ПК 4.3.
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
![]() | 49 КБ |
![]() | 1.71 МБ |
![]() | 1.32 МБ |
![]() | 94.25 КБ |
![]() | 183.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов
«Педагогические приемы, средства, виды и формы работы с младшими школьниками при реализации деятельностного подхода»
Повестка:
- Формирование умения учащихся работать в деятельностном подходе;
- Из опыта работы учителя 1 класса ___________
- Анализ мониторинга научно-методической работы учителя начальной школы (Зав. кафедрой нач. обучения __________)
В качестве подготовительной работы происходит систематическое методическое изучение теории вопроса и работа над реализацией деятельностного подхода на каждом уроке.
Повестка заседания методического объединения целесообразна при реализации ФГОС НОО, что подтверждает ее актуальность.
Заседание представляет собой выступление учителей-практиков и анализ мониторинга данной темы. Действия всех участников заседания согласованы, педагоги принимали активное участие в обсуждении вопроса, руководитель грамотно организовывал всю работу методического объединения.
Содержание заседания методического объединения соответствует целям, поставленным вначале заседания, и способствовало достижению результата. Обмен опытом учителей начальных классов позволяет глубже проникнуться в теорию вопроса, а мониторинг данной темы помогает учителям скорректировать свою работу.
В ходе заседания методического объединения могу выделить то, что происходит постоянный обмен передовым опытом. Все заседание носило познавательный характер, подобная практика позволяет расширить свой профессиональный кругозор, перенять опыт состоявшихся педагогов, тем самым способствовать повышению своего профессионализма. Систематическая методическая работа приносит положительные результаты, и я считаю, что в участии в заседаниях методического объединения заинтересованы как молодые поколения педагогов, так и опытные учителя – все смогут найти для себя полезную и интересную информацию.
Предварительный просмотр:
Развивающее обучение
Основные положения теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:
- учебная деятельность и ее субъект;
- абстрактно-теоретическое мышление;
- произвольное управление поведением.
Выяснилось, что традиционное учение не позволяет развивать эти новообразования и не создает нужных ЗБР.
Даниил Борисович Эльконин (1904–1984) принадлежит к той плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л.С. Выготского. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д.Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.
Василий Васильевич Давыдов (1930–1998) – последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина. Его работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.
«Теория развивающего обучения разработана нами, – писал В.В. Давыдов, – в русле основных идей научной школы Л.С. Выготского и одновременно развивает и конкретизирует сами эти идеи… В теории развивающего обучения понятие зоны ближайшего развития приобрело функции общей реальной организации учебной деятельности, в которой усвоение школьниками знаний происходит в форме их постоянного диалого-дискуссионного сотрудничества и общения как между собой, так и с учителем».
Развивающее обучение родилось из теории, а не из эксперимента или анализа практического опыта обучения, т. е. сначала была теория об обучении, идущем впереди развития, а потом уже само развивающее обучение стало фактом практики. Важно отметить, что концепция развивающего обучения возникла в тех исторических условиях, когда провозглашенная в стране реформа школьного образования нуждалась в освобождении от факторов, тормозящих психическое развитие детей. К их числу относилась ориентация начального образования на тот уровень психического, в частности, умственного развития, который достигается в период дошкольного детства. Психологи к тому же обнаружили, что традиционное начальное обучение не сопровождается существенными успехами в развитии учащихся, так как не отрывается от присущих дошкольнику приемов эмпирического мышления (Б.Ц. Бадмаев, 2000).
Именно в пределах начального обучения проводились группой Эльконина-Давыдова теоретические и экспериментальные исследования проблем развивающего обучения в течение 20 лет на базе 91-й московской школы. Одновременно издавались новые учебники и методические пособия по разным предметам.
Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. На этом системе Эльконина-Давыдова построены логика и содержание учебных предметов и организация учебного процесса, в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться во процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретному.
Научно-психологические основы педагогической системы Л.В. Занкова
Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который выдвинул идею о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».
Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» ребенка и «зона ближайшего развития». Уровень актуального развития складывается в результате завершающихся циклов развития учащегося. Этот уровень находит свое выражение в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач.
Зона ближайшего развития свидетельствует о ходе дальнейшего развития ребенка. «Данный уровень обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью взрослого, в коллективной деятельности, по подражанию, – писал Л.С. Выготский. – Однако то, что ребенок умеет в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».
Л.В. Занков в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на развитие школьника. Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося.
Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие «общее развитие». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.
Общая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка.
Целевые ориентации системы Занкова
Развитие личности ребёнка.
Высокий уровень общего развития личности.
Развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.
Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика.
Концептуальные положения системы Занкова
Обучение должно идти впереди развития.
Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы (знания, умения, навыки).
Обучение по системе Л.В. Занкова не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения генеральной цели.
Дидактические принципы Л.В. Занкова
Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы РО (развивающего обучения):
целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;
ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);
обучение на высоком уровне трудности;
продвижение в изучении материала в быстром темпе;
осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);
принцип единства эмоций и интеллекта, включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
проблематизация содержания (коллизии);
вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
Особенности содержания обучения
Согласно цели всестороннего развития ребенка содержание начальной ступени обучения обогащено и упорядочено.
Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира на основе науки, литературы и других видов искусства. Богатство содержания достигается включением в учебный план таких учебных дисциплин как: естествознание, география, история, философия, иностранный язык. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.
Педагогическая система РО Л.В. Занкова дает
учащимся:
развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;
радость от свободного умственного труда, творчества и общения;
самостоятельность, уверенность, ответственность;
стремление к сотрудничеству.
учителю:
изменение взгляда на образование и ученика;
технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
расширение возможностей для творчества.
