Применение технологии разноуровнего обучения в начальной школе
статья по теме

Муравейникова Татьяна Юрьевна

выстепление с докладом на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2051

                                 

Тема: «Применение технологии

            разноуровневого обучения

          в начальной школе»

              (из опыта работы)

Выполнила :  Муравейникова Т.Ю.

             учитель начальных классов

г. Москва

2016 – 2017 учебный год

Любить детей - этого мало,
Надо знать их.

Проф. М.Н.Гернет

 Актуальность темы

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.

Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только “лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.

  Считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение.

Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

  Целевая линия

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

  Важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

  • Выявление отставаний в УУД;
  • Ликвидацию их пробелов;
  • Устранение причин неуспеваемости;
  • Формирование интереса и мотивация к учебе;
  • Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).

Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

  Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.

    В целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Внедрение дифференцированного обучения, потребовало от психологов построения системы психодиагностики в начальной школе, которая позволила с большей степенью достоверности определить уровень развития конкретного ребенка.  

         Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Организуя разноуровневое обучение, мы учитываем интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями:

  • создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
  • активное  общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).

 Для разноуровневого обучения использую:

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
  • Альтернативные задания для добровольного выполнения
  • Задания, содержание которых найдено учеником
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности  

Направления моей работы

Повышение роли теоретических знаний с одновременным формированием умений и навыков по их применению, установлением взаимосвязей, открытием закономерностей, построением логики мышления.

Продвижение учащихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание получения новых знаний с постоянным повторением пройденного, при котором в ранее изученном материале открываются новые связи.

Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых.

Создание атмосферы сотрудничества.

Используемая технология:

Проблемная.

В своей работе применяю следующие формы работы:

1. Работа в парах

2. Индивидуальная

3. Фронтальная

Используемые методы:

  • Частично-поисковый
  • Игра
  • Самостоятельная работа
  • Метод тестов
  • Объяснение, беседы.
  • Метод активизации познавательной деятельности.

                     Выбор УМК

УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.).
Это определило авторскую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях
 разноуровневого класса.
Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника. В УМК представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка.

Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

По результатам диагностирования класс делим по уровням:

1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет мне адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на “зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Схема структурного анализа класса 1-я группа

ученики с хорошими учебными способностями:

а)        высокий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 5);

б)        средний уровень развития и высокая работоспособность (оценки 5, 4);

в)        высокий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 4, 5, 4).

Первая группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно находить пути решения учебных задач.

2-я группа (учащиеся со средними способностями):

а)        средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность (оценки 5,
4,3,;

б)        низкий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 4 и 3);

в)        низкий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 3 и  редко - 4).

Эта группа учащихся выполняет задания  1-й группы, но с помощью учителя, с использованием опорных схем или после разъяснений сильными учащимися.

 3-я группа - учащиеся с низкой учебной работоспособностью:

а)        высокий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2, 4, 5);

б)        средний уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2);

в)        низкий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3, 2, 1).

Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных объяснений нового материала на уроке.

При дифференцированном процессе обучения возможен переход из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением интереса к получению знаний.

На основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.

Схема урока. Объяснение нового материала.

1        этап. Повторение пройденного материала.

Выполнение учащимися самостоятельных работ различной сложности.

1-я группа

  • выполняет   самостоятельную   творческую   работу,   требующую   осмысления знаний;
  • следит за работой  2-й  и  3-й  групп,  приходят к  ним  на  помощь  в случае возникновения затруднений у учащихся этих групп;
  • готовит  обобщенные   индивидуальные   задания   (карточки)   по   повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп.

2-я группа

  • прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися на прошлом уроке 1-й группы;
  • проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.

3-я группа

  • применяет на практике  выученные  правила,  самостоятельно     выполняет по опорным схемам работу, которая знакома ученикам этой группы по предыдущим урокам (этой работой учащиеся 3-й группы занимались вместе с одноклассниками 1-й и 2-й групп;
  • повторяет материал, связанный с объяснением нового материала.

  1. этап. Объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы).
  2. этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.

1-я группа. Самостоятельная работа по углублению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся    не должны тратить время и силы на ненужное повторение.

2-я и 3-я группы. Повторное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.

2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.

3-я группа.  Доработка по основному материалу

  1. теоретическое (по учебнику);
  2. типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения учащимися навыками учебной работы.

4        этап.    Проверка    результатов    выполнения    самостоятельной    работы начинается с 3-й группы и заканчивается 1-й.

Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушивает дважды. Объяснение порядка и условий выполнения самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы.

5        этап. Самостоятельная (общая) работа всех групп. Затем каждой групп предлагается дополнительное задание разной сложности.

Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работ, повышает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке нередко проводится тоже по группам. А посильные индивидуальные задания каждому ученику (в зависимости от того, в какой группе он работает) помогают слабому чувствовать свою нужность: он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Ниже предлагаю описание фрагментов уроков, на которых  используется групповая работа.

 Использование в массовой практике

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает   в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Задания в группах выполняются самостоятельно.

 

Математика

Исходя их общих требований по курсу математики,  предлагаю работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)

  Хочу предложить вам самостоятельную работу по математике:

- Мною разработаны  разноуровневые самостоятельные работы по математике по теме «Задачи на движение» в 4 классе

Самостоятельная работа.

Задание №1

Тема: Задачи на движение.

Цель: развивать умение решать задачи на движение.

3-й уровень

Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”

2-й уровень

Составь обратную задачу

1-й уровень

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Задание №2.

Цель: развивать мышление, вычислительные навыки

3-й уровень

Найди значение выражения:

7800 – (398 + 507 · 6) =

2-й уровень

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

3-й уровень

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Задание №3

 

Цель: формировать понятие о взаимосвязи между площадью, периметром и сторонами прямоугольника.

1-й уровень

Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень

Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

3-й уровень

Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

Тема: Задачи на движение.

Цель: развивать умение решать задачи на движение.

Задача. Туристы ехали на автобусе 3 часа со скоростью 80 км/ч. Потом шли пешком 2 часа со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние они преодолели?

Реши задачу по действиям.

Запиши решение задачи выражением.

Какое расстояние преодолели туристы, вернувшись обратно?

Самостоятельная работа.

Тема:   Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Цель: закрепить умение решать задачи на нахождение скорости, времени и расстояния.

Задача:   Туристы проехали на автобусе 140 км со скоростью 70 км/ч. Сколько времени туристы были в пути?

Запиши условие задачи в таблице, реши задачу.

Скорость

Время

Расстояние

Сделай к задаче чертёж, реши задачу.

Реши задачу устно. Составь обратную задачу на нахождение скорости и реши её.

Самостоятельная работа.

Тема: Скорость. Время. Расстояние.

Цель: развивать умение решать простые задачи на движение; закреплять знания взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием.

Задача: Самолёт летел со скоростью 900км/ч. Какое расстояние пролетел самолёт за 3 часа?

Реши задачу, записывая условие в таблице.

Реши   задачу   устно,   составь   обратную   задачу   на   нахождение скорости и реши её.

Какое расстояние пролетит самолёт, если его скорость на 100км/ч меньше?

Самостоятельная работа.

Тема: Скорость. Время. Расстояние.

Цель: закрепить понятие «Скорость».

Средние скорости: 120 км/ч, 5 км/ч, 70км/ч, 9км/сек, 5м/сек, 23мм/мин.

Запиши средние скорости.

Машины-

Пешехода-

Пассажирского поезда-

Космической ракеты-

Улитки-

Пчелы-

Самостоятельная работа.

Тема: Задачи на движение.

Цель: развивать умение решать задачи на движение, закреплять связь между скоростью, временем, расстоянием.

Лыжник шёл 3 часа со скоростью 12 км/ч. Сколько времени понадобится, чтобы пройти такое же расстояние пешеходу, скорость которого 6 км/ч?

Лыжник шёл 3 часа со скоростью 12 км/ч. Сколько времени понадобится, чтобы пройти такое же расстояние пешеходу, скорость которого в 2 раза меньше скорости лыжника?

Лыжник за 3 часа прошёл 36 км. Сколько времени понадобится, чтобы пройти такое же расстояние пешеходу, если его скорость в 2 раза меньше скорости лыжника?

Самостоятельная работа.

Тема: Задачи на движение.

Цель: совершенствовать умение решать задачи на встречное

движение, развивать мыслительную деятельность учащихся.

Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 9 часов. Скорость одного поезда 35 км/ч, скорость другого - 70 км/ч. Найдите расстояние между городами.

Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 9 часов. Скорость одного поезда - 30 км/ч, а другого на 35 км/ч больше. Найдите расстояние между городами.

Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 9 часов. Скорость одного поезда 35 км/ч, а другого в 2 раза больше. Найдите расстояние между городами.

Самостоятельная работа.

Тема: Задачи на движение.

Цель:    закрепить   умение    решать   задачи    на    встречное движение.

Из двух городов, расстояние между которыми 800 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один поезд шёл со скоростью 120 км/ч. С какой скоростью шёл другой поезд, если встреча произошла через 4 часа?

Из двух городов, расстояние между которыми 800 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Через 4 часа поезда встретились. С какой скоростью шли поезда, если один из них прошёл до встречи 480 км?

Из двух городов, расстояние между которыми 800 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один из них шёл со скоростью 120 км/ч и прошёл до встречи 480 км. С какой скоростью шёл другой поезд?

