ПК 4.1
календарно-тематическое планирование по теме

Грозовская Ирина Владимировна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

для 3 класса

Составитель: студентка 43 группы,

Грозовская (Филиппова)  И.В.

2016/2017 учебный год

Фрагмент календарно-тематического планирования

(русский язык 3 класс) "Перспектива"

 №

п/п

Дата

Тема урока

        ФГОС

Основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся

Примечание

Основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся

Примечание

план

факт

Содержание  предмета

Планируемые результаты

«РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. ПОВТОРЯЕМ — УЗНАЕМ НОВОЕ» ( 16ч)

 Цели формирования УУД:  Сформировать представление о диалоге и его видах и формах. Ввести правила ведения диалога. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Cформировать представление о значимости речи в общении.

их на письме и в тексте. Изучение видов текста в зависимости от содержания. Корректировка

                                                                                                                                                      Собеседники. Диалог( 4ч) 

 Цели формирования УУД:   Освоение средств общения. Изучение видов предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и оформление их на письме и в тексте. Изучение видов текста в зависимости от содержания. Корректировка деформированного текста. Создание шифра для письма в рисунках.

1

01.09

Речевое общение. Диалог. Собеседники.

Изучение различий в ведении диалога и спора. Создание описательного текста с использованием текстов литературных произведений. Собеседники. Диалог.

Речевое общение.

Тема, главная мысль текста.

Речевое общение. Диалог и

Спор. Культура устной и

письменной речи.

Текст.

Различать дискуссию и ссору в диалоговом общении и обосновывать своё мнение; вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета; определять тему беседы и обосновывать своё мнение;  определять структуру письма и обосновывать своё мнение;  отбирать необходимую информацию из содержания литературных произведений и обосновывать своё мнение;  определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога с разными социальными службами.

Анализировать речевую

модель общения: речь

партнера (собеседника) по

речевому общению, цель и

тему общения, его

результат. Контролировать

и корректировать свое

высказывание в зависимости

от ситуации общения и

подготовленности партнера

к беседе. Использовать в

общении в соответствии с

культурными нормами

вспомогательные средства:

мимику, жесты,

выразительные движения,

интонацию, логические

ударения, паузы. Слушать

речь собеседник, т.е.

проводить элементарный

анализ речи (с помощью

учителя), понимать ее

основную мысль, задавать

вопросы. Говорить

выразительно, понятно,

логично четко

формулировать мысль в

словесной форме. Говорить

связано и в нормальном

темпе, соблюдать

необходимые нормы

орфоэпии. Составлять

диалоги, основные на

известных учащимся

правилах продуктивного

общения.

2

02.09

Слова с непроверяемыми написаниями и проверяемыми орфограммами.

3

03.09

Тема и главная мысль текста.

4

04.09

Разница между диалогом и спором.

                                                                                               Культура устной и письменной речи (3 ч) 

Цели формирования УУД:   Сформировать представление о культуре устной и письменной речи. Ввести:  правила устной и письменной речи; правила деления слова на слоги на основе открытого и закрытого слога; правила оформления общепринятой формы заявления. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.  

5

07.09

Культура устной и письменной речи

Актуализация умения определять значимость речи в общении. Работа с орфограммами: безударная гласная, парная и непроизносимая согласная, удвоенная согласная, твёрдый и мягкий знаки и др., используя алгоритм проверки. Изучение правил устной и письменной речи. Изучение деления слова на слоги на основе открытого и закрытого слога. Оформление заявления.

Определять цель, удобный способ общения и обосновывать своё мнение;  раскрывать значение слова «заявление»;  раскрывать смысл понятия «культурный человек» и обосновывать своё мнение;  определять открытый и закрытый слог в слове и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания при оформлении личного заявления.

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи

6

08.09

Изучение правил устной и письменной речи.

7

09.09

Изучение деления слова на слоги на основе открытого и закрытого слога.

Текст  ( 7 ч)

Цели формирования УУД: Cформировать представление о стиле текста. Ввести алгоритм определения названия текста. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. 

8

10.09

Общее представление о тексте и его особенностях

Актуализация знаний о тексте: тема, главная мысль, структура, содержание. Актуализация знаний о типах текста: сообщение, описание, рассуждение. Освоение алгоритма определения названия текста. Составление плана текста. Изучение понятий «художественный текст» и «научный текст». Редактирование текста. Составление заметки для газеты.

Определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение;  определять тип текста и обосновывать своё мнение;  объяснять значение выражений «основные части текста», «план текста», «художественный текст», «научный текст» и использовать их в активном словаре;  различать художественный и научный тексты и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания при создании и оформле
нии текста заметки для газеты.

Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану. Распознавать виды текстов; повествование, описание, рассуждение. Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану. Писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям ( после предварительной подготовки). Писать сочинение-описание  ( после предварительной подготовки). Составлять тексты- рассуждение на заданные темы. Контролировать процесс письма,сверяя свою запись с исходным текстом или образом.

9

11.09

Заглавие. Тема. Главная мысль.

10

14.09

Связь предложений в тексте. Опорные слова

11

15.09

Основные части текста- вступление( начало), основная  часть( середина), заключительная часть( конец)

12

16.09

Контрольная работа

13

17.09

Работа над ошибками

14

18.09

Составление плана текста.

15

21.09

Редактирование текста. Составление заметки для газеты.

Язык – главный помощник в общении (39 ч)

Цели формирования УУД:   Сформировать представление о словосочетании и о предложении с второстепенными и однородными членами. Ввести правило постановки знаков препинания в предложении с однородными членами. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Общение людей. Виды речи.

Язык – главный помощник в общении (1ч) 

Цели формирования УУД:   

16

22.09

Язык – главный помощник в общении

Язык как средство(инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык- культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке.

Раскрывать значение понятий «словосочетание», «объявление» и использовать их в активном словаре;

 раскрывать значение выражений «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения» и обосновывать своё мнение;

определять тип предложения по интонации и по цели высказывания и обосновывать своё мнение; определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзом и без него и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания при составлении и оформлении текста объявления.

Доказывать, что язык

является главным средством

общения людей,

помогающий выразить их

мысли и чувства; что язык –

великая ценность и

культурное достояние

русского народа.

Распознавать в тексте

синонимы и антонимы.

Различать лексическое

значение и звуко-буквенную

форму слова. Составлять

словосочетания по

заданным моделям.

Находить словосочетания в

предложении. Проводить

синтаксический разбор

предложений, определять

их вид по цели

высказывания и интонации,

ставить знаки препинания в

конце предложения.

Выделять главные и

второстепенные члены

предложения,

устанавливать связь между

ними по вопросам.

Звуки    и буквы  ( 2ч) 

Цели формирования УУД:    Актуализировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка. Сформировать представление о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме.

17

23.09

Гласные и согласные звуки и буквы.

Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов. Роль гласных и согласных звуков в речи. Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания. Понятия орфограммы

Анализировать звуки по группам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие;  соотносить услышанный звук с написанной буквой и обосновывать своё мнение;  определять две функции гласных букв и, е, ё, ю, я в словах;  определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ и обосновывать своё мнение;

Проводить звукобуквенный

анализ слов.

18

24.09

Правописание безударных гласных, парных согласных.

Слог. Ударение (2ч)

 Цели формирования УУД:  :    Сформировать представление о проверяемой и непроверяемой безударной гласной. Ввести алгоритм проверки безударной гласной.:   Актуализировать знания: о делении слова на слоги;  о переносе слова по слогам. Актуализировать знания об ударении.

19

25.09

 Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога.

Смыслоразличительная функция ударения на примере слов – омографов.

Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога. Различение слов омографов ( одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарем.

Научить: различать постановку ударения в слове на примере слов - омографов; определять особенность буквы ё как всегда ударной гласной; выполнять учебное задание в соответствии с правилом; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

.

Определять

самостоятельно ударение в

словах, делить слова на

слоги, переносить слова по

слогам.

                                                                                         Девять  правил орфографии (11ч)   

Цели формирования УУД: Актуализировать знания о группе слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что?  Актуализировать знания о гласной ударной и безударной Сформировать представление о словах с удвоенными и непроизносимыми согласными. Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной. Научить использовать приобретённые знания и умения  Сформировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках. Ввести алгоритм проверки и написания слов с парными звонкими и глухими согласными звуками в сере дине слова и в конце. Научить использовать приобретённые знания и умения при создании лото «Парная согласная» из слов с парной согласной, применяя разные способы проверки..:   Актуализировать знания о написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу,  ЧК-ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

20

28.05

Прописная буква в именах собственных.

