ПК 4.3.
методическая разработка на тему

Буренкова Полина Вячеславовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов.

Мной, было посещено заседание МО. На заседании МО начальных классов присутствовало 10 педагогов.  Тема заседания «Дифференциация обучения как способ повышения качества образования»,  была актуальной в рамках учебного 2016-2017 года. В начале учебного года, была поставлена цель: «Обеспечение доступного качественного образования, соответствующего ориентирам внедрения ФГОС».

Методическое объединение поставило перед собой  задачи:

  • Способствовать обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования.
  • Создать условия для повышения уровня квалификации педагога.
  • Акцентировать внимание на повышении уровня самообразования каждого учителя.
  • Способствовать выявлению, изучению ценного передового педагогического опыта и его распространения.
  • Обеспечить методическое сопровождение функционирующих программ и проектов.
  • Продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО.
  • Совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.

Для решения данных задач в 1 четверти  проведена следующая работа.  

 Работали с нормативными документами:

-знакомство с письмом Министерства образования и науки Челябинской области «Об организации образовательной деятельности в начальном общем образовании в 2016-2017 учебном году»;

-корректировка и утверждение программ курсов по предметам 1-4 классов;

- корректировка и утверждение программ курсов внеурочной деятельности;

- утверждение тем по самообразованию;

-составление графиков проведения открытых уроков и внеклассных занятий предметной и методической недели;

- составление контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации.

Проведены следующие заседания МО:

  1. Основные направления деятельности МАОУ «Образовательный центр №1г. Челябинска» на 2016-2017 учебный год в условиях реализации новой модели методической работы. Определение основных направлений работы и формирование планов работы методического  объединения на 2016-2017 учебный год. Формирование планов работы наставников.
  2. Практическая  работа по теме семинара «Рецепт современного урока». Подготовка к педагогическому совету «Оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС как необходимое условие управления качеством образования»: участие в констатирующем эксперименте (анкеты).
  3.  Итоги школьной  конференции исследовательских работ обучающихся. Организация Методической недели.

Педагогами МО была организована работа по внеурочной деятельности: кружки, классные часы, индивидуальные занятия, воспитательные мероприятия, экскурсии, работа над проектами. Обучающиеся приняли  участие в конкурсах «Шаг к Парнасу», «Истина» и др.

 На данном заседании были заслушаны  выступления по теме: «Дифференциация обучения как способ повышения качества образования».

На мой взгляд, содержание заседания МО учителей начальных классов соответствует целям и достигнутым результатам. На протяжении всего заседания, мне было интересно познавать новую информацию от докладчиков по теме заседания. Выводом заседания МО учителей начальных классов стало: создать сборник разноуровневых контрольно-измерительных материалов по русскому языку, математике, литературному чтению.

Из вышесказанного, я делаю следующий вывод: педагоги  постоянно совершенствуют своё мастерство; регулярно проводится диагностическая деятельность; ведётся внеклассная работа; члены МО принимают активное участие в методической работе. Каждый педагог проводит входные и итоговые контрольные работы, составляет отчёты по предметам и прохождению программного материала, мониторинг обученности учащихся. Вместе с этим учителя ведут огромную работу по  учету индивидуальных учебных достижений каждого ученика класса.



Предварительный просмотр:

Подводящий к теме диалог

2 класс, окружающий мир, тема урока “Природные часы, календарь, компас”; ОС «Школа 2100»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Для определения времени мы куда смотрим?

– На часы.

– Чем пользуемся для точного определения частей света: север, юг, запад, восток?

– Компасом.

– Как определяем месяц, день недели?

– По календарю.

– Могут ли животные пользоваться этими приборами?

– Куда улетают птицы, как летучие мыши узнают, что им пора на охоту?

– Нет?

– Как животные узнают время и направление без приборов?

– Чувствуют природу, пользуются своими часами, компасами, календарями, которые им дала природа.

– Значит, какая сегодня тема урока?

Фиксирует тему на доске

– Природные часы, компас, календарь. (Тема)



Предварительный просмотр:

Технология обучения

Тема

Фрагмент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующими приёмами

«Как двигается человек?»

Задумайтесь над высказыванием известного древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля: «Жизнь требует движения».

Представьте себе, если движение в городе остановить на 5 минут. На что он будет похож?

А чтобы мир не останавливался, что нужно сделать?

