ПК 4.4
статья по теме

Новикова Дарья Александровна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,рефератов,выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урбшас Дарья Александровна

Челябинский педагогический колледж №1

Научный руководитель

Боева Светлана Захаровна

Формирование экологичекой культуры у младших школьников

В настоящее время превалирующая цель экологического образования – развитие экологической культурыкак важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Формирование экологической культуры в школьном возрасте имеет под собой нормативные основания. В период обучения в начальной школе закрепляются основы духовного развития личности – любов к природе, нормы и правила поведения, начинает формироваться базовая система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру. Учителям следует воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде.

Впервые термин «экология» был введён в научный лексикон в 1866г.  Сделал это немецкий зоолог Э.Геккель. под экологией он понимал науку, занимающуюся исследованием взаимоотношений растений, животных, их сообществ с окружающей средой. Существует много определений понятия «экология», но в связи с разрушением среду обитания человека, содержание понятия «экология» расширилось. На место растений, животных, и их сообществ столи ставить и человека, человеческое общество.на современном этапе экология всё чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы: экология как мировоззрение человечества.

Современные тенденции образования объединяют термин «экология» с другим: «культура». Что такое культура? Существует множество определений этого понятия. В самом общем смысле под культурой понимают исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материалных и духовных ценностях.  Культура содержит в себе систему ценностей и идей, выражает реально значимые для сообщества психические состояния и определяет конкретные условия формирования личности.

Экологическая культура – это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Экологическая культура дает понимае ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельносии и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды [3].

        Одним из первых  проблему экологической культуры поднял знаменитый исследователь и мыслитель В.И.Вернадский. разарабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы, он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека долдно строиться как процесс коэволюции, т.е. взаимовыгодного единства. Воспитание экологической культуры у человека есть формирование сознательного восприятия окружающей среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, понимания важности приумножения естественных ресурсов.

Понятие «экологической культуры» соединяет в себе знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами природы. Понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования, выработку чувста ответственного отношения к природе, окружающей чеовека среде, здоровью людей[6].

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Высыхание Аральского моря, рост солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов – все это губительно сказывается на экосистеме, на ее целостном взаимодействии. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв.

Нарастает беспокойство о наших “соседях по планете” – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью квалификационной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников, его реализация в процессе изучения курса “Окружающий мир”, и социально-педагогические проблемы связанные с этой темой.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Провести анализ объема и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса“Окружающий мир” и их использования в практической деятельности.
3. Изучить организацию экологического обучения младших школьников в курсе “Окружающий мир”, обобщить имеющийся опыт.
4. Проанализировать роль межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников.
5. Выявить проблематику социально-педагогического, экологического воспитания и образования младших школьников.

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

  • углубить и расширить экологические знания;
  • привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
  • развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
  • сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?

Один из видов работ – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелегкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.

Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе продолжаются и на уроках технологии, ИЗО, когда ребенок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что все в окружающем мире взаимосвязано.

Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. В школе нет пришкольного участка, где ребенок мог бы своими руками посадить и вырастить растение, поэтому решить эту задачу нам помогают комнатные растения. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные связи.

Как известно, большинство комнатных растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными климатическими и почвенными условиями.
Создавая приближенные условия жизни для комнатных растений, дети на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений.
Чтобы эта работа принесла желаемые плоды, учитель сам должен обладать определенным запасом знаний.

Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе.
Проведение консультаций по темам: “Природа и дети”, “Охрана природы”, “Выходной день в лесу, на реке”, “Как ухаживать за животными дома” и др. Советую родителям побывать в лесу, в выходные дни, на реке, водоеме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.

На родительские собрания выносятся для обсуждения темы: “Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе”,
“Значение игры в воспитании у детей интереса к природе”, “Живая природа – это удивительный, многогранный мир”, “Природа нам помогает жить, она радует нас, поэтому ее надо беречь” и др. Тем самым прилагаются усилия для повышения экологической культуры родителей, углубления их знания о природоохранительных мероприятиях.

Уроки технологии способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Содержание окружающего мира обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли. Формирование основных экологических представлений и понятий при изучении курса природоведения.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов ( практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

- структурирование этапов выполнения проектов;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования.

Педагогическая ценность проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. С целью обучения такому виду деятельности был намечен специальный цикл уроков по программе А. А. Плешакова «Окружающий мир». Из цикла следует, что необходимо не оставить без внимания экологическое образование школьников, которое входит в программу «Окружающий мир». По- моему мнению педагогов данной школы, проектная деятельность может быть тесно связана с реализацией здоровье сберегающих технологий в учебном процессе, с экологическим образованием школьников.

Цель  здоровье сберегающих технологий- формирование человека нового типа с новыми взглядами на жизнь и определённым багажом знаний о здоровье, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой и с самим собой.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира проходит в несколько этапов.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Например. Группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы , испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо  детей пересадить  в соответствии с образовавшимися группами. Состав группы формируется с учётом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности.  Целеполагание(выделение цели с помощью учителя.)построение зависит от содержания урока.

Третий этап является подготовительным.

Разработка проекта (план деятельности по достижению цели). В ходе этой деятельности составляется план  деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план  лишь корректируется при необходимости. Далее определяются  основные  разделы проекта. Здесь необходимо уточнить,  что в нашем случае проектирование рассматривается как разработка  определённой темы, результатом которой является определённый продукт. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом стал выбор, близкий в выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков»,  которым предстоит откорректировать  предложения остальных детей.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели.)

Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована  по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформление каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идет обучение учащихся и необходимо руководящая роль учителя. В дальнейшем можно  каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью.

Пятый этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям».  Но значение остальных групп, также остается важным. Группы внимательно следят за работой своей части проекта и при необходимости могут внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. В ходе самоанализа дети получают положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом. Например (здоровье сберегающее направление проекта).

 Тема: «Здоровье - богатство на все времена».

Учащиеся должны знать: органы чувств и их значение, правила здорового образа жизни, причины ухудшения здоровья, пословицы  о здоровье.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы, составлять связные рассказы по материалам проведённой работы, работать в группах, пользоваться продуктами собственной деятельности.

Оборудование: рабочая тетрадь А. А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть, раздаточный материал для выполнения заданий каждой группы, альбомные листы для оформления проекта, справочная литература, клей, фломастеры, цветные карандаши, иллюстрированный материал.

ǀ. Организационный момент.

- Распределение детей по группам.

Организую несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. В каждой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель. Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

- Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

ǁ. Формулирование темы и цели урока.

Предлагаю детям принять участие в проекте «Здоровье - богатство на все времена».

Дети перечисляют особенности проектной деятельности (выступление групп по плану, поочередное выступление в соответствии отведённой ролью, умение выслушивать докладчиков, анализировать сообщения, использовать в работе научные источники и ориентироваться в них, отстаивать свою точку зрения опираясь на научные источники, работать в проекте коллективно).

На доске план действия.

Действия в группе

  1. Обсуждение заданий (Коллективно)
  2. Выполнение практического задания («экспериментаторы»)
  3. Оформление  задания («иллюстраторы»)
  4. Формулирование выводов («аналитики»)
  5. Применение результатов («Исследователи»)

На наш взгляд, этот метод работы позволяет  не только развивать знания, умения, навыки, но и индивидуальные способности каждого ребенка в своем классе. Наши проекты направлены на воспитание экологически культурного человека.