Прописная буква в именах собственных; проверяемые  безударные гласные в корне слова; проверяемые  парные по звонкости- глухости  согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание буквосочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн,щн; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; разделительный твердый и мягкий знаки; правила переноса слов. закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки

Определять цель учебной деятельности при:

различении твердых и мягких согласных на основе их произношения; обозначение мягкости согласных звуков на письме двумя способами: с помощью мягкого знака и гласных букв е, ѐ, и, ю, я, которые стоят после буквы мягкого согласного звука;

 ознакомление с позициями, в которых буквы е, ѐ, и, ю, я обозначают два звука.

Находить в тексте

слова с изученными

орфограммами .Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты..

21

29.09

Буква безударных гласных.

22

30.09

Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением.

23

01.10

Парные по звонкости-глухости согласные.

24

02.10

Непроизносимые согласные.

25

05.10

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

26

06.10

Непроизносимые согласные.

27

07.10

Удвоенные согласные.  

28

08.10

Буквосочетания ЧК-ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

29

09.10

Перенос слов.

30

12.10

Контрольный диктант по теме: «Девять правил орфографии»

Слово и его значение  ( 13ч) 

Цели формирования УУД:   Сформировать представление о многозначных словах и омонимах, именах собственных и нарицательных, об именах существительных и их заместителях (местоимениях). Актуализировать умение работать со словарями разных видов. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. 

31

13.10

Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей

Актуализация знаний о классификации слов на основе их лексического значения. Актуализация умений работать со словарями разных видов. Изучение многозначных слов, имён собственных и нарицательных, синонимов, омонимов, антонимов и слов, служащих для замещения других слов (местоимений).

Определять условия развития русского языка и обосновывать своё мнение; определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение;  раскрывать смысл понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и «многозначность слова» и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания при составлении SМS-сообщения.

Сравнивать слова по значению и форме ( синонимы, антонимы и др.). Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова.

32

14.10

Мотивированные названия слов(подснежник, подберезовик и т.д.)

33

15.10

Слова с несколькими значениями. Многозначные слова.

34

16.10

Роль слов с переносным значением.

35

19.10

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

36

20.10

Слова, близкие по значению (синонимы).

37

21.10

Роль слов – синонимов в речи.

38

22.10

Слова, противоположные по значению (антонимы)

39

23.10

Роль антонимов в речи. Систематизация знаний о синонимах, антонимах и омонимах.

40

26.10

Слова с обобщающим значением.

41

27.10

Разновидности словарей ( Словарь синонимов , антонимов)

42

28.10

Разновидности словарей( Словарь толковый, орфографический)

43

29.10

Местоимения как заменители имен собственных и нарицательных

Словосочетание ( 2 ч)

Цели формирования УУД:  Актуализировать знания учащихся о предложении и словосочетании. Сформировать представление о целях использования словосочетаний.

44

30.10

Отличие словосочетания от слова  и от предложения.

Отличие словосочетания от слова  и от предложения. Сравнение предложения и словосочетания, их различие на основе цели использования: предложение- для сообщения. словосочетание- для называния.

Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной  функции- быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям.

45

09.11

Смысловая и интонационная значимость предложения. Связь слов в предложении.

Предложение ( 1ч) 

Цели формирования УУД:    Актуализировать знания учащихся о предложении и тексте. Сформировать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом. Ввести алгоритм определения главных членов предложения. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

46

10.11

Цель использования предложения и словосочетания.

Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме

Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения.

Главные  члены предложения (3ч) 

Цели формирования УУД:   Сформировать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом. Ввести алгоритм определения главных членов предложения. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

 

47

11.11

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения(без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные.

Выделять главные т второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

48

12.11

Второстепенные члены предложения. Их роль в предложении.

49

13.11

Распространенные и нераспространенные предложения.

Предложения с однородными  членами ( 2ч)

 Цели формирования УУД:   Сформировать представление об  однородных  членах предложения.

50

16.11

Предложения с однородными членами.

Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами.

Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

51

17.11

Предложения с однородными членами.

52

18.11

Контрольная работа.

