Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
рабочая программа (1 класс) на тему
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников (1-4 кл.), подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_hochu_vsyo_znat.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников (1-4 кл.), подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность работы кружка : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности обучающихся
Задачи программы :
- способствовать расширению кругозора
- развивать мотивацию к познанию и творчеству
- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
- обучать младших школьников работе с различными источниками информации
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : учащиеся 1 - 4 классов школы.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 66 занятий в 1 классе и 68 занятий во 2, 3, 4 классах. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Основные виды деятельности :
- решение логических задач по разным отраслям знаний
- работа с различными источниками информации
- составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты :
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Формы проверки результативности занятий :
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
- участие в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов реализации программы : открытый интеллектуальный марафон
Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы,
игры-путешествия,
игры- читателей,
почемучкины игры
Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
Учебно - тематический план
1 класс (66часа)
№ п/п | Тема | Содержание |
1-33 | I раздел. Математика. Информатика. | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике и информатике для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», «Инфознайка». Анализ олимпиад по математике текущего года. Анализ олимпиад по информатике текущего года |
34 - 66 | II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. | Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года. |
2 класс (68 часа)
№ п/п | Тема | Содержание |
1-34 | I раздел. Математика. Информатика. | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике и информатике для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», «Инфознайка». Анализ олимпиад по математике текущего года. Анализ олимпиад по информатике текущего года |
35 - 68 | II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. | Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года. |
3класс(68 часа)
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия |
1-4 | Множества предметов и их свойства | Знакомство с классификацией множеств по признакам: размер, цвет, форма |
5-8 | Волшебная цепочка | Обучение изменения букв в словах, для получения нового слова |
9-12 | Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев) | Способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению своего здоровья, формированию знаний, способностей, талантов. |
13-16 | Арифметические действия. Игра «Найди свой знак» | Обучение умению составить верное выражение, закрепление арифметических знаков |
17-20 | Составь слово. Игра «Слоговое лото» | Обучение составлению новых слов с изученными буквами |
21-24 | Предметы и их признаки | Совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, расширять кругозор |
25-28 | Карусель загадок. Задачки в стихах. | Решение загадок и логических задач о сказочных героях |
29-32 | Секреты слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?» | Обучение составлению слов по моделям. Развитие мышления, сообразительности. |
33-36 | Ты и твоя семья. | Знакомство с нравственным поведением, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми. Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями. |
37-40 | Думай, смекай, отгадывай | Развитие пространственного мышления. Закрепить понятия «больше-меньше», «раньше-позже», «»быстрее-медленнее» |
41-44 | Секреты слова. Игра «Кто больше?», «Слоговой аукцион» | Знакомство с «ситуацией затруднения», искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, развивать творческое мышление |
45-48 | История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков | Развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей, воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям. |
49-52 | Математические ребусы, шарады. | Обучение умению составлять и отгадывать. Развивать творческие способности и логическое мышление |
53-56 | Скороговорки, поговорки, чистоговорки. | Отрабатывать умение правильно, без искажений произносить звуки. |
57-61 | Наши питомцы | Взаимоотношениях между человеком и братьями нашими меньшими. |
62-65 | Магия чисел | Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей |
66 | Праздник Почемучки | Итоговое занятие. |
4класс (68 часа)
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия |
1-4 | Множества предметов и их свойства | Знакомство с классификацией множеств по признакам: размер, цвет, форма |
5-8 | Волшебная цепочка | Обучение изменения букв в словах, для получения нового слова |
9-12 | Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев) | Способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению своего здоровья, формированию знаний, способностей, талантов. |
13-16 | Арифметические действия. Игра «Найди свой знак» | Обучение умению составить верное выражение, закрепление арифметических знаков |
17-20 | Составь слово. Игра «Слоговое лото» | Обучение составлению новых слов с изученными буквами |
21-24 | Предметы и их признаки | Совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, расширять кругозор |
25-28 | Карусель загадок. Задачки в стихах. | Решение загадок и логических задач о сказочных героях |
29-32 | Секреты слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?» | Обучение составлению слов по моделям. Развитие мышления, сообразительности. |
33-36 | Ты и твоя семья. | Знакомство с нравственным поведением, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми. Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями. |
37-40 | Думай, смекай, отгадывай | Развитие пространственного мышления. Закрепить понятия «больше-меньше», «раньше-позже», «»быстрее-медленнее» |
41-44 | Секреты слова. Игра «Кто больше?», «Слоговой аукцион» | Знакомство с «ситуацией затруднения», искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, развивать творческое мышление |
45-48 | История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков | Развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей, воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям. |