Самостоятельная работа.

Тема: Задачи на движение.

Цель: совершенствовать  умение   решать задачи  на противоположное движение.

Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Один автобус шёл со скоростью 60 км/ч, а другой - со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 3 часа?

Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Один из них шёл со скоростью 60 км/ч, а другой на 20 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 3 часа?

Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Какое расстояние будет между ними через 3 часа, если каждый час они удалялись друг от друга на 140 км?

 

Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:

  • учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
  • стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
  • поднялся уровень преподавания в начальной школе;
  • дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

На любом уроке математики я использую групповую работу при решении

выражений. Первая группа решает задание в первой  строке, вторая – во второй. Затем дети меняются тетрадями и проверяют работу друг друга. Если проверяющий ученик не согласен с проверяемым, оба решают данное выражение в тетрадях. Так получается, что каждый ученик решает весь номер. Экономится много времени, т.к. устно получается всегда быстрее, отдыхает рука. И, наконец, повышается  самооценка ученика. Он – учитель. Он оценивает не только результат, но и качество его выполнения. Для того чтобы дети были внимательнее, мы заранее обговариваем условия работы, в случае небрежной проверки оценка снижается всей группе. У учителя же освобождается время для работы с  третьей группой,  чтобы отработать с

ней трудный материал.  

Такой вид деятельности хорош и при решении задач (я раздаю карточки с заданиями каждому ученику первой и второй групп). Ученики, выполнившие задание, меняются тетрадями, проверяют качество выполненных работ и передают свои карточки другим одноклассникам. Так ученик может решить не менее пяти задач. Или получить консультацию для приобретения пробела знаний у своего товарища. Но если кто-то затрудняется в процессе выполнения работы, он поднимает жёлтую карточку. Или оставляет пустое место, а затем мы все вместе ищем правильное решение.  

7.Перспективы развития технологий разноуровневого обучения.

Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома нацелена на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок. У отдельных учеников непременно должны учитываться неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др.

Главное в этой работе - систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем. Поэтому я веду тетрадь, в которой фиксируются все ошибки каждого ученика. Знание характерных ошибок позволяет мне изучить причины их возникновения. Это позволяет использовать оптимальные способы работы над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся. Такая работа позволяет мне выявлять индивидуальные особенности отдельных учеников. Открываются большие возможности для работы с одаренными детьми. Для этого при составлении календарного плана я планирую индивидуальную работу с такими детьми. Аналогичные задания с одаренными детьми имеются по всем предметам. Они-то и позволяют детям не стоять на месте. Единственное, о чем учитель должен помнить при работе в группах - это то, что в ходе работы возможен переход учащихся из одной группы в другую. Учащийся имеет также право выбора -работать самостоятельно или входить в какую-то группу. Следует учитывать, что в условиях групповой работы в классе неизбежен рабочий шум. Работать в группах лучше всего не более 20-25 минут.

Подведением итогов работы в группах могут быть олимпиады, интеллектуальные марафоны, открытые уроки для родителей, на которых ведущая роль принадлежит учащимся первой группы.

Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, - это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения. Важно и то, какие направления следует выделить при работе с определенными детьми. При целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы индивидуализации обучения через систему дифференцированных заданий на всех этапах урока, что позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи младших школьников.

Список литературы:

  1. Трофимова Н.М.  Дифференцированный подход к учащимся при решении задач. Журнал «Начальная школа» №12. 1971. С. 37-40.
  2. Баринова   О.В.   Дифференцированное   обучение   решению   математических задач. Журнал «Начальная школа» №2 1999.
  3. Бударный А.А.  Индивидуальный подход в обучении.  Журнал  «Советская педагогика» №7. 1965. С. 70-83.
  4. Бутузов   И.Т.    Дифференцированное   обучение   -   важное   дидактическое средство эффективного обучения школьников. - М.: Просвещение, 1968.
  5. Горбунов   П.И.   Из   опыта  индивидуального   изучения   учащихся.   Журнал «Советская педагогика» №7. 1953. С. 33-40.
  6. Кириллова Е.Ю. О способе организации дифференцированного обучения на основе внутренней позиции учащихся: Новые исследования в педагогических науках. Журнал «Советская педагогика» №8. 1973. С. 43-45.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения технологии группового обучения в начальной школе

правила общения в группе, формы образования групп, способы организации работы в группе, индивидуально-коллективный способ организации работы в группе, совместно-последовательный способ организации раб...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...

Применение технологий интерактивного обучения в начальной школе.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников ...

Применение технологии проектного обучения в начальной школе. ( статья в газете "Образование" Самарский регион)

                                         ‘’Самое прекрасное, что мы можем испытать,-...

Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс

В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...