ПК 4.4
презентация к уроку по теме

Грозовская Ирина Владимировна

Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filippova_1.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ УЧЕБНО - ИГРОВЫХ ИКТ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

(по материалам курсового исследования)

Филиппова Ирина Владимировна

Научный руководитель - Асабина Т.А., преподаватель кафедры иностранных языков высшей квалификационной категории

         Актуальность проблемы состоит в том, что сегодня, во многом, обучение, в том числе и иностранным языкам, нацелено на среднего ученика. На практике не делается упор на индивидуальные особенности отдельного учащегося, на особенности восприятия материала, скорость его усвоения, уровень развития школьника, его мотивов и интересов. [1]

          Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. «Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом» [2].

          То есть необходима подготовка в сфере современных ИКТ.

          Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе для повышения индивидуализации является актуальной проблемой современного школьного образования. А использование учебно-игровых ИКТ, то есть овладение языком через игру – один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой иностранного языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. [3]

        Данная тема является достаточно изученной, но, в виду сложности применения данных технологий на практике, она продолжает привлекать к себе внимание педагогов. Многие советские, российские и зарубежные исследователи, такие как А. А. Кирсанов, А. Г. Русских, И. Э. Унт,  И. М. Чередов и другие,  трудились и продолжают трудиться над ее разработкой.  

Ещё К.Д.Ушинский подчеркивал, как «важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». [4].

           На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Использование учителем учебно-игровых ИКТ на уроках иностранного языка в начальной школе для повышения индивидуализации обучения».

          Целью нашего исследования является рассмотреть теоретические основы ИКТ – технологий и изучить индивидуализацию в рамках обучения иностранному языку, выявить преимущества использования учебно-игровых ИКТ в учебном процессе для младших школьников.

Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”. [5]

          При работе над темой были определены задачи исследования:

•        проанализировать влияние ИКТ на процесс обучения учащихся начальной школы;

•        выявить сходства и различия между понятиями «индивидуализация» и «дифференциация» обучения;

•        раскрыть особенности индивидуализации обучения и рассмотреть существующие проблемы;

•        раскрыть методы и приемы индивидуализации обучения младших школьников на уроках иностранного языка;

•        выявить положительные качества применении учебно – игровых ИКТ на
уроках иностранного языка

При исследовании вопроса использовались следующие методы:

 •        изучение педагогической, психологической литературы;

 •        отбор и чтение методической литературы;

 •        обобщение материала;

 •        анализ и сравнение точек зрения ученых.

          Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда младших школьников. На начальном применении ИКТ на уроках иностранного языка заинтересованность в изучении предмета должна однозначно возрасти, а это способствует повышению эффективности обучения. Повышение мотивации в изучении иностранного языка, экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы), эстетичность презентации учебных материалов, повышение авторитета учителя («идёт в ногу со временем») – всё это положительные стороны использования ИКТ – технологий. 

            Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности в учебном процессе. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

          Мы можем сделать вывод, что эта форма работы имеет неисчерпаемые возможности. Она насыщена интересным, ярким, новейшим наглядным материалом, поэтому у учащихся активизируется внимание, память, растет инициатива и самостоятельность. 

         Итак, нами было рассмотрено следующее:

         Принцип индивидуализации обучения. Он исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Задача обучения в школе — создание условий, которые обеспечивали бы всестороннее развитие способностей всех детей.

Проблемы индивидуализации обучения. Так ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, считают, что они уже овладели материалом в достаточной мере и могут работать дальше индивидуально. Работая со всем классом, сложно организовать постоянный контроль, координирование работы таких учеников.

Особенности индивидуализации обучения младших школьников. Учебная группа не бывает однородной по работоспособности и итоговой продуктивности работы. Учитель, учитывающий индивидуальные особенности учащихся, может предугадать характер эмоциональной реакции отдельного учащегося на содержание учебного материала, характер задания, предъявляемые к нему требования, а также на оценку его успеваемости. Цель учителя - подметить в каждом ученике его сильные и слабые стороны.                          

Учебно-игровые ИКТ на уроках иностранного языка. Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений. В начальных классах происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль.

          Таким образом, индивидуализация и дифференциация - это два похожих, но всё же различных понятия. Их сходство заключается в том, что процесс обучения при их применении на практике направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные и психологические особенности. А различием является то, что при индивидуализации педагогические воздействия направлены на конкретного ученика, а при дифференциации - на группы учащихся, сформированных по каким-либо сходным признакам.

           При применении индивидуализации обучения на практике нужно помнить, что индивидуальный подход необходим не только к тем ученикам, которые испытывают трудности в усвоении материала, но и к ученикам с высоким уровнем развития способностей, чтобы они не останавливались на достигнутом и у них был стимул к дальнейшему продвижению. [4]

            Использование ИКТ на уроках иностранного языка – на наш взгляд, является одним из самых важных проявлений в школе. Использование информационных технологий позволяет осуществить развитие индивидуальности учащихся, а применение игр в учебном процессе сделать урок современным.

