ПК 4.4
статья на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОНЕТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК ВИД ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Утеспаева Алия Надербековна
Научный руководитель — Асабина Т.А., преподаватель кафедры иностранного языка
высшей квалификационной категории
За последние 5-6 лет число людей, изучающих иностранный язык, резко возросло. То, что без знания иностранного языка современному человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Этим можно объяснить неугасающий интерес к вопросам организации процесса практического овладения языком другой страны как средством общения.[1, c.16]
В современной науке наблюдается огромное многообразие разнообразных методик обучения иностранному языку, но, несмотря на это многообразие, вопрос о том, как максимально эффективно организовать этот процесс, остаётся открытым.
Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения. К сожалению, многочисленные школьные устные вводные курсы, уроки иностранного языка не решили эту проблему, свидетельством чего является тот факт, что в настоящее время произношение наших учащихся оставляет во многом желать лучшего. [4,c.66]
Между тем, как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения.
В свете реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению. Обучение произношению имеет большое значение, так как его эффективностью в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Известно, что большие отклонения от норм произношения вызывают нарушения процесса устного обмена мыслями. Одним из важнейших условий общения является развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям. [5,c.86]
Вопросом формирования слухо-произносительных навыков занимались такие учёные и методисты, как Соловова Е. Н, Бим И.Л, Гез И.И, Рогова Г.В.
Роль фонетической зарядки в процессе формирования слухо-произносительных навыков младших школьников рассматривали Ляховицкий М. В, Филатов В.М, Матусевич М.И, Никонова О.Н.
Но особенности фонетической сказки как вида фонетической зарядки в младших классах изучены недостаточно.
Это определило выбор темы курсового исследования - «Фонетическая сказка как вид фонетической зарядки для формирования слухо-произносительных навыков на уроке немецкого языка в начальной школе».
Целью нашей работы было рассмотреть особенности фонетической сказки как вида фонетической зарядки для формирования слухо – произносительных навыков на уроке немецкого языка в начальной школе.
Для достижения цели нами были поставлены задачи исследования:
- анализирование роли слухо-произносительных навыков в речевой деятельности младших школьников.;
- изучение формирования слухо-произносительных навыков младших школьников с помощью фонетических упражнений;
- рассмотрение роли фонетической зарядки как вида фонетических упражнений для формирования слухо-произносительных навыков.
Основными методами изучения материала, используемыми в нашей работе, стали:
• анализ;
• классификация;
• обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников литературы и приложения.
В параграфе «Теоретические особенности слухо-произносительных навыков при изучении иностранного языка» мы рассмотрели особенности фонетики в иностранном языке, а именно в немецком языке. Мы выявили, что формирование и развитие произносительных навыков на начальном этапе играют важную роль в обучении немецкому языку, так как нарушение фонематической правильности речи, и интонационное оформление ее говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего.
Во втором параграфе раскрыли вопрос « Методика формирования слухо-произносительных навыков на уроках иностранного языка». Нами была раскрыта роль фонетической зарядки как вида фонетических упражнений для формирования слухо-произносительных навыков; изучили суть фомирования слухо-произносительных навыков в ходе работы над фонетической сказкой.
В третьем параграфе раскрыто понятие «фонетические навыки» и выявили следующие подходы к обучению произношению: акустический и артикуляторный.
В ходе работы мы также изучили тему «Формирование слухо-произносительных навыков младших школьников в ходе работы над фонетической сказкой».
В параграфе «Фонетическая сказка как вид фонетической зарядки для формирования слухо-произносительных навыков на уроке немецкого языка в начальной школе» нами:
- проанализированы основные цели фонетической зарядки;
- описаны правила сочинения фонетических сказок;
- приведены примеры фонетических сказок, которые должен выполнять младший школьник на уроках немецкого языка;
- выделили основное содержание фонетической зарядки.
Анализ научной, педагогической и методической литературы, позволяют сделать выводы и обобщения по теме курсового исследования «ФОНЕТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК ВИД ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе довольно полно раскрыта в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по данной проблеме и сделать следующие выводы: формирование и развитие произносительных навыков на начальном этапе играют важную роль в обучении немецкому языку, так как нарушение фонематической правильности речи, и интонационное оформление её говорящим ведет к недоразумениями непониманию со стороны слушающего.
Слухо-произносительные навыки лежат в основе всех видов речевой деятельности. Поэтому работа над произношением младших школьников начинается с первых уроков начального этапа и распространяются далее на весь школьный курс обучения иностранному языку.
Фонетическая зарядка играет очень важную роль в обучении иностранному языку, так как достаточный уровень развития слухо-произносительных навыков у учащихся является непременным условием успешного формирования разных видов речевой деятельности: устной речи (говорение и понимание на слух), чтения (вслух и про себя).
Фонетическая сказка как вид фонетической зарядки способствует созданию мотивации к овладению иностранным языком. Упражнения, построенные на основе сказки, привлекают к себе внимание младших школьников. Фонетическая сказка на уроках иностранного языка дает возможность педагогу превратить принудительный процесс обучения в увлекательный и желанный. Она помогает учителю расположить младших школьников к учебе и сформировать у них положительное отношение к учебно-воспитательному процессу. В свою очередь активная деятельность учащихся является основополагающим условием овладения ими иностранным языком.
Данную проблему мы готовы рассматривать в выпускной квалификационной работе по теме «Разработка начального фонетического курса «Волшебство в каждом звуке» для младших школьников».
Список литературы
1. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. –М.: Новая школа, 1995.
2. Вострякова Н.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения // Иностранные языки в школе. - 2011. - №5.
3. Гальскова, Н.Д., Гез, И.И. Немецкий язык для детей. / Пособие для младшего школьного возраста и детей, изучающих немецкий язык в саду. -М.: «Аквариум», 2002.
4. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам.
Начальная школа [Текст]: методическое пособие / Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко. — М.: Айрис-пресс, 2014.
5. Гез И.И., Миролюбова, А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник, - М.: Высшая школа, 2000.
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.: Просвещение, 2001.