53

19.11

 Работа над ошибками

                                   Состав  слова  ( 18ч)

        Цели формирования УУД:.Сформировать представление о способах словообразования с помощью морфем. Ввести правила:  написания корня в однокоренных словах;

написания соединительной гласной в сложных словах;  написания приставок и предлогов. Научить использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

 

Повторение значимых  частей  слова (1ч ) 

Цели формирования УУД:. Сформировать представление о частях слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Ввести алгоритм написания слов с разделительным ъ. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

54

20.11

Основа и окончание

Основа и окончание. Роль окончания в слове( связывать слова в предложении  и словосочетании)

Определять основу слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение;  раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах с чередованием согласных и без него и обосновывать своё мнение;  определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение

Разбирать слова по составу

выделять в них приставку,

суффикс, корень, окончание.

Образовывать слова по

заданным

словообразовательным

моделям. Объяснять

значение морфем (корня,

приставки, суффикса)

Корень ( 5ч) 

Цели формирования УУД:. Актуализировать знания о правописании слов с безударной гласной и парной согласной. определять однокоренные слова

55

23.11

Корень слова. Однокоренные слова..

Корень слова. Однокоренные слова..

Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова

Обобщение и систематизация изученных правил орфографии.

Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки

Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов      ( река- реченька, снег-снежок, бег- бежать)

Определять основу слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение;  раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах с чередованием согласных и без него и обосновывать своё мнение;  определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;  раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Находить в слове

орфограмму, определять ее

тип, применять нужный

алгоритм для ее проверки.

Переносить слова с

удвоенными согласными.

Писать правильно слов с

непроверяемыми

написаниями, при

необходимости проверять

их написание по

орфографическому словарю.

Писать под диктовку

тексты с изученными

орфограммами.

Самостоятельно определять

ударение в словах, делить

слов на слоги, переносить

слова по слогам.

Составлять с помощью

условных обозначений

схему состава слова.

56

24.11

Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова

57

25.11

Обобщение и систематизация изученных правил орфографиии

58

26.11

Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки

59

27.11

Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов      ( река- реченька, снег-снежок, бег- бежать)

Приставка ( 3ч) 

Цели формирования УУД:. Сформировать представление о   приставке  как части слова. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности .

60

30.11

Приставка. Роль приставки в слове.

Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придает слову. Правописание   разделительного твёрдого знака.

Определять функцию приставки в слове и обосновывать своё мнение;  определять случаи написания в словах разделительного ь или ъ и обосновывать своё мнение; образовывать однокоренные слова, используя приставки; писать слова с разделительным ъ и ь, используя алгоритм; писать слова с изученными орфограммами;   проверять учебное задание и вносить коррективы;   формулировать понятное высказывание в рамках учебного диалога.

Образовывать слова по

указанным схемам.

Объяснять написание

основных приставок

русского языка, различать

приставку и предлог.

Объяснять значение

которое приносит в слово

приставка.

61

1.12

Отличие приставки от предлога.

62

2.12

Разделительный твердый знак в словах с приставками.

Суффикс (2ч) 

Цели формирования УУД:. Сформировать представление о  суффиксе как части слова. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности .

63

3.12

Суффикс – значимая часть слова.

Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании ( -чик, -щик , - ин и др.).

Определять суффиксы в словах и обосновывать своё мнение;  определять роль суффикса в слове и обосновывать своё мнение;   образовывать однокоренные и новые слова с помощью суффиксов; -  проверять учебное задание и вносить коррективы; писать слова с суффиксами и выделять их графически;  писать слова с изученными орфограммами;  разгадывать словесную шараду и обосновывать своё суждение;   формулировать понятное высказывание, используя термины «приставка», «корень», «суффикс»;  учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Объяснять значение

которые приносить в слово

суффикс (простые случаи).

Подбирать слова с

указанными суффиксами.

Образовывать новые слов с

помощью суффиксов

64

4.12

Роль суффиксов в речи.

Окончание ( 2 ч) 

Цели формирования УУД:. Сформировать представление об   окончании  как части слова. Научить использовать приобретённые знания и умения  практической деятельности.

65

07.12

Окончание – изменяемая часть слова.

Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова.

