Развитие умения видеть проблему
статья на тему
В статье приводятся примеры заданий, которые помогут в формировании у учащихся исследовательского умения видеть проблему. Статья написана в соавторстве с Пономаревой Светланой Викторовной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие умения видеть проблему | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие умения видеть проблему
Пономарева С.В. учитель нач. классов ГБОУ лицей № 378
Сизова М.С. учитель нач. классов ГБОУ лицей № 378
В настоящее время одним из актуальных направлений в обучении младших школьников является исследовательская деятельность. Общими исследовательскими умениями и навыками являются:
- видеть проблемы
- задавать вопросы
- выдвигать гипотезы
- давать определение понятиям
- классифицировать
- наблюдать
- проводить эксперименты
- делать выводы и умозаключения
- структурировать материал
- работать с текстом
- доказывать и защищать свои идеи.
Многие учёные полагают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем её решить. [2] Перед нами встал вопрос: «Как научить учащихся видеть проблему?» Для себя мы составили план действий:
- Выяснить, что такое проблема?
- Существуют ли в современной педагогике упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему?
- Способы решения проблемы-гипотезы.
- Существуют ли в современной педагогике упражнения и задания, помогающие развивать умение вырабатывать гипотезы?
- Существуют ли иные взгляды на понятие «проблема» и способы её решения?
Что такое проблема?
Обратившись к различным словарям и ознакомившись с определениями слова проблема, мы остановились на следующих двух, так как они, по-нашему мнению, наиболее ярко отображают понятие проблемы с точки зрения исследовательской деятельности в работе с младшими школьниками.
- Проблема-теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения.[1]
- Проблема-вопрос или целостный комплекс вопросов, возникших в ходе познания.[3]
Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему
После длительного поиска материала по данному вопросу мы пришли к выводу, что наиболее исчерпывающую информацию можно найти в трудах А.И. Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора, директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.
Мы рассмотрели некоторые из таких заданий:
- «Посмотри на мир чужими глазами»
- «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
- «Составьте рассказ, используя данную концовку»
- «Сколько значений у предмета»
- «Назовите как можно больше признаков предметов»
- «Тема одна – сюжетов много»
Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»
Иного подхода требует упражнение по составлению рассказа, имея только его окончание. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все было именно так. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.
Упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку»
- «…Нам так и не удалось выехать на дачу».
- «…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».
- «…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания».
- «…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».
- «…Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».
- «…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
Упражнение «Сколько значений у предмета»
Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Упражнение «Назовите как можно больше признаков предметов»
Называется какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого предмета.
Упражнение «Тема одна – сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.
Способы решения проблемы-гипотезы
Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения - изобретать гипотезы.
Гипотеза – это предвидение событий.
- гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления
- дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют
- множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы
- гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны
Рассмотрим, какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы.
Упражнения на умение выдвигать гипотезу
Задание «Давайте вместе подумаем»:
- Как птицы узнают дорогу на юг?
- Почему весной появляются почки на деревьях?
- Почему течёт вода?
- Почему дует ветер?
- Почему металлические самолеты летают?
- Почему бывают день и ночь? и др.
Упражнение на обстоятельства
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:
- письменный стол;
- нефтяное месторождение;
- игрушечный кораблик;
- апельсин;
- мобильный телефон;
- проект постройки дома;
- чайник;
- реактивный самолёт;
- букет ромашек;
- охотничья собака.
Упражнение предполагающее обратное действие
При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Упражнение «Найдите возможную причину события»
- Звонят колокола;
- Трава во дворе пожелтела;
- Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;
- Полицейский автомобиль весь день стоял у дороги;
- Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
- Друзья поссорились.[2]
Иные взгляды на понятие «проблема» и способы её решения
Наиболее интересным иным взглядом по данному вопросу нам показались взгляды Сергея Филина член-корреспондента Международной Академии Психологических наук, опубликованные им в статье «Что такое проблема и как ее формулировать». На проводимых им семинарах он задавал вопрос: Где находится проблема, внутри или вне человека? 90% опрашиваемых людей отвечают, что вне!!!
Проблема находится внутри того или иного человека, который ощущает или формулирует проблему. Ибо, если бы этого человека не существовало, то оставались бы только обстоятельства. В общем: «Нет человека — нет проблемы».
Под проблемой, по словам С.Филина, стоит понимать расхождение между «хочу» и «есть», между желаемым и действительным, между теми обстоятельствами, в которых человек находится сейчас, и теми, в которых он хочет оказаться в будущем. Исходя из этого, можно говорить о трех этапах осознания, формулировки и решения проблемы, понимаемой таким образом:
1.«Есть» — те обстоятельства, в том числе препятствия, возможности и ресурсы, в которых находится человек сейчас и которые его не удовлетворяют. Ресурсы это то, чем на данный момент владеет человек. Их можно разделить на две группы: материальные, те которые можно измерить( финансовые, временные) и личностные ресурсы (творчество, лидерство, честность и т. п.)
2. Осознание своих потребностей. «Хочу» — требование, которое человек пока не знает, как удовлетворить, в силу обстоятельств.
3. Действия для сближения «хочу» и «есть». Вопрос о действиях по изменению обстоятельств — это первый шаг в собственно решении проблемы. Сами действия – это второй шаг.
Как правильно сформулировать проблему?
