Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
рабочая программа (1 класс) на тему

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных  и творческих способностей младших школьников (1-4 кл.), подготовки их к участию в интеллектуальных играх. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_hochu_vsyo_znat.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

  Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных  и творческих способностей младших школьников (1-4 кл.), подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

     Актуальность  работы кружка : необходимость развития способностей детей  с учётом их индивидуальных  психологических особенностей и склонностей.

    Цели программы :  создание условий для формирования интеллектуальной активности обучающихся

    Задачи программы :  

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

   Отличительные особенности программы :

      В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

     В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

   Участники образовательной программы :    учащиеся 1 - 4 классов школы.

   Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

   Программа рассчитана на  66  занятий в 1 классе и 68 занятий во 2, 3, 4 классах. Занятия проводятся 2 раза в  неделю.

 Основные виды деятельности :

  • решение логических задач по разным отраслям знаний
  • работа с различными источниками информации
  • составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

Предполагаемые результаты : 

-  повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

-  формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации

-   развитие коммуникативной компетентности детей  

   Формы проверки результативности занятий : 

  • выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
  • подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
  • участие в интеллектуальных играх

   Форма подведения итогов реализации программы :  открытый интеллектуальный марафон

Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в  специальной литературе
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Приёмы и методы организации  учебно-воспитательного процесса    

         

     Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению  активности, стимулирующей познавательную активность.

     Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.

     По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр:  игры-конкурсы,

                                       игры-путешествия,

                                       игры- читателей,

                                       почемучкины игры

      Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.

      Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.

Учебно - тематический план

1 класс (66часа)

№ п/п

Тема

Содержание

1-33

I раздел.

Математика. Информатика.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике и информатике для 2 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива», «Инфознайка». Анализ олимпиад по математике текущего года. Анализ олимпиад по информатике текущего года

34 - 66

II раздел.

Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива». Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех». Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года.

2 класс (68 часа)

№ п/п

Тема

Содержание

1-34

I раздел.

Математика. Информатика.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике и информатике для 2 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива», «Инфознайка». Анализ олимпиад по математике текущего года. Анализ олимпиад по информатике текущего года

35 - 68

II раздел.

Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива». Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех». Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года.

3класс(68 часа)

№ занятия

Тема  занятия

Содержание  занятия

1-4

Множества предметов и их свойства

Знакомство с классификацией множеств по признакам: размер, цвет, форма

5-8

Волшебная цепочка

Обучение изменения букв в словах, для получения нового слова

9-12

Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев)

Способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению своего здоровья, формированию знаний, способностей, талантов.

13-16

Арифметические действия. Игра «Найди свой знак»

Обучение умению составить верное выражение, закрепление арифметических знаков

17-20

Составь слово. Игра «Слоговое лото»

Обучение составлению новых слов с изученными буквами

21-24

Предметы и их признаки

Совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, расширять кругозор

25-28

Карусель загадок. Задачки в стихах.

Решение загадок и логических задач о сказочных героях

29-32

Секреты  слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?»

 Обучение составлению слов по моделям. Развитие мышления, сообразительности.

33-36

Ты и твоя семья.

Знакомство с  нравственным поведением, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми. Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

37-40

Думай, смекай, отгадывай

Развитие пространственного мышления. Закрепить понятия «больше-меньше», «раньше-позже», «»быстрее-медленнее»

41-44

Секреты  слова. Игра «Кто больше?», «Слоговой аукцион»

Знакомство с  «ситуацией затруднения», искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, развивать творческое мышление

45-48

История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков

Развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей, воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям.

49-52

Математические ребусы, шарады.

Обучение умению составлять и отгадывать. Развивать творческие способности и логическое мышление

53-56

Скороговорки, поговорки, чистоговорки.  

Отрабатывать умение правильно, без искажений произносить звуки.

57-61

Наши питомцы

Взаимоотношениях между человеком и братьями нашими меньшими.

62-65

Магия чисел

Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей

66

Праздник Почемучки

Итоговое занятие.

4класс  (68 часа)

№ занятия

Тема  занятия

Содержание  занятия

1-4

Множества предметов и их свойства

Знакомство с классификацией множеств по признакам: размер, цвет, форма

5-8

Волшебная цепочка

Обучение изменения букв в словах, для получения нового слова

9-12

Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев)

Способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению своего здоровья, формированию знаний, способностей, талантов.

13-16

Арифметические действия. Игра «Найди свой знак»

Обучение умению составить верное выражение, закрепление арифметических знаков

17-20

Составь слово. Игра «Слоговое лото»

Обучение составлению новых слов с изученными буквами

21-24

Предметы и их признаки

Совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, расширять кругозор

25-28

Карусель загадок. Задачки в стихах.

Решение загадок и логических задач о сказочных героях

29-32

Секреты  слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?»

 Обучение составлению слов по моделям. Развитие мышления, сообразительности.

33-36

Ты и твоя семья.

Знакомство с  нравственным поведением, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми. Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

37-40

Думай, смекай, отгадывай

Развитие пространственного мышления. Закрепить понятия «больше-меньше», «раньше-позже», «»быстрее-медленнее»

41-44

Секреты  слова. Игра «Кто больше?», «Слоговой аукцион»

Знакомство с  «ситуацией затруднения», искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, развивать творческое мышление

45-48

История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков

Развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей, воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям.