  Определять окончания в словах;  изменять форму слова;   выделять морфемы в слове;   определять роль окончаний в слове;

 выполнять учебное задание с самопроверкой;

  формулировать понятное для партнёра высказывание;  формулировать понятное высказывание, используя термины: приставка, корень, суффикс, окончание; -  изменять форму слова;  писать слова с изученными орфограммами.

Находить окончание в

изменяемых словах.

Понимать роль окончания

для связи слов в

предложении и

словосочетании.

66

08.12

Роль окончания при связи слов в предложении

Как образуются слова (3ч)  

Цели формирования  УУД : Сформировать представление  об образовании  сложных слов. Научить наблюдать за образованием новых слов. актуализировать знания учащихся о корне слова; 2) формировать умение находить корень в слове; 3) наблюдать за сложными словами;  активизировать умение образовывать слова из заданных морфем; 4) познакомить учеников с особенностями словообразования и правописания сложных слов; 5) обогащать словарный запас учащихся новыми словами — названиями лица по профессии.

67

09.12

Контрольная работа

Сложные слова – слова с двумя корнями ( ознакомление). Наблюдение за образованием новых слов.

Находить корни в сложных словах.

Образовать новые слова на

базе предложенных

сочетаний слов. Разбирать

сложные слова по составу.

68

10.12

 Работа над ошибками

69

11.12

Сложные слова – слова с двумя корнями ( ознакомление).

70

14.12

Разбор сложных слов по составу.

71

15.12

Составление новых слов из предложенных сочетаний слов.

Части  речи  (87ч)

          Цели формирования УУД:  Сформировать представление о значимых и служебных частях речи. Актуализировать знания о классификации слов: слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие признак предмета; слова, обозначающие действие предмета. Ввести понятие «части речи».

Систематизация  знаний по разделу «Части  речи» ( 5ч ) 

Цели формирования УУД: Актуализировать знания о классификации слов: слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие признак предмета; слова, обозначающие действие предмета.

72

16.12

Части речи. Имя существительное. Общие грамматические признаки.

Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи

Определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение;

 строить предложения со словами - различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы; Рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола. Определять часть речи и обосновывать своё мнение;  распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение;  выполнять учебное задание, используя алгоритм;   формулировать вопрос к определённой части речи;   писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;   писать орфограммы в новых словарных словах;  писать слова с известными орфограммами;  формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины  

Определить часть речи

(имя существительное,

глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению

предметности, действия,

признака, по вопросам;

правильно использовать и в речи

 

73

17.12

Части речи. Имя прилагательное. Общие грамматические признаки.

74

18.12

Части речи.  Глагол. Общие грамматические признаки.

75

21.12

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста

76

22.12

Проверочная работа по теме: «Части речи»

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем ( 3ч)

Цели формирования УУД: Сформировать представление о значимых и служебных частях речи, о роде имени существительного. Ввести:  приём определения рода имени существительного; правило написания «Ь» на конце имён существительных после шипящих. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. 

77

23.12

Собственные и нарицательные имена существительные

Актуализация знаний об имени существительном. Актуализация умения определять части речи. Изучение значимых (самостоятельных) и служебных частей речи. Изучение рода имени существительного. Освоение правила написания «Ь» на конце имён существительных после шипящих.

Раскрывать значение выражений «значимые части речи», «служебные части речи» и использовать их в активном словаре; раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род» и использовать их в активном словаре;  различать значимые и служебные части речи и обосновывать своё мнение;  различать род имён существительных и обосновывать своё мнение;  определять значение «Ь» в именах существительных женского рода с шипящим звуком на конце и обосновывать своё мнение;  

Определить часть речи

(имя существительное,

глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению

предметности, действия,

признака, по вопросам;

правильно использовать их

в речи.

78

24.12

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

79

25.12

Изменение имён существительных по числам.

Число  имен существительных ( 3ч) 

Цели формирования УУД:  Показать лексико-грамматическое значение категории числа имен существительных;   роль окончаний при изменении имен существительных по числам;  научить детей определять род имен существительных во множественном числе;  познакомить учеников с именами существительными, не изменяющимися по числам;  формировать умение составлять план текста.

80

28.12

Число имён существительных. Словарный диктант.

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе  или только во множественном числе.

