ПК 4.3.
учебно-методический материал по теме

Максимова Мария Владимировна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

«Формирование личностных УУД на уроках чтения в начальной школе»

Повестка:

  1. Формирование ЛУУД младших школьников на уроках литературного чтения;
  2. Из опыта работы учителя 2б класса Белоноговой И.В. и учителя 4а класса Мироновой Е.Н.;
  3. Анализ мониторинга научно-методической работы учителя начальной школы (Зав. кафедрой нач. обучения Расчектаевой С.В.)

Третье заседание в учебном году по формированию УУД в начальной школе. В качестве подготовительной работы происходит систематическое методическое изучение теории вопроса и работа над формированием личностных универсальных учебных действий практически на каждом уроке.

Повестка заседания методического объединения целесообразна при реализации ФГОС НОО, что подтверждает ее актуальность.

Заседание представляет собой выступление учителей-практиков и анализ мониторинга данной темы. Действия всех участников заседания согласованы, педагоги принимали активное участие в обсуждении вопроса, руководитель грамотно организовывал всю работу методического объединения.

Содержание заседания методического объединения соответствует целям, поставленным вначале заседания, и способствовало достижению результата.  Обмен опытом учителей начальных классов позволяет глубже проникнуться в теорию вопроса, а мониторинг данной темы помогает учителям скорректировать свою работу во втором полугодии.

В ходе заседания методического объединения не могу выделить отдельные понравившиеся моменты. Все заседание носило познавательный характер, подобная практика позволяет расширить свой профессиональный кругозор, перенять опыт состоявшихся педагогов, тем самым способствовать повышению своего профессионализма. Систематическая методическая работа приносит положительные результаты,  и я считаю, что в участии в заседаниях методического объединения заинтересованы как молодые поколения педагогов, так и опытные учителя – все смогут найти для себя полезную и интересную информацию.



Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества

Однако то, что ребёнок сегодня умеет

делать в сотрудничестве, завтра он

сумеет сделать самостоятельно.

Л. В. Занков

     Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

     Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

     Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Весь этот "веер" технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы

Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

- по уровню применения - общепедагогическая технология;

- по философской основе - гуманистическая;

- по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;

- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

- по типу управления: система малых групп;

- по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

- по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

     В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.

     Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".

     Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

     Ученики разные – одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. Ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в материале, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.

     Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебный процесс строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации.

Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

     Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода обучения? И с чего начинать обучение в сотрудничестве?

     Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.

     Сотрудничество предполагает ориентацию на приоритет совершенствующейся социально успешной личности, способной постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям. Такими должны быть все участники учебно - воспитательного процесса. Сотрудничество создает условия и для большей заинтересованности в знаниях. Чем совершеннее методика преподавания, тем больше и активнее интерес к предмету:

  • возможность присовокупить к своим и чужие знания;
  • формируется критический подход к информации и умение аргументировать свою точку зрения;
  • развиваются творческие способности;
  • формирует позитивное отношение к изучаемому предмету;
  • сосредоточенность на достижении общего успеха благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся;
  • создает обстановку взаимного доверия. Взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого.

Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга следующим образом:

  • оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии.
  • обмениваются информацией и "материальными ресурсами", т. е. всем, что необходимо для выполнения задания.
  • учат друг друга формируют навыков вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения. Конфликты на интеллектуальной почве развивают любознательность, побуждают к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему, а также; много других полезных качеств и.
  • поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше. Ребенок или подросток, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи.
  • оказывают влияние друг на друга. Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию. Если кто-то из членов группы знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются
  • имеют четко выраженную мотивацию. Стремление к овладению знаниями усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели.
  • создает обстановку взаимного доверия. Взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого.
  • успешно справляются со стрессами и раздражительностью;
  • сосредоточенность на достижении общего успеха благотворно сказывается на эмоциональном состоянии.

Помимо большей результативности (эффективности), критерием которой является глубина и прочность знаний, сотрудничество также имеет и другие преимущества:

  • развивает творческие способности. Члены групп, обучающихся в сотрудничестве, чаще высказывают оригинальные идеи, предлагают новые пути достижения разных целей и решения всевозможных проблем, чем их сверстники, обучающиеся индивидуально;
  • способствует тому, что знания, полученные в одной ситуации, могут быть использованы в другой. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку.