Правильно! Тема нашего урока посвящена опорно-двигательному аппарату, при помощи которого человек двигается. Откройте учебники на стр. 16 и прочитайте, как звучит наша тема в учебнике.

Мы всегда должны двигаться.

Каждый шаг - продляет нашу жизнь.

На фотографию, которую запечатлели в какой-то момент.

Двигаться.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Подводящий к теме диалог.

«Как двигается человек?»

Встаньте, пожалуйста, те…

-у кого сегодня хорошее настроение!

-кто является старшим ребёнком  в семье.

-кто любит животных!

-кто любит играть!

Что мы сейчас с вами делали?

А какая система, или какие системы органов позволяют нам это делать?

Поднимите руку те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?

Исходя из этого, определите тему урока.

Двигались.

Опорно-двигательная система.

Как движется человек?

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

«Как двигается человек?»

Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали, похлопали  в ладоши и заняли свои места.

Что мы с вами только что делали?

Одним словом?

Мозговой штурм.

Ребята, какие ассоциации(представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно-двигательная» система?

На столе лежат листочки. Распределитесь в группы по 5 человек. Напишите и зарисуйте ваши представления. Обсудите в группе, что у вас получилось.

Выступает по одному человеку из группы(2 группы спросить).

Как человек двигается? С помощью чего?

Мнения ваши расходятся. Возникает противоречие.

Другими словами: «У нас появилась проблема, сформулируйте её».

Ну что же, будем открывать знания вместе и узнаем в конце урока, кто же был прав?!

Бегали.

Двигались.

Какая-либо опора, движущий механизм.

С помощью костей.

Мышц. Костей + мышц.

Как человек двигается?



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения.

Фрагменты урока литературного чтения, разработанные в соответствии с технологией продуктивного чтения в УМК ПНШ. При изучении художественных произведений главное– «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаѐтся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Перед чтением любого произведения необходимоприменять приѐм «прогнозирования», то есть ученикам предлагается сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своѐм воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своѐ эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.). В рамках образовательной системы «Перспективная начальная школа» я разработала фрагменты урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения, а также составила план-конспект урока изучения нового материала с использованием технологии продуктивного чтения.

Борис Заходер «История Гусеницы» 3 класс.

 1 этап. Работа с текстом до чтения. Фрагмент урока № 1.  Составьте из данных символов и букв фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать (Заходер).  О ком или о чѐм произведения Б. Заходера? (Б.Заходер писал рассказы для детей о животных).  Рассмотрите иллюстрации и предположите о чѐм очередной рассказ этого автора. (Предположения учащихся)  Найдите слова со звѐздочкой (шелковинка, заморить червячка, роковой, кокон). Найдите значение в толковом словаре.

 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Фрагмент урока №2 («История гусеницы» продолжение) 21 Дети читают по цепочке отрывок рассказа.  Что необычного в этой истории?  Почему Гусенице хотелось стать крылатой?  В какое время года началась эта история?  Вспомни самое начало «Истории Гусеницы. Сколько времени она длится? Найди подтверждение своего ответа в этом отрывке текста.  Ты можешь определить главную мысль этого отрывка?

3 этап. Работа с текстом после чтения. Фрагмент урока №3  Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Рассказ).  Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль?  Чем удивителен этот рассказ?  Что узнали, прочитав текст? (о превращении гусеницы в бабочку)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающее обучение: что это такое?

Слайд 2

Программы обучения Традиционное обучение Развивающее обучение Система Л. В. Занкова Система Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова

Слайд 3

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Даниил Борисович Эльконин – виднейший советский психолог, академик РАО, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Василий Васильевич Давыдов – академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения.

Слайд 4

Развивающее обучение новый, активно - деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида.

Слайд 5

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО понимание, запоминание, воспроизведение, применение ЗУН умение добывать ЗУН

Слайд 6

Комплект учебников

Слайд 7

Авторы учебников Владимир Владимирович Репкин Зинаида Николаевна Новлянская Елена Васильевна Чудинова Горбов Сергей Федорович Давыдов Василий Васильевич - Кудина Галина Николаевна

Слайд 8

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО обучение пристраивается к развитию (обучаемое развитие) обучение впереди развития (развивающее обучение)

Слайд 9

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО ученик – объект ученик – субъект (источник деятельности)

Слайд 10

Сравнение технологий ТО и РО ТО РО объяснительно – иллюстративный подход деятельностный подход

Слайд 11

Проблемное изложение (проблематизация) Преподнесение материала в сочетании с мотивационным введением. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их к открытию, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. мотивация исследование вывод

Слайд 12

Метод учебных задач Учебная задача - цель, личностно значимая для ученика. мотивирует изучение нового материала; решение УЗ состоит в отыскании общего способа действия.

