Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся (доклад)
статья (2 класс) на тему
Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-методический совет МОУ « Гимназия №1»
Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся
Доклад учителя начальных
классов Крупновой Л. В
2016г.
Работа со слабоуспевающими детьми в школе.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учеников в школах составляет 10-15%. Чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих , необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися все служб образовательного учреждения.
Эти дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в поддержке со стороны учителя. При отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того этим детям необходимо большее количество повторений на отработку навыков.
В процессе изучения нового материала внимание «слабого» ученика концентрируется на наиболее важных и сложных разделах новой темы, учитель чаще обращается к нему с вопросом, выясняющим степень понимания учебного материала. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допущенных ими при ответах в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечают типичные затруднения в работе и указывают способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. При организации домашней работы подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок. Это могут быть карточки-задания, задания на повторение материала, который необходим для изучения новой темы.
С целью ликвидации пробелов в знаниях, приобретения умений и навыков следует использовать следующие виды деятельности:
- Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду и т.п.)
- Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий)
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности
- Помощь в планировании учебной деятельности
При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься при большой запущенности программного материала лучше, если учитель сам будет проводить дополнительные занятия.
Причины неуспеваемости и невоспитанности ученика.
Внутренние по отношению к школьнику
- Недостатки биологического развития личности;
а) Дефекты органов чувств
б) Соматическая ослабленность
в) Особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение.
г) Психологические отклонения
- Недостатки психического развития личности:
а) Слабое развитие интеллекта
б) Слабое развитие воли
в) Слабое развитие эмоциональной сферы личности
г) Отсутствие должных познавательных интересов
- Недостатки воспитанности личности:
а) Недостатки в развитии моральных качеств личности
б) Недостатки в отношениях ученика с учителем, коллективом, семьей и др.;
в) Недостатки в трудовом воспитании
Внешние по отношению к школьнику
- Недостатки образовательного опыта личности
а) Пробелы в знаниях, специальных умениях
б) Пробелы в навыках учебного труда
- Недостатки влияния школы
а) Недостатки процесса обучения, учебных пособий, и др.;
б) Недостатки процесса воспитания в школе (со стороны педагогического коллектива, коллектива учащихся и др.)
- Недостатки влияния внешкольной среды
а) Недостатки влияния семьи
б) Недостатки влияния сверстников
в) Недостатки влияния культурно-производственного окружения.
10 правил работы со слабоуспевающими учащимися.
- Верь в способности любого ученика и старайся передать ему эту веру. Радуйся каждому шагу вперед своего воспитанника.
- Помни, что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
- Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется в свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
- Многократное повторение основного материала – один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок – это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель по теме, состоящей из 15-20 уроков, отработает главные вопросы, при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
- Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложите его, повторите и закрепите.
- Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций. Чувств, интереса к учению, формированию общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.
- Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общение со слабыми, не получишь результатов обучения.
- Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал;2-3 – закрепляют, проговаривая главное;3-4 – переписывают с доски и т.д. Все это дополняется демонстрацией, самостоятельной работой и т.п.
- Научитесь привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один ученик. Научитесь строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
- У слабоуспевающих плохо развить мышление. Ищите образ в изучаемом материала. Привлекайте к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыку, поэзию, слайды, образный показ).
Кроме того существуют некоторые другие правила, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не все могут освоить. Не убивай оценками в них человека.
При работе со слабоуспевающими детьми в школе необходимо вести документацию. В которой отражается проведенная работа. Вот один из вариантов плана работы со слабоуспевающими учениками.
Конечно, работа без привлечения к помощи родителей невозможна. Родительский контроль важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка. Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с учителем – предметником или самостоятельных занятий.
Презентация.
Оказание помощи неуспевающему ученику
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
- Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
- Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
- Предложение учащимся примерного плана ответа.
- Использование наводящих вопросов.
- Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
- Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Оказание помощи неуспевающему ученику
При изложении нового материала
- Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
- Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
- Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
- Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Оказание помощи неуспевающему ученику
При организации самостоятельной работы
- Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
- Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
- Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
- Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
- Напоминание приема и способа выполнения задания.
- Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Оказание помощи неуспевающему ученику
В ходе самостоятельной работы на уроке
- Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
- Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
- Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
- Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
Оказание помощи неуспевающему ученику
При организации домашней работы
- Подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок.
- Проведение подробного инструктажа о порядке выполнения задания, о возможных затруднениях.
- Даются задания на повторение материала, который потребуется для изучения новой темы.
- Определяется объём заданий и не допускается перегрузка учащихся.
Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающими учащихся.
Самой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа.
Организация индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика.
Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха
Приглашение родителей на уроки с целью
определения интеллектуального уровня ребёнка на фоне классного коллектива.
Советы родителям слабоуспевающих учеников:
- Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;
- Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
- Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;
- Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;
- Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;
- Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».
- Формируйте положительную мотивацию к учёбе;
- Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей;
- Помогайте ребёнку в случае необходимости;
- Никогда не выполняйте задание за ученика;
- Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его;
- Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки;
- Поощряйте ребёнка за его успехи;
- Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребёнку.
- Подводя итог вышесказанному , можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.
Желаем вам этого!
План работы учителя со слабоуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
Составление списка слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию предоставить зам.директору | Август |
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: - определение фактического уровня знаний детей; - выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классными руководителями, психологом, социальным педагогом | Сентябрь |
Встречи с родителями и беседы с самими учащимися | В течение учебного года |
Участие в обсуждении вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсоветах, заседаниях МО) | В течение учебного года |
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года |
Составлять план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть | Сентябрь, обновлять по мере необходимости |
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса | В течение учебного года |
Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в специальных тетрадях по предмету | В течение учебного года |
Индивидуальные консультации учащихся | В течение учебного года |
Работа по тренировке заполнения бланков | В течение учебного года |
Подготовка к проведению краевых диагностических работ, пробных экзаменов | В течение учебного года |
Определить темы, с которыми учащиеся справляются наиболее успешно, и продолжить совершенствование выполнения данных заданий | В течение учебного года |
Включать в тематические контрольные и самостоятельные работы задания в тестовой форме, соблюдая временной режим | В течение учебного года |
Организовать в классе разноуровневое повторение по выбранным темам | В течение учебного года |
Распределение учащихся _____ класса по уровню подготовки
№ | ФИ учащихся | Форма работы |
Учащиеся, имеющие уровень подготовки выше среднего | ||
1 | ||
Учащиеся, имеющие средний уровень подготовки | ||
1 | ||
Учащиеся, имеющие уровень подготовки ниже среднего | ||
1 | ||
Учащиеся, имеющие низкий уровень подготовки (слабоуспевающие) | ||
1 | ||
График индивидуальных консультаций и дополнительных занятий
для учащихся _____ класса
День недели | Время | Вид работы |
Индивидуальная работа с родителями
№ п/п | Дата проведения | Тема беседы | Подпись родителей |
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося _____________________________________________
Класс ______________________________________________________
Предмет ____________________________________________________
Причина неуспеваемости ______________________________________
Учитель ______________________________________________________
Пробелы в знаниях | Даты проведения индивидуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Что задано | % выполнения | Отметка | Подпись учащегося, родителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса.
Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса. Цель: использование проблемной ситуации на уроках как средства повышения школьной мотивации.Мет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/18/picture-292905-1379481810.jpg)
«Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся начальной школы»
Развитие мотивационной сферы у ребенка Основные задачи обучения ребёнка математики. Межпредметные связи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/18/picture-47590-1500396043.jpg)
Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся
Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные моти...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-805680-1471082970.jpg)
Доклад на РМО "Методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников"
Полезный материал для мотивации школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/18/picture-47590-1500396043.jpg)
Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся
Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/28/picture-786713-1461824326.jpg)
Роль курса «Английский язык. Авторы: Верещагина И. Н., Притыкина Т. А., издательство Просвещение 2021г.» в формировании учебной мотивации у учащихся начальной школы
УМК «Английский язык. Авторы: Верещагина И. Н., Притыкина Т. А., издательство Просвещение 2021г.» обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся. Содержание УМК базируется на ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/09/picture-813812-1641744191.jpg)
Доклад на тему «Откуда берутся проблемы формирования учебной мотивации»
В статье рассматриваются проблемы формирования учебной мотивации...