     Учебное сотрудничество с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности к учебному совершенству.

     Таким образом, использование технологии сотрудничества на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Программа: ПНШ

Предмет: Литературное чтение

Автор: Чуракова Н.А.

Класс: 3

Тема: Борис Заходер «История гусеницы»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Составьте из данных символов и букв фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать А, З, Д, Е, Р, О, Х – (Заходер).

 О ком или о чѐм произведения Б. Заходера? (Б. Заходер писал рассказы

для детей о животных).

 Рассмотрите иллюстрации и предположите, о чѐм очередной рассказ этого автора. (Предположения учащихся)

Найдите слова со звѐздочкой (шелковинка, заморить червячка, роковой, кокон). Найдите значение в толковом словаре.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

(«История гусеницы» продолжение)

Дети читают по цепочке отрывок рассказа.

 Что необычного в этой истории?

 Почему Гусенице хотелось стать крылатой?

 В какое время года началась эта история?

 Вспомни самое начало «Истории Гусеницы. Сколько времени она

длится? Найди подтверждение своего ответа в этом отрывке текста.

 Ты можешь определить главную мысль этого отрывка?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

 Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка?

(Рассказ).

 Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль?

 Чем удивителен этот рассказ?

 Что узнали, прочитав текст? (о превращении гусеницы в бабочку)

Составлять из данных букв фамилию писателя.

Выдвигать предположения и свою точку зрения.

Рассматривать иллюстрации и выдвигать предположения, о чем очередной рассказ.

Находить значение незнакомых слов в толковом словаре.

Читать произведение по цепочке.

Воспринимать информацию.

Анализировать произведение

Находить свое подтверждение в тексте.

Определить главную мысль этого текста.

Выдвигать предположения. Определить жанр произведения.

Находить предложение, в котором заключена главная мысль.

Размышлять и выдвигать свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Программа: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Автор: Канакина В.П.

Класс: 3

Тема: «Дательный падеж»

  1. Мотивирующий прием сообщение темы:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:

Такой падеж как...........

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

- Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно.

Дательный падеж — тема нашего урока.

Слушать и воспринимать информацию.

Выдвигать предположения.

Участвовать в беседе.

Формулировать тему урока.

Программа: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Автор: Канакина В.П.

Класс: 4

Тема: «Творительный падеж»

  1. Подводящий диалог:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прочитайте слова (2 столбика)

Плащ, меч, уж, ландыш.

Ночь, вещь, мышь, рожь.

- Что объединяет слова первого и второго столбика? (имена существительные)

- На какие звуки оканчиваются данные слова? (на шипящие)

- Определите род существительных в первом и втором столбике. (1 столбик – мужской род, 2 столбик – женский род).

- Чем отличается написание слов в каждой группе? (1 столбик – без мягкого знака, 2 столбик – с мягким знаком).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Прочитать слова в столбиках и проанализировать.

Находить общее в словах.

Участвовать в беседе. Отвечать на вопросы.

Определить род существительных.

Находить отличие.

Формулировать тему урока.

Программа: «Школа России»

Предмет: Русский язык

Автор: Канакина В.П.

Класс: 4

Тема: «Склонение имен существительных»

  1. Побуждающий диалог:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прочитайте предложение. (Старая женщина волновалась о сестре и дочери.)

- Найдите однородные члены в этом предложении. (сестре и дочери)

- К какой части речи они относятся? (имена существительные)

- Определите их род и падеж. (женский род, предложный падеж)

- Выделите их окончания. (-е, -и)

- Что интересного заметили? (эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные - противоречие)

- Какой возникает вопрос? (Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Прочитать предложение и проанализировать.

Находить однородные члены в предложении.

Определить часть речи у однородных членов предложения.

Определить род и падеж у данных слов.

Выделить окончание у слов.

Участвовать в беседе.

Выдвигать предположения.

Формулировать проблему урока.

Формулировать тему урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология оценивания образовательных достижений