49-52 | Математические ребусы, шарады. | Обучение умению составлять и отгадывать. Развивать творческие способности и логическое мышление |
53-56 | Скороговорки, поговорки, чистоговорки. | Отрабатывать умение правильно, без искажений произносить звуки. |
57-61 | Наши питомцы | Взаимоотношениях между человеком и братьями нашими меньшими. |
62-65 | Магия чисел | Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей |
66 | Праздник Почемучки | Итоговое занятие. |
Календарно – тематическое планирование
1 класс (66 часов)
№ п/п | Дата проведения | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I раздел. Математика. Информатика. | 33 | – | 33 | ||
1-6 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. | 6 | – | 6 | |
7-14 | Решение задач по математике для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 8 | – | 8 | |
15-22 | Решение задач для 1 класса игры-конкурса по информатике «Инфознайка». | 8 | – | 8 | |
23-30 | Решение задач по информатике для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 8 | – | 8 | |
31 | Анализ олимпиады по математике текущего года. | 1 | – | 1 | |
32-33 | Анализ олимпиад по информатике текущего года. | 2 | – | 2 | |
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. | 33 | – | 33 | ||
34-41 | Выполнение заданий по русскому языку для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 8 | – | 8 | |
42-49 | Выполнение заданий по литературному чтению для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 8 | – | 8 | |
50-57 | Выполнение заданий по окружающему миру для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 8 | – | 8 | |
58-63 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. | 6 | – | 6 | |
64 | Анализ олимпиады по русскому языку текущего года. | 1 | – | 1 | |
65 | Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. | 1 | – | 1 | |
66 | Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года. | 1 | – | 1 | |
Итого 66 | Итого | 66 | – | 66 |
Календарно – тематическое планирование
2 класс (68 часа)
№ п/п | Дата проведения | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I раздел. Математика. Информатика. | 34 | – | 34 | ||
1-7 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. | 7 | – | 7 | |
8-15 | Решение задач по математике для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 8 | – | 8 | |
16-22 | Решение задач для 2 класса игры-конкурса по информатике «Инфознайка». | 7 | – | 7 | |
23-30 | Решение задач по информатике для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 8 | – | 8 | |
31-32 | Анализ олимпиад по математике текущего года. | 2 | – | 2 | |
33-34 | Анализ олимпиад по информатике текущего года. | 2 | – | 2 | |
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. | 34 | – | 34 | ||
35-41 | Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 7 | – | 7 | |
42-48 | Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | 7 | – | 7 | |
49-53 | Выполнение заданий по литературному чтению для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 5 | – | 5 | |
54-58 | Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». | 5 | – | 5 | |
59-62 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. | 4 | 4 | ||
63-65 | Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. | 3 | – | 3 | |
66 | Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. | 1 | – | 1 | |
67-68 | Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года. | 2 | – | 2 | |
Итого 68 | Итого | 68 | – | 68 |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | итого | |||
1-4 | Множества предметов и их свойства | 1 | 3 | 4 | |
5-8 | Волшебная цепочка | 1 | 3 | 4 | |
9-12 | Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев) | 1 | 3 | 4 | |
13-16 | Арифметические действия. Игра «Найди свой знак» | 1 | 3 | 4 | |
17-20 | Составь слово. Игра «Слоговое лото» | 1 | 3 | 4 | |
21-24 | Предметы и их признаки | 1 | 3 | 4 | |
25-28 | Карусель загадок. Задачки в стихах. | 1 | 3 | 4 | |
29-32 | Секреты слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?» | 1 | 3 | 4 | |
33-36 | Ты и твоя семья. | 1 | 3 | 4 | |
37-40 | Думай, смекай, отгадывай | 1 | 3 | 4 | |
41-44 | Секреты слова. Игра «Кто больше?», «Слоговой аукцион» | 1 | 3 | 4 | |
45-48 | История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков | 1 | 3 | 4 | |
49-52 | Математические ребусы, шарады. | 1 | 3 | 4 | |
53-57 | Скороговорки, поговорки, чистоговорки. | 1 | 3 | 4 | |
58-62 | Наши питомцы | 1 | 3 | 4 | |
63-67 | Магия чисел | 1 | 3 | ||
68 | Праздник Почемучки | 1 |
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ | Дата проведе ния | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | итого | |||
1-4 | Множества предметов и их свойства | 1 | 3 | 4 | |
5-8 | Волшебная цепочка | 1 | 3 | 4 | |
9-12 | Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев) | 1 | 3 | 4 | |
13-16 | Арифметические действия. Игра «Найди свой знак» | 1 | 3 | 4 | |
17-20 | Составь слово. Игра «Слоговое лото» | 1 | 3 | 4 | |
21-24 | Предметы и их признаки | 1 | 3 | 4 | |
25-28 | Карусель загадок. Задачки в стихах. | 1 | 3 | 4 | |
29-32 | Секреты слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?» | 1 | 3 | 4 | |
33-36 | Ты и твоя семья. | 1 | 3 | 4 | |
37-40 | Думай, смекай, отгадывай | 1 | 3 | 4 | |
41-44 | Секреты слова. Игра «Кто больше?», «Слоговой аукцион» | 1 | 3 | 4 | |
45-48 | История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков | 1 | 3 | 4 | |
49-52 | Математические ребусы, шарады. | 1 | 3 | 4 | |
53-57 | Скороговорки, поговорки, чистоговорки. | 1 | 3 | 4 | |
58-62 | Наши питомцы | 1 | 3 | 4 | |
63-67 | Магия чисел | 1 | 3 | ||
68 | Праздник Почемучки | 1 |
Литература
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
- В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
- В.Волина « Праздник числа» М, 19953
- Н. Толоконников «Загадки от А до Я», М., Келвори, 1995
- Л.Шипицына «Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», СПб.: Детство-Пресс, 2000
- Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
- Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
- Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
- Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
- Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
- «Речевые секреты» под. Редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
- «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
- И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
- Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет
Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...