ПК 4.3
учебно-методический материал по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_produktivnogo_chteniya._-shkola_2100-.ppt | 2.96 МБ |
tehnologiya_problemno-dialogicheskogo_obucheniya.doc | 127 КБ |
chtenie_3_klass.doc | 24 КБ |
tehotsenivaniya.doc | 30 КБ |
problemno-dialogicheskiy.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)
Приоритетный метод формирования смыслового чтения Мотивированное чтение : постановка задачи перед чтением, «удержание» учебной задачи в процессе чтения, совместное с детьми осуществление контроля – соответствие результата учебной задаче.
Окружающий мир. Образовательная система «Школа 2100»
I этап. Работа с текстом до чтения Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста Профессиональные компетенции учителя на данном этапе - вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст . Приемы работы: Чтение заглавия текста Чтение выделенных слов Рассматривание иллюстраций Высказывание предположений о теме, содержании текста
II этап. Работа с текстом во время чтения Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста. 1. Чтение текста по частям с комментариями (кратко, динамично) 2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором. ( В - задай вопрос автору, О – попробуй ответить сам, П – проверь себя по тексту) * Словарная работа ведётся по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной. 3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, выделение ключевых слов, составление плана
§ 26. Осторожно – животные! (диалог с автором)
Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили , напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий : почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
III этап. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 3. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 4. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 5. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 6. Соотнесение видения автора с читательским представлением. 7. Творческие задания («Проиллюстрируй..», «Сочини…», «Придумай…», «»Составь план..»)
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического обучения
( Е.Л. Мельникова)
Программа: «Школа 2100»
Предмет: окружающий мир
Автор: Вахрушев А.А.
Тема: «Горные породы»
Класс: 2
Подводящий диалог:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Что мы изучали на прошлом уроке? (Равнины и горы) – Назовите одним словом, что это: известняк, гранит, мрамор, базальт, песок, галька, глина? (Горные породы) – Найдите среди данных слов рыхлые горные породы и плотные. (Плотные: гранит, мрамор, базальт, известняк; Рыхлые: песок, глина галька) – Как вы догадались? (Песок – сыпется, галька тоже, глина мягкая) – Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? | Отвечать на вопросы Находить закономерность Участвовать в диалоге Выдвигать предположения Анализировать Отвечать на вопросы Выдвигать тему и цель урока |
Мотивирующий приём сообщение темы:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Посмотрите на слайд, здесь вы видите ряд ребусов, попробуйте их решить.
– Как вы думаете, чем связаны данные слова? (Это горные породы) | Решать ребусы Анализировать визуальную информацию и перекодировать в буквенную Участвовать в беседе |
Побуждающий диалог:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Ребята, я предлагаю вам вместе определить - из каких горных пород состоят горы. – Назовите горные породы, которые вы знаете. (Известняк, гранит, мрамор, базальт, песок, галька, глина). – Можем ли мы определить, не изучая ничего нового, ответить на наш вопрос? (Нет) – Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? | Отвечать на вопросы Участвовать в диалоге Выдвигать предположения Анализировать Отвечать на вопросы Выдвигать тему и цель урока |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Фрагмент урока по литературному чтению на тему:
Чтение фрагмента из произведения фрагменты работы с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»
Технология продуктивного чтения
Оборудование: презентация, учебник по литературному чтению 3 класс под редакцией Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. 1 часть– М.: Вентана-Граф, 2013,программа « Школа 2100»,карточки для работы в группах.
Выполнила студентка: 43 группа
Цыганова Ирина
Открытие нового знания Словес. ответы на вопросы Практический: анализ Т Словес. монологические высказывания уч-ся.