Определять существительные одушевлённые и неодушевлённые и обосновывать своё мнение;  строить предложения, используя существительные — одушевлённые (неодушевлённые), собственные (нарицательные) единственного или множественного числа;  писать слова с изученными орфограммами;   писать орфограммы в новых словарных словах;  отличать имена существительные от других частей речи; писать предложения с именами существительными одушевлёнными (неодушевлёнными), собственными (нарицательными), которые употребляются в единственном или множественном

числе; работать с деформированным текстом;

  выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы; - формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя понятия: имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), собственное (нарицательное), единственного или множественного числа.

Употреблять имена

существительные в составе

словосочетаний и

предложений.

Образовывать формы

множественного числа имен

существительных при

наличии вариантных

окончаний.

81

29.12

Число имён существительных.

82

11.01

Формы множественного числа

Род  имен   существительных ( 4ч) 

Цели формирования УУД: Актуализировать знания учащихся о роде имен существительных;  научить детей определять род имен существительных;  показать роль окончания в определении рода имени существительного;  показать значение категории рода имени существительного для правильного образования словосочетаний.

83

12.01

Определение рода и числа имени существительного.

Определять  существительные одушевлённые  и  неодушевлённые и обосновывать  своё  мнение;  строить предложения,  используя существительные —  одушевлённые (неодушевлённые),  собственные (нарицательные)  единственного или множественного  числа;  писать слова с изученными  орфограммами;   писать  орфограммы в новых словарных  словах;  отличать  имена существительные  от других частей речи;  писать   предложения с именами  существительными одушевлёнными (неодушевлёнными),  собственными (нарицательными), которые употребляются  в  единственном или множественном

числе;  работать с деформированным текстом; выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы; - формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя понятия: имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), собственное (нарицательное), единственного или множественного числа.

Определять род

имен существительных,

согласовывать с ними

другие части речи.

Употреблять в речи имена

существительные с

«проблемным»

определением рода.

84

13.01

Согласование  имен существительных с именами прилагательными

85

14.01

Согласование  имен существительных с именами прилагательными

86

15.01

Употребление в речи имен существительных с «проблемным» определением рода

Мягкий  знак(ь) на конце  имен существительных после шипящих ( 3ч)

87

18.01

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.

Составлять написание

имен существительных

женского и мужского рода,

оканчивающихся на

шипящие.

88  

19.01

Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих.

89

20.01

Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.

                                                                                                                                              Изменение имен существительных по падежам ( склонение)  ( 11 ч)       

 Цели  формирования УУД : Сформировать представление:  о постоянных признаках имени существительного;  о местоимении как части речи. Ввести: алгоритм определения падежа имени существительного;  алгоритм разбора имени существительного как части речи. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

    

    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

  90

21.01

Изменение имён существительных по падежам.

Актуализация знаний о понятиях «имя существительное», «окончание». Изучение названий падежей и падежных вопросов. Освоение разбора имени существительного как части речи. Изучение местоимения как части речи. Редактирование текста с использованием личных местоимений.

 

Раскрывать значение понятий «склонение», «падеж», «начальная

форма слова», «именительный падеж», «родительный падеж», «да тельный падеж», «винительный падеж», «творительный падеж», «предложный падеж», «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре;  определять падежный вопрос для существительного (одушевлён ного, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение;  различать вопросы именительного и винительного, родительного и винительного падежей и обосновывать своё мнение; определять роль существительного (местоимения) в предложении и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания и умения для составления и оформления надписи на подарке.  

Называть

падежи имен

существительных по

порядку. Изменять

существительные по

падежам. Определять

падеж имен

существительных по

предложенному алгоритму.

  91    

22.01

Формирование умения определять падеж имён существительных.

92

25.01

Именительный падеж имён существительных.  Роль имени существительного в именительном падеже в предложении.

93

26.01

Родительный падеж имён существительных. Окончание имен существительных в родительном падеже.

94

27.01

Дательный падеж имён существительных. Употребление имен существительных в дательном падеже. Адресат.

95

28.01

Различие именительного и винительного падежа. Диктант с грамматическим заданием.

96

29.01

Творительный падеж имён существительных.

97

01.02

Значение имён существительных в творительном падеже. Диктант с грамматическим заданием.

98

02.02

Предложный падеж имён существительных.

99

03.02

Нахождение имён существительных в предложном падеже. Диктант с грамматическим заданием.