Анализируя на начальном этапе использование учебно-игровых ИКТ на уроках иностранного языка для повышения индивидуализации обучения, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: облегчить процесс усвоения материала младшими школьниками, обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация), усовершенствовать контроль знаний, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

           Не следует забывать, что младшие школьники нуждаются в определенной динамики в удовлетворении своих потребностей. В их развитии большую роль играют музыка, жесты, движения, яркие рисунки, интересные герои мультфильмов, одним словом - наглядность. Для этого созданы специальные сайты, на которых ученики начальных классов могут полностью раскрыться, проявить свою фантазию, продемонстрировать умения и навыки и, как результат, получить высокие баллы

           К наиболее популярным техническим средствам в обучении иностранного языка относятся мультимедийные презентации, обучающие программы, фильмы. В настоящее время существует большое количество программ по обучению иностранному языку. Как правило, они содержат много игровых элементов, что вызывает у обучающихся положительные эмоции, которые, в свою очередь, способствуют развитию индивидуальности младших школьников, лучшему усвоению и практическому закреплению изученного материала.

 Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д.

С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. Учитель иностранного языка может использовать ИКТ как обучающего, так и игрового характера. Правильно подобранные учебно-игровые ИКТ для урока, могут быть рассчитаны не только на «среднего» ученика, содержать не только задания репродуктивного характера, но и могут развивать и углублять языковые знания учащихся, развивать их догадку, память, фантазию, а также художественное восприятие изучаемого материала.

В условиях выпускного квалифицированного исследования в 2016 – 2017 учебном году мы планируем составить электронный сборник учебно-игровых ИКТ по определённым темам учебника немецкого языка под ред. Бим И.Л. и на бумажном носителе дать методические рекомендации по использованию материала сборника на уроке немецкого языка во 2 и 3классах начальной школы.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/18/1583/.- 17.12.15.

2. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемых в профессиональных колледжах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.moluch.Ru/archive/37/4255/ - 11.05.15.

3. [Электронный ресурс].Режим доступа:http://predis.ru/dlya-studenta/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-inostrannogo-iazyka/.- 17.12.15.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ext.spb.ru/skype/846-2011-12-05-22-09-36.html.-17.05.15

5. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://aplik.ru/shkolniku/9klass/ispolzovanie-kommunikativnykhtekhnologii-na-urokakh-inostrannogo-iazyka-v-sredneishkolei/.-17.05.15.             

Список литературы

5. Голубева, С.П. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка. – Английский язык. – 1 сентября //№12, 2006.

1. Александров, К.В. Информационно - коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию [Текст] / К. Александров // Иностранные языки в школе. - 2011. - №5. С.- 15-21.

8. Информационно-коммуникационная технология. ИКТ-технологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://fb.ru/article/145313/informatsionno-kommunikatsionnaya-tehnologiya-ikt-tehnologii. - 06.05.2015

6.Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 496 с.

Электронные ресурсы

12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ext.spb.ru/skype/846-2011-12-05-22-09-36.html.-17.05.15

9. Использование ИКТ в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://a.slave.festival.1september.ru/articles/623247/. - 06.05.2015.

3. Верисокин, Ю. И. Учебное кино на уроках английского языка. [Текст] / Ю.И. Верисокин // Иностранные языки в школе. – 2000. - №5 - С. 32-35.

7. Возможности аудиовизуальных средств обучения в создании языковой среды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://a.slave.festival.1september.ru/articles/642228/ - 06.05.2015.

10. Информационные технологии при обучении иностранному языку.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=594. - 06.05.2015.

 

11. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенции

 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/2-kurs/informatsionno-kommunikatsionnye-tehologii-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevyh-kompetentsi/ - 11.05.15.

4. Гладкова, О.Д. Современный мультимедийный учебник для высшей школы. [Текст]/ О.Д. Гладкова// Иностранные языки в школе. – 2011. - №7 – С.90 – 92.

2. Бухаркина, М.Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения. [Текст]/ М.Ю. Бухаркина// Иностранные языки в школе. – 2009 №5 – С.9 -15.

13. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемых в профессиональных колледжах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.moluch.Ru/archive/37/4255/ - 11.05.15.

14.  Шесть основных принципов предъявления наглядности на мультимедийном уроке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://didaktor.ru/shest-osnovnyx-principov-predyavleniya-naglyadnosti-na-multimedijnom-uroke/.-17.05.15

15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aplik.ru/shkolniku/9-klass/ispolzovanie-kommunikativnykh-tekhnologii-na-urokakh-inostrannogo-iazyka-v-srednei-shkole-i/.-17.05.15.

16.[Электронный ресурс].Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,158432/Itemid,118/.-17.0515.

12. Компьютерные презентации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://academia.altlib.ru/. -17.05.15.

18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://panferoff.com/multivideo/.-17.05.15

19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/53-1-0-8046/.- 02.06.15.

ЧТО ЗА НУМЕРАЦИЯ? 5, 1, 8 - ?