родителям:
уверенность в успешном будущем своего ребенка.
Недостаток системы Занкова
Общий недостаток системы РО Л.В. Занкова: она не имеет продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей
Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов
Основные положения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова - должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними
- ученик усваивает не столько знания вообще, а умение учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретному
Научно-психологические основы педагогической системы Л.В. Занкова Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося
Общее развитие - целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья
Учебная система даёт: учащимся: -развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений; -формирование потребности учиться; -радость от свободного умственного труда, творчества и общения; -самостоятельность, уверенность, ответственность; -стремление к сотрудничеству.
учителю: -изменение взгляда на образование и ученика; -технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей; -расширение возможностей для творчества
родителям: уверенность в успешном будущем своего ребенка Леонид Владимирович Занков
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технология оценивания
Этапы урока | Урок обучения грамоте и письму «Гласный звук [Ы], буква Ы» | ||
План урока | Инструменты безотметочного оценивания | Алгоритм самооценки | |
Актуализация знаний
| Пособие «Теремок»: разделите слова на слоги и разместите картинки по этажам (рысь – 1 слог, 1-й этаж; сыр, мышь, рыба, тыква, машины). Назовите ударный слог в каждом слове. |
Словесная оценка | - Кому было легко … (определять ударный звук и слог)? |
Постановка учебной проблемы. | Вопрос: какой звук слышался под ударением во всех этих словах? [ы] |
Словесная оценка |
- Ребята, что мы сейчас сделали? (Мы спланировали свою работу на урок, определили тему урока.) |
Развитие умения применения | Пособие «Схема слова»: составьте схему слова СЫР. У доски такую же работу будет выполнять … Люба. Я тоже составлю схему. Потом мы проверим свою работу. |
Проверка по образцу у учителя Проверка по индивидуально выполненной у доски работе | - Что мы сейчас делали? |
2.Работа в Прописи: письмо новой буквы. | Пособие «Поезд» и элементы буквы Ы: конструируем букву Ы строчную. | «Светофор» | - Какую работу мы сейчас выполняли? |
3.Работа в Букваре | Уточнение плана урока: будем читать слоги с новой буквой и уже изученными; будем учиться читать слова с новой буквой; составлять схемы предложения.
|
Прогностическая оценка Эмоциональный отзыв/«Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) | Вопросы к « сильному» ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки): |
4. Самостоятельная работа в Прописи |
Зрительный диктант по 3 строке: и-ы |
Проверка по эталону-образцу «Светофор» (кубик) | - Какую работу вы выполняли самостоятельно? |
5.Работа в парах на разных этапах урока | Букварь: Составление предложений о тиграх.
Пособие «Схема предложения»: составление схем составленных предложений.
Пропись: Письмо слогов РЫ, ПЫ, ТЫ с комментированием: хором с учителем, вместе с соседом по парте, самостоятельно.
| Формирование алгоритма самооценки
Взаимопроверка прописей, схем и т.д./Оценка в парах/Оценочные суждения на основе критериев «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) | Вопросы к «сильному» ученику, озвучившему предложения: |
IV. Итог урока. | Назовите все изученные гласные звуки. |
Барометр настроения (смайлики) – в Дневнике, в виде карточек «Дерево творчества» | - Какие задания вам показались самыми легкими? Трудными? |
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического обучения
1 .Оргмомент. Устный диктант. (У детей сигнальные карточки, с помощью которых они показывают нужные орфограммы в словах, которые диктует учитель).
- Какие орфограммы в этих словах? (Орфограммы – безударные гласные буквы).
2. Словарный диктант. (Дети записывают в тетрадь под диктовку учителя слова с изученной орфограммой).
3. Чистописание.
4.Введение в тему.
а) Распределительный диктант.
- Какие орфограммы - согласных вы знаете? (Парные согласные и удвоенные согласные).
- Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам.
Учитель диктует слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка, поезд, масса, гриб. В самом конце учитель диктует ещё два слова с неизвестной орфограммой (солнце, устный), создавая тем самым ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.
Во время проверки выясняется, что слова известный и устный дети записали по-разному. А некоторые не писали их вообще.
Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами.
- Задание было одно? Вы выполнили его по-разному. Почему?
- В чём затруднение? (В этих словах нет удвоенной согласной и нет парной согласной).
Учитель говорит, что в этих словах действительно нет знакомых им орфограмм-согласных.
(Мы такую орфограмму ещё не знаем).
- Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос.
б) Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске.
- Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков? (5)
После этого учитель задаёт подходящий к данной ситуации ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
- Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.
(Учитель записывает на доске: уста, устный ).
- Какой корень в этих словах? / -уст- /. Проговорите как мы запишем слово «устный».
Аналогично проходит работа над словом «известный».
- Что интересного заметили в этих словах? (Учитель побуждает к осознанию противоречия. Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет.
- Какой возникает вопрос? (- Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?)
- Какое можно дать название звуку, который не произносится. (Варианты ответов).
Какая будет тема урока? (Ответы детей).
Открывается тема, записанная на доске.
в) Первичное закрепление. Работа по учебнику.
Выполняется упражнение 75 (устно) под руководством учителя.
Почему в этих словах букв больше, чем звуков?
Упражнение 76 выполняется (письменно) по заданиям учебника.
Вывод: Есть слова, в которых звук [ т ] или [ д ] в корне не произносится, а буква пишется.
5. Наблюдение над правописанием слов с непроизносимым согласным в корне.
а) Постановка ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.
- Запишите слова: капустный, звёздный, ужасный.
- О чём хотите меня спросить? (Какой вопрос возникает?) (Есть ли непроизносимый согласный звук?)
- Как же будем писать эти слова? Что вы предлагаете? (Предложения детей)