100

04.02

Обобщение о склонении имён существительных.

Как  разобрать  имя существительное ( 2ч) 

Цели формирования УУД:    Систематизировать знания учащихся о роде, числе и падеже имени существительного;  учить детей делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи;  развивать речь учеников при пересказе текстов.

101

05.02

Систематизация знаний о имени существительном

Этимология названия падежей. Алгоритм определения падежа имени существительного. Ударные и безударные падежные окончания. Актуализация знаний о понятиях «имя существительное», «окончание». Изучение названий падежей и падежных вопросов. Освоение разбора имени существительного как части речи.

Разбирать имя

существительное как часть

речи; называть начальную форму, определять , собственное  оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число,

падеж.

102

08.02

Морфологический разбор имени существительного.

Контрольная работа. Работа над ошибками( 2ч)

Цели формирования УУД:   

103

09.02

Контрольная работа

104

09.02

 Работа над ошибками

Местоимение  (3ч) 

Цели формирования УУД:   

105

10.02

Личные местоимения

Изучение местоимения как части речи. Редактирование текста с использованием личных местоимений.

Сравнивать по

значению и по функции

имен существительные и

местоимения.

Редактировать тексты,

используя личные

местоимения.

106

11.02

Роль местоимений в речи

107

12.02

Редактирование текста с использованием личных местоимений.

Глагол как часть речи ( 3 ч)

 Цели формирования УУД:   Сформировать представление о морфологических признаках глагола и его правописании с частицей не. Ввести: правило определения времени глагола,

правило определения рода и числа глагола прошедшего времени;  алгоритм разбора глагола как части речи;  правило написания частицы не с глаголом. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

 

108

15.02

Глагол как часть речи

Актуализация знаний о глаголе: значение части речи, изменение по числам. Изучение неопределённой формы глагола и освоение правописания суффиксов глагола неопределённой формы Освоение морфологического разбора глагола.

Раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре; определять морфологические признаки глагола неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени и обосновывать своё мнение; определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение;  определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания..

Распознать

глаголы в тексте на основе

их значения и

грамматических признаков

109

16.02

Общие грамматические признаки.

110

17.02

Сочинение по рисункам и опорным словам.

Изменение глаголов по временам ( 7ч)   

111

18.02

Изменение глаголов по временам.

Изучение временных форм глагола, освоение правил определения времени глагола, рода и числа глагола прошедшего времени.

Образовывать глагольные

формы прошедшего,

настоящего и будущего

времени.

112

19.02

Упражнения в определении времени глагола и изменение глагола по временам.

113

22.02

Образование формы глаголов настоящего времени по образцу.

114

24.02

Образование форм глаголов в будущем времени.

115

25.02

Распознавание глаголов в прошедшем времени.

116

26.02

Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

117

29.02

Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант.

Неопределенная форма  глагола (3ч) 

118

01.03

Неопределённая форма глагола.

Изучение неопределённой формы глагола и освоение правописания суффиксов глагола неопределённой формы.

Писать мягкий

знак после ч глаголах

неопределенной формы

119

02.03

Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме.

120

03.03

Упражнения в написании мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы

Изменение глаголов по числам ( 3ч)

121

04.03

Изменение глаголов по числам.

Актуализация знаний о глаголе: значение части речи, изменение по числам.

Наблюдать за изменением

глаголов по числам

122

07.03

Роль окончаний при изменении глаголов по числам.

123

09.03

Обучающее изложение по теме: «Глагол»

                                                                                                             Изменение по родам глаголов прошедшего времени ( 3ч)                                                                                                                                                                                                                                                                        

124

10.03

Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

Изучение временных форм глагола, освоение правил определения времени глагола, рода и числа глагола прошедшего времени.

Наблюдать за изменением

глаголов по лицам (без

введения термина)

125

11.03

Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант.

126

14.03

Распространённые и нераспространённые предложения. Употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

НЕ с глаголами  ( 3ч)

 

127

15.03

Не с глаголами.

 Освоение правила написания частицы не с глаголом.

Писать раздельно не с

глаголами.

128

16.03

Роль частицы не и правила её написания с глаголами.

129

17.03

Упражнения в написании не с глаголами

Разбор глагола как части  речи  ( 2ч)  

Контрольная работа. Работа над ошибками( 2ч)

130

18.03

12.04

Морфологический разбор глагола.

