П.К. 4.3
учебно-методический материал на тему
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka.docx | 49.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
УМК «Школа 2100»
Студентка 43 группы
Кабардина Мария
Технологии образовательной системы «Школа 2100» в контексте современного урока
«Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
Проблемно-диалогического обучения
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение знаний при этом происходит как самостоятельное их открытие при помощи учителя.
Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания на уроке проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.
Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие, особенности которого зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности.
Технология проблемно-диалогического обучения.
Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учащихся.
Структура урока с применением технологии проблемно – диалогического обучения.
Тип урока: «Открытие новых знаний».
Проблемно - диалогическое обучение (основные этапы урока и деятельность детей) | Формируемые коммуникативные умения |
I. Постановка проблемы. Слушание, наблюдение, ответы на вопросы учителя, выполнение данного задания, выявление и осознание противоречия. | Понимать Слушать других, понимать поставленную задачу. Доносить свою позицию Оформлять свою мысль, высказывать свою точку зрения. |
II. Поиск решения. Выдвижение и проверка гипотез. | Понимать Понимать позицию другого, различать в его речи: мнения, доказательства, гипотезы. Доносить свою позицию В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы. Договариваться Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции, договариваться с людьми иных позиций; сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно относиться к позиции другого. |
III. Выражение решения. Выражение нового знания в доступной форме. | Понимать Уметь выделять главное, составлять план. |
IV. Реализация продукта. Публичное представление продукта учителю и классу. | Доносить свою позицию Выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. При необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции, признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Договариваться Толерантно строить отношения с людьми иных позиций и находить компромиссы. |
В
В методике преподавания ОМ «Школа 2100» строго продумана система проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих возможностям обучаемых, их познавательных возможностей:
- Учитель сам ставит проблему.
- Учащимся сообщаются различные, даже противоречивые мнения по какому – либо вопросу.
- Учащимся сообщаются различные, ранее неизвестные факты, вызывающие затруднение и интерес.
- Внимание учеников обращается на те или иные жизненные явления, которым надо дать объяснения.
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Это наиболее простой способ постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Прием «яркое пятно». Ученикам сообщается какой – то интригующий материал, необычный случай из жизни, захватывающий внимание учеников, но при этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки и культуры, игры, могут быть предложены игрушки, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Урок по вводному курсу истории и обществознания в 4 классе по учебнику Данилова Д. Д. "Человек и человечество" (Программа "Школа 2100").
II. Постановка проблемы | |
| (В классе организована выставка игрушек). Карточки: 1. Усмехающийся, забавный, добрый, хитрый… 2. Веселый, жизнерадостный, добрый, дружелюбный… 3. Добродушный, задумчивый, удивленный, застенчивый… 4. Сердитый, грозный, агрессивный… |
|
- Выражение лица (мордочки) |
|
Ответы разные:
- Мы этого еще не изучали. Это тема нашего следующего урока. |
Математика. Тема: «Числа от 1 до 20».
Учитель: На доске представлен числовой ряд, прочитайте его:
- 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Как вы думаете, хватит ли этих чисел, чтобы определить страницу в учебнике, а записать сегодняшнее число?
Ученики: Нет. Нам нужны ещё числа.
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься сегодня на уроке?
Ученики: Будем знакомиться с новыми числами.
Русский язык. Тема: «Перенос слов».
Учитель | Ученики |
- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? - Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захотите? - Сегодня вы узнаете правила переноса и потренируетесь в переносе слов. | - Мы перенесём это слово. - Должны быть правила по которым надо переносить слова? |
Проблемно – диалогическое обучение – это тип обучения, при котором обеспечивается творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
Технология продуктивного чтения
В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. - Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. - Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. - Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. - Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. - Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Викентий Вересаев «Братишка»
Этапы урока, деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Здравствуйте. Начнем мы с вами работу с I этапа – Работа с текстом до чтения. 1)Антиципация. Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Откроем учебники на с. 161. Прочитайте имя автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту. Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете? Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране. Значение каких слов вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово? Где мы можем найти значение этого слова? (Можно заранее приготовить презентацию с фотографиями и определением значения слов.) Предположите, о чем будет текст? Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения. 2) Постановка целей урока. Какие задачи мы поставим себе на урок? Дальше мы переходим ко II этапу – Работа с текстом во время чтения. 1)Первичное чтение текста. Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? Прочитаем 1 часть рассказа. Как правило, это делает педагог или подготовленный ребенок. А сейчас я попрошу Вас прочитать 1 часть. Дальше учитель задает уточняющие вопросы, например: Где происходят события? Познакомились ли мы с героями? 2)Перечитывание текста, более осознанное. После чего следуют вопросы к автору, только теперь уже от детей. Какие вопросы у вас возникли после чтения этой части? Можем ли мы ответить на эти вопросы? А как бы вы на них ответили? Сделайте предположения? Встретились ли слова, значение которых вам непонятно? (обращение к словарю, или учитель объясняет значение слов) Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем 2 часть. Что мы узнали нового о наших героях? Какие вопросы у вас возникли к автору? Как бы вы ответили на них? Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше. Прочитаем 3 часть рассказа. Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали? Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? Появились ли у вас новые вопросы? Давайте будем читать дальше и узнаем, чем закончилась эта история. Прочитайте 4 часть. Что произошло с младшим братом? Сразу ли он попил воды? Почему? Добился ли старший брат своего? Есть ли в этой части сложные слова, значение которых вам непонятно? Давайте объясним их значение. И следующим, очень важным этапом, является - III этап – Работа с текстом после чтения. 1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? Ожидали ли вы такого развития действия? Что вас удивило в рассказе? Что было самым интересным? После ответов детей можно перейти к вопросам в учебнике, направленных на формирование УУД. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зеленым). 1.