ПК 4.4.
статья на тему

Магер Наталья Константиновна

 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.К.Магер Научный руководитель М.Г.Рахимова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Часто родители хотят видеть в своих детях потенциал к высокому развитию. Пытаются разглядеть в своем чаде наличие способностей к той или иной деятельности. Но, сталкиваясь с этим «лицом к лицу», в панике не знают, что делать и как воспитывать особенного ребенка.

Так, под «потенциалом к высокому развитию» имеется в виду одаренность. Под одаренностью понимается более высокая, чем у сверстников при прочих равных условиях развития, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. [3, c 15]

В детстве каждый ребенок проявляет высокий интерес к деятельности, но это еще не говорит о его незаурядных способностях. Тогда как же определить наверняка?

Изучением одаренности занимались такие русские ученые, как Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.Д. Небылицын,  А.Г. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.С. Юркевич и другие.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [1, c 10]

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему одаренности, таланта и гениальности. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей, когда информация меняется так часто. [2, c 35]

Что делать родителям, когда они осознают, что их ребенок наделен талантом? Нет проще решения, чтоб отдать его в специальное учреждение, где с ним будут заниматься?

Что делать учителям, сталкивающимися в своей практике с одаренными детьми?

Это сложные вопросы, на которые нельзя дать точного «рецепта» для выполнения определенных действий.

Рассматривая детскую одаренность, следует указать различия между ней (одаренностью) и устойчивым уровнем развития: отличительной чертой одаренности является оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести, неординарности решения. То есть, иными словами, одаренный ребенок выделяется совей креативностью в решении поставленной задачи, которую, между прочим, он ставит перед собой сам без помощи взрослых, что тоже является одной из характерных черт одаренности. [2, c 79].

В свою очередь, креативность – одна из важных черт одаренности, это высшее проявление активности человека, способность создавать что-то новое.

В работе нами были рассмотрены основные на наш взгляд вопросы, которые освещают путь действий в ситуации с одаренностью.

Мы старались как можно точнее дать ответ на вопрос об одарённости в целом и как быть с этим.

Конечно, лучше всего будет, если ребенок попадет в руки к специалистам, которые не навредят своими стараниями ребенку. Но что же делать, если таких специалистов нет?

В нашей работе мы подробно рассмотрели вопросы диагностики одаренных детей, где нами был сделан вывод о том, что нельзя выявить одаренность по щелчку пальцев. Что одаренность не выявляется по одному виду тестов, и что эта работа проводится тщательным образом и не за короткий промежуток времени.

Также, можно сделать вывод и о том, что в процессе работы с ребенком можно задействовать такой вид деятельности, как – научно-исследовательский вид работы, цель которого – самостоятельная деятельность ребенка в процессе изучения материала.

И, конечно же, главным является психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе его деятельности в школе. Ведь, как быть маленькому не по годам развитому человеку в обществе? Кто поможет и направит его на пути развития? Нужно понимать, что пускай ребенок и одаренный, он не может наверняка знать, как ему управиться с тем или иным видом деятельности, чтобы получилось то, что должно получиться. Для этого и нужно обучать учителей вопросу о психологическом сопровождении детей в процессе, как научно-исследовательской деятельности, так и в деятельности одаренного ребенка в целом.

При обучении учителей тонкостям работы с одаренными детьми, учитель сможет заниматься первичной диагностикой детей на предмет выявления одаренных детей в своем классе. Таким образом, замеченный одаренный ребенок сможет своевременно получить нужную помощь и поддержку от учителя.

Делая общий вывод на основе всего вышеперечисленного, нужно сказать следующее: учитель для младшего школьника всегда являлся эталоном правильных поступков. Следовательно, учитель не имеет право на ошибку. Знакомя учителей с основами знаний об одаренных детях и, знакомя их (учителей) с несложными методиками диагностирования одаренности у ребенка, можно поднять учеников на новый уровень развития. Благодаря знаниям о таких детях, учитель может упростить себе как воспитательную работу с таким учеником, так и учебную деятельность.

Замеченных одаренных детей стало бы в разы больше, если бы знания о них были доступны и понятны всем практикующим учителям. Возможно и тогда удалось бы не только поднять уровень развития детей, но и уровень прогресса целой страны.

Список литературы

  1. Алексанина Н.С. Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы / Департамент образования г. Москвы; [сост. Н.С. Алексанина, А.М. Афиногенов]. – М.: Шк. кн., 2007. – 271 с.
  2. Бабаева Ю.Д. Психология Одаренности детей и подростков: Учеб. Пособие П 86 для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под. Ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336.
  3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с. (Практическая психология в образовании)
  4. Под. ред. Лейтеса Н.С. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ACADEMA. 2000. - 332 с.
  5. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : избранные психологические труды / Н.С. Лейтес. – Воронеж : МОДЭК ; Москва : МПСИ, 2003. – 464 с. – (Психологи России).