ПК 4.4.
методическая разработка (3 класс) по теме

Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kursovomu_issledovaniyu.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ КАК ПРОДУКТИВНАЯ ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Корякина Анастасия Геннадьевна

Научный руководитель — Асабина Т.А., преподаватель кафедры иностранного языка высшей квалификационной категории.

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что  на современном этапе использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе важно и необходимо. Это способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память. Использование данных технологий на уроках иностранного языка позволяет обучающимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом; закреплять изученное, с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Очень важно, чтобы процессы воспитания и развития обучающихся осуществлялись в контексте современных методик. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. Именно поэтому активное использование информационных технологий  на уроках иностранного языка в начальной школе будет способствовать достижению основной цели обучения иностранному языку – развитию  у обучающихся коммуникативных компетенций. [1, с. 13]

Проблемой интерактивных методов обучения иностранным языкам занимались следующие ученые и методисты: Кочеткова Н.В.,  Григальчик  Е. К., Салтовская Г.Н., Ярмолинец Л. Г., Щеглова Н. В., Агафонова Н. Т. И другие.

Но проблемы использования интерактивных методов на уроках иностранного языка в начальной школе полностью не изучены. На основании актуальности проблемы исследования нами была сформулирована тема курсового исследования: «Урок-соревнование как продуктивная форма интерактивного обучения иностранному языку в начальных классах ». 

Целью работы  являлось изучение возможностей интерактивных методов обучения иностранному языку на уроках-соревнованиях в начальных классах.

При работе были определены задачи:

  • рассмотреть общее понятие методов обучения иностранному языку в школе;
  • проанализировать традиционный подход к обучению иностранному языку;
  • рассмотреть интерактивный подход к обучению;
  • выявить особенности использования интерактивных методов на начальном этапе изучения иностранного языка;
  • определить роль и место урока - соревнования в обучении иностранному  языку.

При исследовании вопроса были использованы следующие методы:

  • отбор материала;
  • анализ;
  • систематизация;
  • обобщение.

Наиболее часто практикуемыми методами в процессе обучения иностранному языку в школе следует считать:

1) демонстрацию,         

2) объяснение,         

3) упражнения.

 Выбирая тот или иной метод (способ), ту или иную модель учебного процесса вообще, учитель не может не учитывать наличия объективных и субъективных факторов, серьезно влияющих на эффективность обучения иностранному языку в школе.

При традиционном подходе в обучении иностранному языку инициатива и главенствующая роль во всем принадлежит учителю. Дети выполняют лишь то, что им скажет учитель. Фантазия, творчество, интерес при таком подходе заглушаются на корню. Выход за рамки предложенного материала не предусматривается.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен на уроках иностранного языка создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует.

В процессе изучения иностранного языка с помощью интерактивных методов у младших школьников появляется возможность поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы, рассказать о своих собственных выводах и выслушать мнения не только педагога, но и одноклассников.

Процесс взаимодействия между учащимися на основе многосторонней коммуникации возможен, с одной стороны, при условии овладения ими навыками межличностного общения: умение слушать себя и других, воспроизводить сказанное, разъяснять, задавать вопросы и др., с другой стороны - при изменении педагогом оснований, на которых строится это взаимодействие. [2, с. 94]

Скука на уроке – один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость, интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.

Проведение уроков в оригинальной, познавательно-развлекательной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы младшего школьника.

Творческий характер заданий способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьника. [4]

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

При интерактивном обучении иностранному языку особое место занимает урок-соревнование. Существенной особенностью урока – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Урок– соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить весьма сложные вопросы учебной программы в игровом виде. В этом заключается основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами интерактивного обучения иностранному языку. [5]

Интерактивные технологии обучения – это организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивное обучение повышает мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности обучающихся, побуждает их к конкретным действиям.

Интерактивные методы обучения иностранному языку не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала. Но необходимо ли это? Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое - как было добыто знание учащимися, как они его применяют. Ведь информацию всегда можно найти в книгах и Интернете самостоятельно.

Здесь педагогу важно определиться, с какой целью он использует методы активного обучения: чтобы учащиеся лучше запоминали учебный материал, но тогда это обыкновенный процесс оптимизации традиционного образовательного процесса, или он готов для серьезного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, что, в свою очередь, приведет к изменению учебной деятельности учащихся.

В условиях выпускного квалификационного исследования в 2016-2017 учебном году мы планируем  разработать сценарии уроков-соревнований и создать сборник в помощь учителю немецкого языка начальных классов.

 Младшие школьники обладают ограниченными возможностями в области самостоятельного «добывания» знаний по иностранному языку. Интерактивные методы, работающие на уроках по другим учебным дисциплинам (русский язык, математика, окружающий мир и др.), к сожалению, не работают в полном объёме на уроках иностранного языка. Задача учителя начальной школы, обучающего детей иностранному языку, отобрать наиболее приемлемые интерактивные методы и формы обучения, чтобы учащиеся из пассивных слушателей смогли превратиться в активных участников увлекательного процесса иноязычного общения и осознали практическую значимость иностранного языка. [3, c. 153]

Список использованной литературы

  1. Григальчик  Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения [Текст] \\ Минск - 2003, -112.
  2. Фаберман, Б.Л. Передовые педагогические технологии. Таганрог, 2009. -130 с.
  3. Козина, Е.В.Интерактивное обучение в начальной школе [Текст] / Е. В. Козина// Упр. нач. шк. - 2010. - № 7. - С. 211.
  4. Ненуда[Электронный ресурс]:. Режим доступа: http://nenuda.ru/роль-соревнования-на-уроках-английского-языка-на-начальном.html  29.11.2015
  5. Разлиб[Электронный ресурс]:библиотека. Режим доступа: http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p20.php    29.11.2015