Обучение по системе Л.В. Занкова ориентировано на индивидуально-психологические особенности ребёнка, т.е., по теории Л.С. Выготского, на «зону ближайшего развития». Опираясь на данную теорию, считаю, что развитие и поддержание детской любознательности - одна из важнейших задач в образовании. А умение закрепить, осознать, довести своё дело до конца, понять, зачем это нужно, и оценить объем своих знаний – основные цели современного урока. Основной задачей учителя является научить ребенка учиться, т.е. сформировать у него навык выполнения универсальных учебных действий (УУД).
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться. Следовательно, особое внимание необходимо уделить размышляющему, «думающему» наблюдению, слушанию или чтению, в ходе которых ребенок учится выделять в предъявленной информации значимое, вступать в продуктивное общение, слышать людей. Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока. Когда учитель готовится к современному уроку, перед ним встаёт ряд вопросов: - Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока?
- Использование каких технологий способствует формированию УУД?
- Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?
На уроках русского языка и математики проще формировать УУД. Сложнее обстоит дело с литературным чтением. Казалось бы: читай, рассуждай, меняй виды деятельности. Но достаточно ли этого для урока чтения?
Согласно распространенному мнению, любое действие ученика, совершаемое им на уроке, – это учебная деятельность. Но в основе учебной деятельности лежат познавательные мотивы и интересы. И всегда ли ребенку интересно то, что он читает на уроке? Всегда ли он понимает, для чего он это читает? Нет, только тогда, когда учитель создаёт необходимые для этого условия.
Первостепенная задача педагога - создавать необходимые условия на каждом этапе урока (актуализация опорных знаний; постановка учебной проблемы; формулирование проблемы, планирование; открытие нового знания; применение нового знания; рефлексия) для формирования УУД, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих их формированию. От учителя требуется уже с самого начала урока знать, чему должны научиться его ученики, а ученик только в конце урока оценит свою работу и сделает вывод о результате своей работы.
Приведу пример формирования УУД на уроке литературного чтения в 4 классе по теме «Правда и вымысел в былинном сказе «Садко». Уже на этапе актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы, прежде всего, необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает из прочитанного, и, самое главное, захотел узнать и, по необходимости, перечитать. На данном этапе урока я использовала подводящий диалог, технологию проблемно-диалогового обучения с целью формирования: - логических УД (анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для классификации);
- общеучебных УД (поиск информации, смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентации учащихся в системе личностных качеств героя);
- коммуникативных УД (контроль и оценка действий своих и одноклассников).
Чтобы решить проблему, необходимо было провести анализ и синтез, прибегнуть к рассуждению, что требует сформированности качеств ученика.
Были заданы вопросы:
- Кто является героем былины?
- Какими качествами обладает былинный герой?
- Почему Садко является былинным героем, хотя не обладает силой богатырской? (дети приходят к выводу, что он мастер своего дела, за что любим народом)
- Чем былина отличается от сказки? Приведите примеры из текста.
У детей появляется внутренняя потребность и мотивация узнать, понять, в чём противоречия. Начинается процесс мышления. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей.
Этап формирования проблемы проводится с целью побуждения учеников к поисковой деятельности и постановке учебной задачи. Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствовали формированию личностных УД. А постановка УЗ и планирование своей деятельности на уроке с учетом УЗ способствовали формированию регулятивных УД.
Были заданы вопросы: - Что общего в былине и сказке?
- Ложь и вымысел - это одно и то же?
- Чего больше в былинном сказе - правды или вымысла?
На данном этапе урока у детей происходит осмысление прочитанного текста, процесс сопоставления прочитанного с реальными известными фактами. Появляется потребность работать, зная и понимая УЗ. Возникает вопрос: «Как я буду узнавать?»
Этап открытия нового знания можно проводить, используя различные формы работы. Для меня и моего класса любимый вид деятельности - групповая работа. Как учитель я преследую свою цель - дать возможность ученикам разного уровня поделиться своими знаниями, дополнить знания друг друга. Открытие новых знаний проводится в форме исследовательской деятельности, при этом используется проектная технология.
Ученики самостоятельно распределяют задачи каждого члена группы. Этому способствовует технология сотрудничества. На данном этапе знания, полученные на уроках окружающего мира, интегрируются на уроке литературного чтения. Учитель создаёт условия для поисковой деятельности, незаметно поправляя, подсказывая, создавая ситуацию значимости ученика в группе.
Перед группами стояла задача выбрать из текста факты вымысла и действительных исторических событий. Перед каждым учеником встал вопрос: «Что я узнаю?»
Работа со словарём, картой, обсуждение и вычленение необходимой информации, выявление причины и следствия явлений способствуют формированию познавательных УД; самоконтроль – регулятивных УД; одновременная активизация внимания в связи с необходимостью сосредоточиться на принципе классификации – общеучебных УД; определение общих для всех правил поведения, правил работы в группе – личностных УД.
Самый захватывающий этап урока - это этап применения новых знаний и рефлексии. Здесь ученики блещут приобретёнными знаниями. Оказывается, что некоторые слова, неизвестные ранее, означают предметы, которыми мы пользуемся и сейчас (шпинёчки, карбасок). Оказывается, что в былинном сказе «Садко» больше правды, чем вымысла. Правда в былине перекликается с историческими фактами (путь из варягов в греки, река Чернава, река Нева, Ладожское озеро, Ильмень-озеро и др.), а вымысел был использован для сказочности и загадочности событий.
Вся работа проводилась в форме дискуссии, что позволяло развивать у детей способность аргументировать свои доводы, принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою. Эта работа способствовала формированию коммуникативных УД, регулятивных УД, личностных УД.
Самый сложный для учеников этап, этап рефлексии, ставит перед учениками вопросы: «На каком уровне я узнал?», «Что я узнал?». А для учителя это самый ответственный этап. Для чего ученики работали весь урок? Что удалось учителю сформировать за урок? Сложные вопросы.
Перед тем как оценить свою деятельность и деятельность своих учеников, учитель задаёт вопрос: «Зачем мы читаем былины?»
Учащиеся осознают, что былинный сказ не просто текст для прочтения, а исторические события с вымыслом; что, читая былины, мы знакомимся с историей своей страны и русским народным фольклором, у детей формируется интерес к таким произведениям, появляется желание прочитать другие былины и найти в них исторические факты.
Не это ли является целью учителя на уроке? Ученики же, оценивая свою деятельность на уроке, проявляют активность, удовлетворенность своей деятельностью и деятельностью своих товарищей. Вся работа, проведенная на уроке, является подготовкой к проектно-исследовательской деятельности, где раскрывается практический навык поиска информации, связанный со свободным ориентированием ребёнка в тексте, словаре и в других источниках.
Принципы обучения системы Л.В. Занкова - хорошая основа для развития всех видов УУД, и все же многое зависит от учителя. Но чтобы добиться этого, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознание ребенком смысла процесса обучения (в данном случае - процесса прочтения). А это и есть условие реализации нового ФГОС. |