Слайд 13

Коллективно – распределенная деятельность каждый ученик становится в положение субъекта, источника идеи, оппонента в рамках коллективного обсуждения проблемы; проблемные вопросы вызывают у ученика творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы, проверять их в диалоге с оппонентами.

Слайд 14

Моделирование это такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель - Моделирование отношений между частями и целым А В С

Слайд 15

Особенности содержания обучения в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Русский язык. Образовательные задачи: формирование у детей навыков чтения и письма; ознакомление детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения; подготовка к овладению иностранными языками.

Слайд 16

Развивающие задачи: развитие речи учащихся; формирование учебной деятельности . Воспитательные задачи: воспитание речевой культуры; воспитание любви к языку, являющемуся носителем национальной культуры.

Слайд 17

Математика. Основное содержание курса: Формирование содержательного обобщения, понятия действительного числа , которое является стержневым для всей школьной математики. Исходное отношение, порождающее все виды действительного числа, - отношение величин , получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки).

Слайд 18

Литературное чтение. Цель – воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, побуждать к собственному суждению о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

Слайд 19

Окружающий мир Основная задача курса – формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума



Предварительный просмотр:

Технология оценивания учебных достижений в ОС « Школа 2100»

          Оценка - словесная характеристика  результатов действий, которую можно давать любому, особенно успешному действию ученика: удачная мысль в диалоге, односложный ответ на вопрос…

        Отметка- фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы.

       Виды знаков: плюс, минус, цвет, цифровой балл, процент. Вид знака принимается как коллективно, так и индивидуально.

За что выставляется отметка?

Отметка выставляется за каждую продуктивную задачу.

Одна задача - одна отметка.

Среднюю отметку выставлять нельзя, так как ученик в момент проверки демонстрировал разные умения.

При изучении новой темы отметка ставится по желанию ученика.

Итоговая отметка выставляется за четверть, полугодие, триместр и определяется не количеством уроков, а темами,  которые изучались в это время.

Шкала оценивания

Уровень

Балл успешности

Необходимый уровень («ХОРОШО»)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания.

1 балл успешности:

  • частично успешное решение  (с незначительной – не  влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

2 балла успешности:

  • полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Программный уровень по ОС

 « Школа 2100» («отлично»)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

  • либо применить новые, изучаемые в данный момент знания;
  • либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации

 

3 балла успешности:

  • частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

4 балла успешности:

  • полностью успешное решение  (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный уровень

 ( «сверхотлично»)

Решение не изучавшейся в классе « сверхзадачи», потребовавшей

  • либо самостоятельно добытых, не изучавшихся знаний;
  • либо новых самостоятельно освоенных умений

5 баллов успешности:

  • частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

6 баллов успешности

  • полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Подведём итоги.

Как соотнести балл успешности и традиционную отметку?

Качественная оценка

Отметка - баллы успешности

Пятибалльная отметка

Не достигнут необходимый уровень

Пустая клетка-незачет или « 0»-

долговое обязательство

2 (неудовлетворительно)

Возможность исправить!

Необходимый

уровень

1 балл - частичное освоение

2 балла - полное освоение

3 (удовлетворительно) Возможность исправить!

4 (хорошо)

Возможность исправить!

Программный

уровень

3 балла - частичное освоение

4балла - полное освоение

4+(близко к « отлично»)

Возможность исправить!

5 (отлично)

Максимальный

уровень

5баллов - приближение к уровню « макси»

6 баллов-выход на уровень

 « макси»

5+ или 5 и 5(сверхотлично)

5+ или 5 и 5 (сверхотлично)

Благодаря системе новых правил:

  • заметно снижается уровень тревожности;
  • через содержательную дифференциацию отметок по признакам трёх уровней успешности отражается овладение учеником умениями и знаниями по принципу минимакса, что позволяет проследить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика через фиксацию в таблице требований.