, сувениры ;анализирует и сравнивает гербы городов России, выясняет их символику; | Дать представление, на сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями. | Уметь находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России. | Знать субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России; | уч-к с.197-203 |
65. | Путешествие по России. Народы России, особенности их традиционной культуры | 1ч |
|
| Совершает виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещает музеи, осматривает памятники истории и культуры;- рассказывает по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрирует фотографии, сувениры;
| Познакомить с городами европейской части Рос сии, их народами, образом жизни. |
Выполнять тесты с выбором ответа. |
|
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания. | уч-к с.204-205 |
66. | Путешествие по России. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России | 1ч |
|
| Понимает учебную задачу урока и стремится ее выполнить; знакомится по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;
| Познакомить с достопримечательностями старинных русских городов. | Уметь находить дополнительную информацию из литературы, Интернета. | Использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений. |
|
67. | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1ч |
|
| Выполняет тесты с выбором ответов; оценивает правильность/неправильность предложенных ответов;-адекватно оценивает свои знания в соответствии с набранными баллами. | Проверить знания по изученным разделам. | Проверить знания уч-ся по разделам « Современная Россия», «Страницы исто рии России», «Страницы всемирной истории». | Адекватно оценивать и анализировать свои знания. | уч-к с.204-205 |
68. | Презентация проектов за второе полугодие. | 1ч |
|
| Извлекает информацию из дополнительных источников и Интернета; посещает музеи, обрабатывает материалы экскурсий; интервьюирует старших членов семьи, других взрослых; готовит иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);- готовит тексты сообщений; выступает с сообщениями в классе;
| Формировать умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения. | Обобщение и повторение знаний по разделам «Сов ременная Россия», «Стра ницы истории России». | Использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений. |
|