Чем привлекли писателя два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них? Что вы скажете о старшем воробье? Какой он? А какой его братишка? Также к учебнику прилагается рабочая тетрадь, в которой ребята выполняют разные задания. (рабочая тетрадь - №4, определение главной мысли текста) 2.Как относится писатель к живой природе? Это были ваши предположения относительно позиции автора. А как вы относитесь к природе? 2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет. Учитывая, что этот писатель для детей новый, то мы знакомимся с ним после подробного анализа текста. Если писатель знаком, то учащиеся выдвигают свои предположения на 1 этапе не только по опорным словам, но и по портрету писателя, опираясь на особенности его творчества. 3) Работа с заглавием, иллюстрацией. Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки. 4)Творческое задание. Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Художник изобразил только фрагмент из рассказа. А я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу. Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая команда нарисует 4 иллюстрации ко всем частям текста, рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм. Итог урока. С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить? Приведите примеры из жизни, когда приходилось столкнуться с ситуацией, когда вам или кому-то была необходима помощь. | Кадушка, хотелось пить, ободряет, поглядывал на брата, неуверенно сел, напился. Кадушка. В толковом словаре, спросить у учителя (Варианты детей) Познакомиться с текстом. Совпадут ли наши предположения относительно текста? 4 части. На даче, во дворе. 2 воробья. Что значит бок о бок? Для чего воробьи сюда прилетели? Бузина, пазухи. Воробьи хотели пить. Один подлетел к кадушке, а второй остался на ветке. Почему воробей, который хотел пить, не подлетел к кадушке? Подлетит ли брат или нет? Добился брат своего или не добился? Младший подлетел к кадушке и попил воды. Нет, испугался. Да, своим примером. Порхнул, трепыхая. Внимательный, заботливый, терпеливый, уверенный. Боязливый, нерешительный. И у птиц есть братская дружба и взаимопомощь. |
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Фрагмент урока № 1.
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) (Слайд)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)
- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)
- Отгадайте, о ком будем читать?
С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
- Прочитайте ключевые слова.
- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)
Проверим наши прогнозы.
Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Фрагмент урока №2
- Прочитайте текст про себя.
- А теперь прочитаем вслух по частям.
Вопросы по ходу чтения:
1ч. - Что делала белка? А волк?
2ч. – О чём стала просить белка?
- Отпустил волк? С каким условием?
- Как ответила белка на вопрос волка?
3ч. – Отчего же белки так веселы?
- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Фрагмент урока №3
- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)
- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)
- Кого осуждает автор?
1 ) Составим модель – описание героев басни.
Работа в группах.
1 группа – Белка. Какая она?
2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы
(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)
- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?
- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)
- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))
2) Что же такое добро?
Работа в группах
1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?
2 группа – нарисовать. Что для вас добро?
Из наших ответов выросло Дерево доброты.
- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.
(Добро –
1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.
2) Хорошее доброе дело.)
3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»
- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.
- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)
4. Рефлексия. Работа с коллегами
- Подведём итог нашей работы.
- Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?
- До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы.
- Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты. Человек должен
творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой.
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
Система оценивания
1-е правило.ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!
- Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходерешения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).
– Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если тре-буется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учи-тель имеет право изменитьоценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.Ученик имеет право изменить эту оцен-ку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завы-шена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1 . Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Выполнил правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач!
За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным требуемым действием (умением), определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфеле достижений.
Таблицы результатов образования составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Это:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов.
Особое место занимает
таблица ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу в целом.
Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику!
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
– за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (не менее одного раза в год);
– за предметные контрольные работы (не менее одного раза в четверть).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
Портфель достижений ученика – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих те-кущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего даль-нейшего развития.
Основные разделы портфеля достижений:
– Показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам).
– Показатели метапредметных результатов.
– Показатели личностных результатов (прежде всего, во внеучебной деятельности).
Пополнять портфель достижений и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном – обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «близко к отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, тематические – обязательны.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметкаставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеетправо пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «ученик научится» примерной ООП) и давно изученные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной ООП).Это достаточно для продолжения образования, это возможно инеобходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «ученик может научиться» примерной ООП);
- либо использование новых, изучаемых в данный момент, знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету в примерной ООП).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки – «отлично» или «приближается к отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка -«превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: в традиционную 5-балльную (переосмысленную и желательно доработанную с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Чему я научился на уроках по всем предметам в 1 классе
(общеучебные умения)
| Общеучебные умения | Самооценка и подтверждение учителя | |
Умение организовывать свои дела | Определяю цель работы на уроке с помощью учителя. |
|
|
Проговариваю порядок действий на уроке. |
|
| |
Высказываю своё предположение (версию). |
|
| |
Работаю по предложенному плану. |
|
| |
Даю оценку работе класса на уроке. |