ПК 4.4.
методическая разработка на тему

Буренкова Полина Вячеславовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,рефератов,выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_zadanie_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий

 (по материалам курсового исследования)

Буренкова Полина Вячеславовна

Научный руководитель – Гадиуллина Н.К., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим, все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС нового поколения ориентирует  нас на главный результат образования- становление личностных характеристик выпускника. В частности подчеркивается, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение».

Одним из видов УУД, отвечающих за способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, а также за самостоятельную организацию речевой деятельности в устной и письменной форме, являются коммуникативные УУД. В тро же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости общения.

Личностный эффект совместной деятельности акцентируется В.Я.Ляудис. По ее мнению, общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения [4, с.58].

Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Отсюда следует, что необходимо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что коммуникативные умения требуют от детей быстроты ответов, умение слушать и вступать в диалог, работать в командах и отстаивать свое мнение, высказывать свою позицию, даже если она противоречит остальным, а также интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. На основании данных требований, мы осознали, что детям будет очень трудно обучаться в официальной обстановке, поэтому мы решили создать сборник творческих заданий для формирования коммуникативных навыков.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема: «Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативных УУД»

         Целью данной работы является теоретическое выявление особенностей формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения.

В соответствии с целью сформированы следующие задачи:

1)определить теоретические основы формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения;

2)раскрыть педагогические условия, способствующие эффективному применению формирования коммуникативных УУД младших школьников;

3)путем анализа методической литературы выделить творческие приемы формирования УУД;

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического и эмпирического исследования:

-отбор и чтение методической литературы;

-анализ и сравнение точек зрения ученых;

-систематизация материала;

-обобщение материала

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Конечно, к моменту поступления в школу ребенок уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности младших школьников весьма различен, но в основном далек от желаемого.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу ее формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. И приобретения эти осуществляются в том числе на уроках русского языка и литературного чтения.

Одним из важнейших умений современной личности, на наш взгляд, являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младщем шклдбном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение- неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В перспективе, мы предполагаем работу над творческими методами и приемами, связанными с формированием коммуникативных УУД. В дальнейшем будет рассмотрет практический аспект данной проблематики.

Список использованной литературы

1.Бухарова, И.С. Проблемный подход в обучении:«выход за пределы» [текст] / И.С. Бухарова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - № 1. – С. 33-38.

2. Жданко Т.А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [текст] / Жданко Т.А. // «Magister Dixit» - Научно-педагогический журнал Восточной Сибири.-2012.-№ 4.- С.185-192.

3. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. [Текст]/ И.М.Михайлова.-Псков, 2005.

4.  Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]: Документы = garnett.ru Режим доступа: http://garnett.ru/shkolniku/9-klass/organizatciia-problemnykh-situatcii-na-urokakh-v-nachalnoi-shkole/ - 11.11.15

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2010.