| 15 мин. | 1. Работа с текстом до чтения. -Прочитайте полное имя автора, чье произведение мы сейчас начнем читать. Знакомо ли оно вам? Организует прогнозирование содержания произведения. Первая группа по иллюстрации высказывает свои предположения о том, что может произойти в тексте? Вторая группа, используя ключевые слова (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает свое предположение о происходящих событиях. Третья группа высказывает предположения, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору. 2.Работа с текстом во время чтения Самостоятельное чтение текста Организует самостоятельное чтение произведения. | Работать в группах. Отвечать на поставленные вопросы. С амостоятельно читать. Определять смысл прочитанного отрывка. Проводить анализ чтения. Предлагать варианты ответов | Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, ключевых слов, использовать читательский опыт. Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать речь других; умение строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом произведения. Умение определять и формулировать цель его названию и автору. деятельности на уроке с помощью учителя; |
Первичное закрепление Словес. ответы на вопросы Практический: анализ Т Словес. монологические высказывания уч-ся. Практический: выборочное чтение | 10 мин. | 3.Перечитывание текста. «Диалог с автором» Вопросы к автору Организует анализ произведения. -Подтвердились ли ваши предположения? -Что заставило Лисицу льстить Вороне? - Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны. -Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает? - Кому из главных героев подходят для описания слова? -Почему автор называет Лису плутовкой? Предлагает разделить текст на части: завязка, кульминация, развязка, мораль; составить план текста словами из басни. | Перечитывать текст, находят ответы на поставленные вопросы. Делить текст на части, подбирать заголовки к частям. Описывать персонажей произведения. | Коммуникативные: умение понимать точку зрения автора, самостоятельно использовать различные виды чтения. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, высказывать свою точку зрения. Умение выразительно читать, пересказывать текст. Регулятивные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), находить ответы на вопросы в тексте. |
Вторичное закрепление Словес. ответы на вопросы Практический: анализ Т Словес. монологические высказывания уч-ся. | 7 мин | 4.Работа с текстом после чтение. Проблемный вопрос ко всему тексту. Помогает выявить концептуальную идею, мораль басни. -Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» - Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам» «На языке медок, а на сердце - ледок» «У лести нет чести» -Что высмеивают, обличают басни Крылова? (кого называют «вороной», «лисичкой») | Выказывать отношение к героям произведения, к их поступкам. Работать с пословицами, обобщать, делать выводы. | Регулятивные: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: умение выявлять сущность, особенности произведения. Метапредметные: умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умение ориентироваться в нравственном содержании произведения. |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Изменение имён существительных по числам»
Технология оценивания
Оборудование: презентация, учебник 3 класс, часть 2 (Школа 2100), карточки для самостоятельной работы.
Выполнила студентка: 43 группа
Цыганова Ирина
7. Включение в систему знаний, повторение Метод – словесный; наглядный; практический. Прием –работа по учебнику; беседа; письменные упражнения | 10 мин. | Работа в учебнике. 1. Упр. 249(слова на слайде). Слайд №8. Лышма малыш есл лес кавру рукав лост стол - Внимательно посмотрите на слова. Что можете сказать о данных славах? (Это имена существительные муж. рода, одуш. и неодуш.) Если дети не скажут, что данные существительные обозначают один предмет, то задаю направляющий вопрос: - о каком количестве предметов идет речь у данных им.сущ.? – Прочитайте информацию и назовите новый признак имён существительных. – Когда говорят о единственном числе, а когда о множественном числе? – Образуйте формы множественного числа. Запишите слова парами. – Чем они отличаются? (Окончаниями.) 2. Наблюдение над окончаниями существительных ед. и мн. числа женского рода. Картинки на слайде № 9. Работа в группах. - И зимой в лесу жизнь продолжается. Снеговичок решил показать нам, каких зверей и птиц можно увидеть в зимнем лесу. - Как человек помогает животным в зимнее время года? - Запишите слова - названия животных женского рода. Слайд №10. (Сова, куропатка, синица, рысь, белка, лиса.) - Образуйте формы множественного числа. Что можете сказать об окончании? -Выделите окончание существительных во множественном числе. 3. Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у существительных среднего рода. Работа в парах. Упр. 251 (на листочках) Слайд №11. Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных во множественном числе? Сравните свои выводы с теми, которые даны в виде схемы на с. 35. -Назовите окончания имён существительных опираясь на схему. Работа с определением (изучающее чтение) (с. 34). 1. Чтение определения. – Задайте вопросы к каждому абзацу. У вас получится вопросный план. 1) Как изменяются имена существительные? 2) Что обозначает единственное число имён существительных? 3) Когда употребляется множественное число? – Составьте схему-опору для ответа. Запись на доске и в тетрадях. Изображают окончания -а, -е, -о – рядом ед.ч., -ы, -и, -а – рядом мн.ч.; ед.ч. – один; мн.ч. – много. 2. Чтение примеров (после определения). 3. Вопрос на углубление, осознание грамматического признака. – Может ли существительное изменяться по числам? Одно это будет слово или разные? – А по родам? Какой же это признак – постоянный или непостоянный? – Можно ли число назвать признаком постоянным? (Нет, по числам слово изменяется.) – Такой признак, который у одного и того же слова может меняться, называется непостоянным. 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 252 – развивается умение определять число имён существительных и группировать их по числам. Самопроверка по образцу с последующей самооценкой. Слайд №12. Сделайте вывод: можно ли только по одному окончанию определить число существительного? Что ещё нужно знать? (Что обозначает слово – один или много предметов.) – Какое можно подобрать слово-помощник для множественного числа? (Они.) формирование алгоритма самооценки: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? | Выполнять упражнения. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Ориентироваться на развороте учебника Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Фрагмент урока по окружающему миру на тему:
«Обитатели Земли»
Технология проблемно-диалогического обучения
Оборудование: презентация, учебник 3 кл., 1 часть (Школа 2100), карточки для работы в группах, парах.
Выполнила студентка: 43 группа
Цыганова Ирина
Постановка учебной задачи Метод – словесный Прием – беседа. | 10 мин. | На слайде: Живые участники круговорота веществ. -О каких участниках круговорота веществ идёт речь? -Почему их называют живыми? - А вот с какого участника круговорота веществ мы начнём изучение этого большого раздела, мы узнаем, отгадав кроссворд. -Какое ключевое слово получилось? - Кто из вас знает точное значение этого слова? - Название слова «флора» произошло от имени древнегреческой богини цветов и весеннего цветения Флоры, она олицетворяет всё самое прекрасное, что есть в природе: цветение садов, цветов, колосков. Пока богиня не приняла власть над землёй, земля была одноцветна и пуста. Но Флора бросила в почву первые семена и земля покрылась ярким нарядом. Все художники и скульпторы изображают Флору необыкновенной красавицей, естественной, как всё то, что она собой олицетворяет, венок из цветов и колосьев путается у неё в длинных волнистых волосах. Демонстрация цветка в горшке. - Как долго этот цветок может радовать глаз? - От чего это зависит? - Что необходимо для роста растений? - А какая профессия в экосистеме у растений? - А что «производят» растения? Демонстрация цветка в вазе и в горшке. - Какое растение проживёт дольше? - Почему? - Сегодня на уроке мы рассмотрим растение как умное и слаженное производство, как маленький завод или фабрику. - Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы понять, как работает это производство? | Отгадывать загадку (тему) урока Отвечать на вопросы. Определять тему и задачи урока. Решать проблему урока. | Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: умение ставить учебную задачу; развивать логическое мышление. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. |
Открытие нового знания Метод – словесный, прием – рассказ, беседа, описание, ответы на вопросы. (Практический : первичное знакомство с текстом) | 10 мин. | Откройте учебник на стр. 78. Прочитайте первый абзац. Ответьте на вопросы. - Как называются части тела цветкового растения? - Почему у растения сформировались разные органы? Работа в парах. Первый вариант - это практики. Они работают с иллюстрациями в учебнике. Второй вариант – это теоретики. Теоретики – работают с учебником – стр. 78 – 79 с нужным абзацем и подчеркивают роль исследуемой части растения. Чтобы найти нужный для работы абзац обратите внимание на выделенное жирным шрифтом слово. Данные заносите в бланк. Отдельный рассказ о фотосинтезе. Подведём итоги первого пункта плана. В тетрадях даны высказывания. Отметьте истины они или ложны. Исправьте неточности в высказываниях. -По сосудам стебля вверх поднимаются органические вещества. - Органические вещества обеспечивают энергией всё растение. - Фотосинтез – это процесс образования минеральных веществ и кислорода. - На корнях растения имеется множество выростов - волосков, которые помогают быстрее впитывать воду. | Отвечать на вопросы учителя. Высказывать свои предположения. Читать текст. Отвечать на вопросы. Приводить примеры. Сравнивать Подводить итоги. | Р.- Принимать и сохранять учебную задачу К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; |