Мотивация обучающихся средствами интерактивных технологий
статья на тему

Будаева Наталья Николаевна

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyabudaeva53samara.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация обучающихся средствами интерактивных технологий

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.

Среди причин, определяющих уровень развития мотивации, видятся следующие:

  • особое построение образовательной системы, в рамках которой осуществляется учебная деятельность;
  • специальная организация образовательного процесса;
  • субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими и т. д.);
  • субъектные особенности педагога, прежде всего, система его отношений с учеником;
  • специфика учебного предмета;

Среди множества способов, позволяющих влиять на уровень учебной мотивации ребенка, наиболее современными и актуальными в условиях реализации ФГОС НОО, являются интерактивные технологии.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» - inter (взаимный), act (действовать). Интерактивные технологии обучения – это организация процесса обучения, в котором организовано участие каждого ребенка в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе обучающего познания.

На наш взгляд, необходимо разграничить понятия «технология» и «форма» интерактивного обучения. К примеру, работа в парах, широко применяемая на уроках в школе, – это форма обучения, поскольку является внешним выражением «согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме». А педагогическая технология — это все-таки «содержательная техника реализации учебного процесса».

Поэтому предлагаемые разными авторами «интерактивные технологии» мы разделила на две группы: формы интерактивного обучения (как мы делаем) и технологии интерактивного обучения (что мы делаем).

Интерактивные формы обучения, как правило, используются на этапах «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону», «Включение в систему знаний и повторение», «Рефлексия учебной деятельности на уроке». Этапы выделены в соответствии с технологией деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.

Опишем некоторые формы и технологии интерактивного обучения.

Работа в парах. Обучающиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, в зависимости от скорости выполнения заданий имеют возможность смены пар. Иногда дети разбиваются на пары таким образом: каждый берет себе одну часть картинки (открытки) и находит свою вторую половинку, в течение 5 мин обменивается информацией по предложенной теме. Очень важно давать партнерам для обмена информацией ограниченное количество времени – это побуждает участников к диалогу, к проявлению умения слушать и слышать. Далее парам поочередно предлагается оперативно представить полученную информацию, причем, каждый участник передает не свою мысль, а идею собеседника. В завершение работы проводится рефлексия состоявшегося взаимодействия.

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Как результат, происходит активное взаимодействие участников движения, дающее возможность общения с большим количеством партнерами.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают заданную ситуацию в круге, а остальные наблюдают за ними и анализируют результаты взаимодействия. Применение данной технологии на уроках способствует возникновению у школьников внутренней мотивации поведения, осознанию ценности толерантности, коррекции собственных стереотипов восприятия и поведенческих установок. Указанная технология позволяет во время дискуссионного обсуждения создать условия, обеспечивающие благоприятный психологический климат в классе через соблюдение принципа открытого диалогового пространства для каждого из участников процесса обучения.

«Дерево решений». Класс делится на три или четыре группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий без критики и исправлений уже имеющихся на листе записей.

Технология «Карусель». Дети образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это стоящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики, через каждые 30 секунд передвигающиеся по часовой стрелке. Таким образом за несколько минут они успевают проговорить несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника, что формирует толерантность и умение слушать другого, способствует закреплению изученного материала. Главная задача технологии «Карусель» – создать условия для интенсивного общения обучающихся с большим количеством партнеров. Применяется технология для обсуждения какой-либо острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний (например, понятий, идей), для развития идей аргументировать собственную позицию, для преодоления барьеров общения. Также этот метод подходит для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.

Интерактивные технологии существенно влияют на мотивационную сферу обучающихсяЭто предположение подтверждается результатами ежегодной психолого-педагогической диагностики, демонстрирующей качественное изменение ситуации.

Учителю интерактивные технологии помогают:

  • делать учебный процесс разнообразным с точки зрения различных форм и технологий обучения, позволяющих достигать многоплановые цели, сформулированные в виде результатов образования;
  • повышать интенсивность учебного процесса;
  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять свои творческие способности;
  • вовлекать пассивных детей в процесс обучения, делать его для них понятным и привлекательным;
  • структурировать самостоятельную работу обучающихся;
  • обеспечивать моментальную обратную связь;
  • объективно оценивать действия учащихся;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

Таким образом, использование интерактивных технологий способствуют повышению мотивации школьников к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Данная работа представляет собой статью, посвященную актуальной проблеме в современной школе - развитию учебной мотивации младших школьников. Один из путей решения обозначенной проблемы автор видит в ...

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ВТОРОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье описывается проблема развития мотивации второклассников с помощью проблемной технологии, приводятся примеры...

Повышение мотивации учащихся средствами инновационных технологий.

Повышение мотивации учащихся средствами инновационных технологий....

Статья " Обучение проектированию на уроках технологии как средство повышения мотивации обучающихся".

Статья-эссе содержит в себе попытку структурировать информацию по заданной теме в максимально сжатом виде.Это один из авторских подходов и нестандартный взгляд на педагогическую деятельность....

Мотивация обучающихся средствами интерактивных технологий

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы...

Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.

Научить ребенка критически мыслить – одна из  задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляютс...