Развитие умения видеть проблему
статья по теме

Пономарева Светлана Викторовна

Статья написана в соавторстве с учителем начальных классов Сизовой Марией Сергеевной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_umeniya_videt_problemu.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие умения видеть проблему

Пономарева С.В. учитель нач. классов ГБОУ лицей № 378

Сизова М.С. учитель нач. классов ГБОУ лицей № 378

В настоящее время одним из актуальных направлений в обучении младших школьников является исследовательская деятельность. Общими исследовательскими умениями и навыками являются:

  • видеть проблемы
  • задавать вопросы
  • выдвигать гипотезы
  • давать определение понятиям
  • классифицировать
  • наблюдать
  • проводить эксперименты
  • делать выводы и умозаключения
  • структурировать материал
  • работать с текстом
  • доказывать и защищать свои идеи.

Многие учёные полагают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем её решить. [2] Перед нами встал вопрос: «Как научить учащихся видеть проблему?» Для себя мы составили план действий:

  1. Выяснить, что такое проблема?
  2. Существуют ли в современной педагогике упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему?
  3. Способы решения проблемы-гипотезы.
  4. Существуют ли в современной педагогике упражнения и задания, помогающие развивать умение вырабатывать гипотезы?
  5. Существуют ли иные взгляды на понятие «проблема» и способы её решения?

Что такое проблема?

Обратившись к различным словарям и ознакомившись с определениями слова проблема, мы остановились на следующих двух, так как они, по-нашему мнению, наиболее ярко отображают понятие проблемы с точки зрения исследовательской деятельности в работе с младшими школьниками.

  • Проблема-теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения.[1]
  • Проблема-вопрос или целостный комплекс вопросов, возникших в ходе познания.[3]

Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему

После длительного поиска  материала по данному вопросу  мы пришли к выводу, что наиболее исчерпывающую информацию можно найти в трудах А.И. Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора, директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

Мы рассмотрели некоторые из таких заданий:

  • «Посмотри на мир чужими глазами»
  • «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
  • «Составьте рассказ, используя данную концовку»
  • «Сколько значений у предмета»
  • «Назовите как можно больше признаков предметов»
  • «Тема одна – сюжетов много»

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Главная задача данного упражнения заключается в том, чтобы развивать умение  смотреть на объекты, события, факты и обстоятельства с разных позиций.

Пример: В вагон трамвая вошёл младший школьник, который не может заплатить за проезд. Посмотри на эту ситуацию глазами водителя, кондуктора, пассажиров и школьника.

  • Упражнение «Составьте рассказ от имени другого персонажа» 

Так как у каждого персонажа существуют определённые ресурсы (см. ресурсный разворот) для решения возникшей проблемы, то данное упражнение способствует развитию умения проиграть различные способы её решения.

Пример: Представь, что Крокодил Гена, Фреккен Бок, старуха Шапокляк, Малыш, Карлсон живут все вместе и решили завести домашнего питомца. Какие доводы, и в пользу какого животного они могут приводить?

Упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Учащимся предложили определенный финал, но ситуация привлекшая к нему остаётся неизвестной. Благодаря определённым логическим, творческим навыкам, дети должны выстроить всю ситуацию, начиная с причины и заканчивая данным финалом.

  • «…Написанное сообщение я восстановить не смог».
  • «…Только мы вошли в квартиру, как нам позвонили из аэропорта».
  • «…Под деревом лежало гнездо вороны».

Упражнение «Сколько значений у предмета»

Уже в 7-8 летнем возрасте можно говорить о стереотипности взглядов на хорошо известные предметы. Учащимся даётся задание, смысл которого заключается в том, чтобы использовать хорошо знакомый предмет по нестандартному назначению.

Пример: Как можно использовать следующие предметы: школьный рюкзак, жестяная банка из-под печенья, скрепка, пластиковая бутылка, перчатка.

Упражнение «Назовите как можно больше признаков предметов»

Целью данного упражнения является развитие у учащихся аналитического мышления, путём определения наибольшего количества  разных признаков одного предмета.

Пример: Назовите как можно больше признаков следующих предметов: ложка, колокольчик, ручка.

Упражнение  «Тема одна – сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

Способы решения проблемы-гипотезы

Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения - изобретать гипотезы.

Гипотеза – это предвидение событий.

  • гипотезы рождаются как в результате логических  рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления
  • дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют
  • множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы
  • гипотезы дают  возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны

Рассмотрим, какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы.

Упражнения на умение выдвигать гипотезу[2]

Задание «Давайте вместе подумаем»:

  • Почему корабль не тонет?
  • Почему самолёт не падает?
  • Почему человек не летает?
  • Почему медведь зимой спит?
  • Почему плачут, когда режут лук?

Упражнение на обстоятельства

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

  • Сумка
  • Соль
  • Пипетка
  • Носовой платок
  • Зубочистка
  • Автомобиль
  • Молоток

Упражнение предполагающее обратное действие

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Упражнение «Найдите возможную причину события»

  • За нужной книгой мне пришлось идти в районную библиотеку.
  • Не горит лампочка в люстре.
  • Сегодня в парке весь день звучала музыка.
  • Сегодня понедельник, а мама не пошла на работу.
  • Наступила зима, а утки не улетели.

Иные взгляды на понятие «проблема» и способы её решения

Наиболее интересным иным взглядом по данному вопросу нам показались взгляды Сергея Филина член-корреспондента Международной Академии Психологических наук, опубликованные  им в статье «Что такое проблема и как ее формулировать». На проводимых им семинарах он задавал вопрос: Где находится проблема, внутри или вне человека? 90% опрашиваемых людей отвечают, что вне!!!

Проблема находится внутри того или иного человека, который ощущает или формулирует проблему. Ибо, если бы этого человека не существовало, то оставались бы только обстоятельства. В общем: «Нет человека — нет проблемы».

Под проблемой, по словам С.Филина, стоит понимать расхождение между «хочу» и «есть», между желаемым и действительным, между теми обстоятельствами, в которых человек находится сейчас, и теми, в которых он хочет оказаться в будущем. Исходя из этого, можно говорить о трех этапах осознания, формулировки и решения проблемы, понимаемой таким образом:

1.«Есть» — те обстоятельства, в том числе препятствия, возможности и ресурсы, в которых находится человек сейчас и которые его не удовлетворяют. Ресурсы это то, чем на данный момент владеет человек. Их можно разделить на две группы: материальные, те которые можно измерить( финансовые, временные)  и личностные ресурсы (творчество, лидерство, честность и т. п.)

2. Осознание своих потребностей. «Хочу» — требование, которое человек пока не знает, как удовлетворить, в силу обстоятельств.

3. Действия для сближения «хочу» и «есть». Вопрос о действиях по изменению обстоятельств — это первый шаг в собственно решении проблемы. Сами действия – это второй шаг.

Как правильно сформулировать проблему?

  • грамотная формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «как» и заканчиваться знаком вопроса ;
  • вместо «почему?» употреблять « зачем?»

(с эмоциональной точки зрения вопрос «почему?» вызывает негативные эмоции, а вопрос «зачем?» положительные)

  • пошаговое уточнение цели (см. упражнения А.И. Савенкова)

Например:

В исследовательской работе ученицы 3 «Б» класса лицея № 378 Кировского района Санкт-Петербурга  Лезовой Александры (руководитель Чиркова М.П.) был поставлен проблемный вопрос: « Почему у кошки светятся глаза?» При работе над данным проектом, можно было использовать советы С. Филина и поставить вопрос так: « Зачем у кошки светятся глаза?» При такой постановке вопроса, расширяется исследовательское поле.

Лексика в формулировке проблемы

В формулировке, скорее всего, не стоит употреблять слова, содержащие приставки «без-», «не-» или «ни-», а также все слова, имеющие хоть какой-то эмоционально негативный оттенок. Их стоит заменять позитивными синонимами.[5]  Оказывается, ребёнок запоминает, да и воспринимает всю услышанную информацию также, как ему говорят, но без частицы "не". Одним из первых этот психологический процесс открыл Джордж Кехо и поделился с миллионами  читателей об этом в своей книге "Подсознание может всё".[4]

Например:

Не переходите дорогу на красный сигнал светофора.

Запрещено переходить дорогу на красный сигнал светофора.

Итак, проблема поставлена, но Сергей Филин [5] предлагает экспериментировать над формулировкой, с помощью ресурсного разворота.

Ресурсный разворот

«Идея «ресурсного разворота» основана на развитии мысли о том, что сами по себе обстоятельства не могут быть негативными. Они просто есть. Не исключено, что если мы научимся пользоваться имеющимися обстоятельствами или хотя бы задумаемся о том, что ими можно воспользоваться, то негативные обстоятельства могут оказаться ресурсом для решения проблемы, и эффективность решения проблемы вырастет. «Ресурсный разворот» предлагает взглянуть на обстоятельства и проблемы с другой точки зрения.»[5]

Два способа ресурсного разворота.

Для того чтобы выполнить «ресурсный разворот» первым способом, возьмите формулировку проблемы, которую вы уже составили, и включите в нее препятствия (негативные обстоятельства) с помощью слов и словосочетаний типа:

  • в то время как;
  • вопреки;
  • несмотря на;
  • даже если…

Пример:

Как у кошки светятся глаза, даже если белые ночи?

Теперь давайте попробуем сделать «ресурсный разворот»,  поставив слово «используя» вместо сочетаний:

  • в то время как;
  • вопреки;
  • несмотря на;
  • даже если

Пример:

Как у кошки светятся глаза, используя белые ночи?

Второй вариант «Ресурсного разворота»

Сразу думать о негативных, с вашей точки зрения, обстоятельствах как о ресурсах. т. е. рассматривая обстоятельства проблемы, сразу задавать себе вопрос, как можно получить выгоду от этих обстоятельств.

Пример:

Какую выгоду можно получить из того, что у кошки светятся глаза?

Вывод:

  • проблема - вопрос об эффективном методе достижения желаемых целей в ограниченное время с использованием сложившихся обстоятельств
  • идеальных формулировок и «правильных» подходов к формулировкам, видимо, не существует. Но, попробовав сформулировать проблему по-разному, мы получаем варианты и шанс найти более эффективное решение.

Заключение

Проанализировав работы А.И. Савенкова и С. Филина, мы пришли к выводу, что одной из главных задач в развитии исследовательских умений является умение видеть проблему. На наш взгляд первостепенной задачей является научить ребёнка видеть и «прочувствовать» проблему внутри себя. Ведь только после того, как ребёнок (примет её, как свою), он с помощью учителя проанализирует свои ресурсы и составит план действий для её решения.

Предложенные упражнения можно использовать, как в работе над крупным проектом, так и в каждодневном образовательном процессе. Выработка умения видеть проблему и находить способы её решения поможет  не только в изучении образовательных предметов, но и улучшит качество личной жизни.

Список литературы

  1. Политический словарь Термин проблема  http://vslovare.ru/slovo/problema
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -4-е изд.,испр. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров»,2010.-224с.
  3. Словарь логики  Термин проблема http://www.edudic.ru/log/304/
  4. Статья « Мозг не воспринимает частицу «не»  http://webvospitanie.ru/eto-interesno/mozg-ne-vosprinimaet-4asticy-ne-2.html
  5. Филин С. Статья « Что такое проблема и как её формулировать» http://www.exct.ru/sites/default/files/Ar-Filin-01-What%20is%20probllem.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные.

Цель:Помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки....

Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части."

Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части." Урок по ОС "Школа 2100"...

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

Презентация к уроку русского языка в 3 классе с заданиями по содержанию урока...

Развитие умения видеть проблему

В статье приводятся примеры заданий, которые помогут в формировании у учащихся исследовательского умения видеть проблему. Статья написана в соавторстве с Пономаревой Светланой Викторовной....

Доклад по теме: "Развитие умения видеть, слышать и использовать достоинства русского языка и исправлять речевые недочёты"

Данный доклад посвящен проблемам культуры речи современной молодежи и роли литературного языка в современном мире. Рассматриваются такие вопросы, как: умения, которыми должен оваледь обучающийся школы...