- грамотная формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «как» и заканчиваться знаком вопроса ;
- вместо «почему?» употреблять « зачем?»
(с эмоциональной точки зрения вопрос «почему?» вызывает негативные эмоции, а вопрос «зачем?» положительные)
- пошаговое уточнение цели (см. упражнения А.И. Савенкова)
Например:
В исследовательской работе ученицы 3 «Б» класса лицея № 378 Кировского района Санкт-Петербурга Лезовой Александры (руководитель Чиркова М.П.) был поставлен проблемный вопрос: « Почему у кошки светятся глаза?» При работе над данным проектом, можно было использовать советы С. Филина и поставить вопрос так: « Зачем у кошки светятся глаза?» При такой постановке вопроса, расширяется исследовательское поле.
Лексика в формулировке проблемы
В формулировке, скорее всего, не стоит употреблять слова, содержащие приставки «без-», «не-» или «ни-», а также все слова, имеющие хоть какой-то эмоционально негативный оттенок. Их стоит заменять позитивными синонимами.[5] Оказывается, ребёнок запоминает, да и воспринимает всю услышанную информацию также, как ему говорят, но без частицы "не". Одним из первых этот психологический процесс открыл Джордж Кехо и поделился с миллионами читателей об этом в своей книге "Подсознание может всё".[4]
Например:
Не переходите дорогу на красный сигнал светофора.
Запрещено переходить дорогу на красный сигнал светофора.
Итак, проблема поставлена, но Сергей Филин [5] предлагает экспериментировать над формулировкой, с помощью ресурсного разворота.
Ресурсный разворот
Идея «ресурсного разворота» основана на развитии мысли о том, что сами по себе обстоятельства не могут быть негативными. Они просто есть. Не исключено, что если мы научимся пользоваться имеющимися обстоятельствами или хотя бы задумаемся о том, что ими можно воспользоваться, то негативные обстоятельства могут оказаться ресурсом для решения проблемы, и эффективность решения проблемы вырастет. «Ресурсный разворот» предлагает взглянуть на обстоятельства и проблемы с другой точки зрения.
Два способа ресурсного разворота.
Для того чтобы выполнить «ресурсный разворот» первым способом, возьмите формулировку проблемы, которую вы уже составили, и включите в нее препятствия (негативные обстоятельства) с помощью слов и словосочетаний типа:
- в то время как;
- вопреки;
- несмотря на;
- даже если…
Пример:
Как у кошки светятся глаза, даже если белые ночи?
Теперь давайте попробуем сделать «ресурсный разворот», поставив слово «используя» вместо сочетаний:
- в то время как;
- вопреки;
- несмотря на;
- даже если
Пример:
Как у кошки светятся глаза, используя белые ночи?
Второй вариант «Ресурсного разворота»
Сразу думать о негативных, с вашей точки зрения, обстоятельствах как о ресурсах. т. е. рассматривая обстоятельства проблемы, сразу задавать себе вопрос, как можно получить выгоду от этих обстоятельств.
Пример:
Какую выгоду можно получить из того, что у кошки светятся глаза?
Вывод:
- проблема - вопрос об эффективном методе достижения желаемых целей в ограниченное время с использованием сложившихся обстоятельств
- идеальных формулировок и «правильных» подходов к формулировкам, видимо, не существует. Но, попробовав сформулировать проблему по-разному, мы получаем варианты и шанс найти более эффективное решение.
Заключение
Проанализировав работы А.И. Савенкова и С. Филина, мы пришли к выводу, что одной из главных задач в развитии исследовательских умений является умение видеть проблему. На наш взгляд первостепенной задачей является научить ребёнка видеть и «прочувствовать» проблему внутри себя. Ведь только после того, как ребёнок (примет её, как свою), он с помощью учителя проанализирует свои ресурсы и составит план действий для её решения.
Предложенные упражнения можно использовать, как в работе над крупным проектом, так и в каждодневном образовательном процессе. Выработка умения видеть проблему и находить способы её решения поможет не только в изучении образовательных предметов, но и улучшит качество личной жизни.
Список литературы
- Политический словарь Термин проблема http://vslovare.ru/slovo/problema
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -4-е изд.,испр. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров»,2010.-224с.
- Словарь логики Термин проблема http://www.edudic.ru/log/304/
- Статья « Мозг не воспринимает частицу «не» http://webvospitanie.ru/eto-interesno/mozg-ne-vosprinimaet-4asticy-ne-2.html
- Филин С. Статья « Что такое проблема и как её формулировать» http://www.exct.ru/sites/default/files/Ar-Filin-01-What%20is%20probllem.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные.
Цель:Помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки....
Развитие умения видеть проблему
Статья написана в соавторстве с учителем начальных классов Сизовой Марией Сергеевной...
Презентация к уроку обучения грамоте по теме: "Развитие умения видеть в слове его части". (урок 72)
Презентация к уроку с иллюстрациями по теме урока....
Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части."
Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части." Урок по ОС "Школа 2100"...
Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму
Презентация к уроку русского языка в 3 классе с заданиями по содержанию урока...
Доклад по теме: "Развитие умения видеть, слышать и использовать достоинства русского языка и исправлять речевые недочёты"
Данный доклад посвящен проблемам культуры речи современной молодежи и роли литературного языка в современном мире. Рассматриваются такие вопросы, как: умения, которыми должен оваледь обучающийся школы...