ПК 4.4.
статья на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УСТНОГО СЧЕТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(по материалам курсового исследования)
Решетова Анна Александровна
Научный руководитель – Дрокина М. В., преподаватель кафедры математики и информатики высшей квалификационной категории
Актуальность данной проблемы исследования обусловлена тем, что формирование у школьников вычислительных навыков является одной из главных задач начального курса математики, поскольку вычислительные навыки необходимы как для дальнейшего обучения школьников, так и для их практической жизни. [3]
Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования составляют понятия числа и четырех арифметических действий. В работах исследователей нашли отражение различные аспекты проблемы обучения младших школьников устным и письменным вычислениям: логика выстраивания приемов вычислений (Н. С. Попова, М. А. Бантова и др.); подбор упражнений, как основного средства формирования устных и письменных вычислений в начальной школе (В. Н. Евтушевский, В. Т. Снегирев, Л. Н. Скаткин, М. И. Моро, С. В. Степанова и др.); формирование вычислительных умений и навыков на основе доступной для младшего школьного возраста теории вычислений (М. И. Моро, М. А. Бантова, и др.), использование деятельностного подхода к формированию вычислений (Т. А. Фадеева, Л. А. Сухина).
Практика современной школы показывает, что в основе формирования навыка вычислений должно лежать осмысление тех конкретных действий, от которых зависят правильность и скорость выполнения вычислений. Ученик, прежде всего, должен осознать цель, ради которой он формирует тот или иной навык. А учитель должен помочь ему в осознании этой цели. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.
Устная работа на уроках математики в начальном звене школы имеет большое значение. Среди видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счет». [4]
На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Роль устного счета в процессе формирования вычислительных навыков у младших школьников».
На основе темы нами была определена цель исследования - изучить теоретические и методические аспекты процесса формирования вычислительного навыка у младших школьников посредством устного счета.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- Отбор и анализ литературы о проблеме формирования вычислительных навыков у младших школьников.
- Обобщить результаты исследования.
- Сделать выводы о роли устного счета в процессе формирования вычислительных навыков.
В ходе нашей работы мы использовали такие методы исследования, как:
- Отбор тематической литературы.
- Анализ и синтез данной литературы.
- Обобщение используемой литературы.
1. Важным элементом в формировании универсальных учебных действий учащихся на ступени начальной школы является обучение устным вычислениям. Систематическое проведение устных вычислений вызывает интерес к математике и дисциплинирует учащихся, позволяет экономить время, развивает внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру математических вычислений.
2. Проведение устного счета на уроке требует серьезной методической подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен наметить целевую установку устных вычислений и подобрать соответствующие упражнения.
3. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций.
Задача формирования вычислительных навыков является центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформированы на высоком уровне. Вследствие чего выпускники начальной школы могут испытывать затруднения в обучении.
Устный счет на уроках математики будет более эффективным, если использовать нестандартные методики, повышающие интерес детей к вычислениям. Для развития логического мышления широко применяются логические задачи.
Чтобы математические понятия лучше запоминались, а так же для контроля за их усвоением используются на уроках нестандартные формы учебного занятия.
Комплексное применение данных технологий позволит совершенствовать навыки устного счета и будет способствовать формированию прочных вычислительных навыков.
В условиях нашего выпускного квалификационного исследования 2017 учебном году мы планируем разработать конспекты, которые будут включать в себя проведение на уроке математики устный счёт в нетрадиционных формах.
Список литературы
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / под ред. М. И. Моро, А. М. Пышкало. - М.; Педагогика, 2007. - 248 с.
2. Бадма - Гаряева, М. В. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1 класса [Текст] // Начальная школа – 1999. - №11. - С.21 – 23.
3. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в нач. классах [Текст] : учеб. пособие для уч-ся школ. отд-ний пед. уч-щ / под ред. М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой. - 3-е изд. - М.; Просвещение, 1984. - 335 с.
4. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков [Текст] / Начальная школа – 1993. - №11. - С.38 - 436.
5. Демченкова, Н. А. Формирование познавательного интереса у учащихся / Математика. - 2004. - №19.