49-52

Математические ребусы, шарады.

Обучение умению составлять и отгадывать. Развивать творческие способности и логическое мышление

53-56

Скороговорки, поговорки, чистоговорки.  

Отрабатывать умение правильно, без искажений произносить звуки.

57-61

Наши питомцы

Взаимоотношениях между человеком и братьями нашими меньшими.

62-65

Магия чисел

Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей

66

Праздник Почемучки

Итоговое занятие.

Календарно – тематическое планирование

1 класс (66 часов)

№ п/п

Дата проведения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I раздел.

Математика. Информатика.

33

33

1-6

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

6

6

7-14

Решение задач по математике для 1 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива».

8

8

15-22

Решение задач для 1 класса игры-конкурса по информатике «Инфознайка».

8

8

23-30

Решение задач по информатике для 1 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива».

8

8

31

Анализ олимпиады по математике текущего года.

1

1

32-33

Анализ олимпиад по информатике текущего года.

2

2

II раздел.

Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

33

33

34-41

Выполнение заданий по русскому языку для 1 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива».

8

8

42-49

Выполнение заданий по литературному  чтению для 1 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива».

8

8

50-57

Выполнение заданий по окружающему миру для 1 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива».

8

8

58-63

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.

6

6

64

Анализ олимпиады по русскому языку текущего года.

1

1

65

Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года.

1

1

66

Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года.

1

1

Итого 66

Итого

66

66

Календарно – тематическое планирование

2 класс (68 часа)

№ п/п

Дата проведения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I раздел.

Математика. Информатика.

34

34

1-7

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

7

7

8-15

Решение задач по математике для 2 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива».

8

8

16-22

Решение задач для 2 класса игры-конкурса по информатике «Инфознайка».

7

7

23-30

Решение задач по информатике для 2 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива».

8

8

31-32

Анализ олимпиад по математике текущего года.

2

2

33-34

Анализ олимпиад по информатике текущего года.

2

2

II раздел.

Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

34

34

35-41

Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива».

7

7

42-48

Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех».

7

7

49-53

Выполнение заданий по литературному  чтению для 2 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива».

5

5

54-58

Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса дистанционного интеллектуального  конкурса  «Перспектива».

5

5

59-62

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.

4

4

63-65

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

3

3

66

Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года.

1

1

67-68

Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года.

2

2

Итого 68

Итого

68

68

Календарно – тематическое планирование

3 класс

Дата проведения

Тема  занятия

Количество часов

теория

практика

итого

1-4

Множества предметов и их свойства

1

3

4

5-8

Волшебная цепочка

1

3

4

9-12

Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев)

1

3

4

13-16

Арифметические действия. Игра «Найди свой знак»

1

3

4

17-20

Составь слово. Игра «Слоговое лото»

1

3

4

21-24

Предметы и их признаки

1

3

4

25-28

Карусель загадок. Задачки в стихах.

1

3

4

29-32

Секреты  слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?»

1

3

4

33-36

Ты и твоя семья.

1

3

4

37-40

Думай, смекай, отгадывай

1

3

4

41-44

Секреты  слова. Игра «Кто больше?», «Слоговой аукцион»

1

3

4

45-48

История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков

1

3

4

49-52

Математические ребусы, шарады.

1

3

4

53-57

Скороговорки, поговорки, чистоговорки.  

1

3

4

58-62

Наши питомцы

1

3

4

63-67

Магия чисел

1

3

68

Праздник Почемучки

1

Календарно – тематическое планирование

4 класс

Дата проведе

ния

Тема  занятия

Количество часов

теория

практика

итого

1-4

Множества предметов и их свойства

1

3

4

5-8

Волшебная цепочка

1

3

4

9-12

Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев)

1

3

4

13-16

Арифметические действия. Игра «Найди свой знак»

1

3

4

17-20

Составь слово. Игра «Слоговое лото»

1

3

4

21-24

Предметы и их признаки

1

3

4

25-28

Карусель загадок. Задачки в стихах.

1

3

4

29-32

Секреты  слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?»

1

3

4

33-36

Ты и твоя семья.

1

3

4

37-40

Думай, смекай, отгадывай

1

3

4

41-44

Секреты  слова. Игра «Кто больше?», «Слоговой аукцион»

1

3

4

45-48

История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков

1

3

4

49-52

Математические ребусы, шарады.

1

3

4

53-57

Скороговорки, поговорки, чистоговорки.  

1

3

4

58-62

Наши питомцы

1

3

4

63-67

Магия чисел

1

3

68

Праздник Почемучки

1

                   

Литература

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  3. М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  4. Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  6. В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
  7. В.Волина « Праздник числа» М, 19953
  8. Н. Толоконников «Загадки от А до Я», М., Келвори, 1995
  9. Л.Шипицына «Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», СПб.: Детство-Пресс, 2000
  10. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  11. Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
  12. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
  13. Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
  14. Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
  15. «Речевые секреты» под. Редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
  16. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
  17. И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
  18. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет

Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...