Освоение морфологического разбора глагола.

Определять

грамматические признака

глагола (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи

131

21.03

13.04

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.

132

22.03

14.04

Контрольная работа

133

23.03

25 ур

 Работа над ошибками

 Имя прилагательное как часть речи ( 2ч) 

Цели формирования УУД:  Сформировать представление  о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж.Ввести  правило написания окончания прилагательного; алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного; алгоритм разбора имени прилагательного как части речи.Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

134

24.03

Имя прилагательное как часть речи

Актуализация знаний о прилагательном: значение части речи, изменение по числам. Изучение форм рода и падежа имени прилагательного, освоение правила написания окончания прилагательного. Освоение морфологического разбора имени прилагательного как части речи

 Определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение,определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при составлении текста поздравительного выступления.

Находить имена

прилагательные в тексте на

основе их значение и

грамматических признаков.

Применять алгоритм

написания безударных

окончаний имен

прилагательных.

Определять связь имени

прилагательного с именем

существительным.

Сравнивать тексты с

именами прилагательными

и без них. Использовать

имена прилагательные в

собственной речи.

135

25.03

Общие грамматические признаки.

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам ( 11ч) 

136

Роль имён прилагательных в речи.

Находить имена

прилагательные в тексте на

основе их значение и

грамматических признаков.

Применять алгоритм

написания безударных

окончаний имен

прилагательных.

Определять связь имени

прилагательного с именем

существительным.

Сравнивать тексты с

именами прилагательными

и без них. Использовать

имена прилагательные в

собственной речи.

137

Алгоритм определения рода,    числа и падежа имени прилагательного

138

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.

139

Зависимость имени прилагательного от имени существительного.

140

Изменение имён прилагательных по родам.

141

Правописание окончаний имен прилагательных  женского рода

142

Правописание окончаний имен прилагательных  среднего рода

143

Правописание окончаний имен прилагательных мужского рода

144

Безударные окончания имен прилагательных мужского рода

145

Проверка безударных окончаний имён прилагательных.

146

Изменение имен прилагательных по числам

Разбор имени прилагательного как части речи (2ч) 

 Контрольная работа. Работа над ошибками ( 2ч)

Цели формирования УУД:   

147

Морфологический разбор имени прилагательного. Выборочный диктант.

Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного

148

Основные признаки изученных единиц речи.

149

Контрольная работа

150

Работа над ошибками

                                                                                                                                Части  речи( резерв) ( 8ч)                                                                                                                                                                                                                                                             Цели  формирования УУД :  Актуализировать знания учащихся о классификации слов русского языка. Сформировать представление о частях речи и их морфологических признаках. Ввести алгоритм определения части речи. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

  

   

Что такое  части  речи ( повторение) ( 2ч) 

Цели формирования УУД:   Актуализировать знания о классификации слов: слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие признак предмета; слова, обозначающие действие предмета. Ввести понятие «части речи».

151

Части речи.

152

Общие грамматические признаки у слов каждой части речи.

Имя  существительное ( 3ч)

 Цели формирования УУД:   Актуализировать знания о группе слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что? Ввести понятие «имя существительное».

153

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные различия существительных  собственных и нарицательных. Основные сематические группы собственных  имен существительных. Изменение существительных по числам. Варианты окончания имен существительных во множественном числе ( граммов- грамм)

Оопределять существительные одушевлённые и неодушевлённые и обосновывать своё мнение;  строить предложения, используя существительные — одушевлённые (неодушевлённые), собственные (нарицательные) единственного или множественного числа;  писать слова с изученными орфограммами;   писать орфограммы в новых словарных словах;  отличать имена существительные от других частей речи; писать предложения с именами существительными одушевлёнными (неодушевлёнными), собственными (нарицательными), которые употребляются в единственном или множественном

числе; работать с деформированным текстом;

  выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы; - формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя понятия: имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), собственное (нарицательное), единственного или множественного числа.

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных  из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных.

154

Собственные и нарицательные имена существительные.

Имена существительные с вариативными формами  окончаний (Р.п. мн.ч.) Правописание собственных имён существительных.

  Глагол ( повторение) ( 3ч) 

Цели формирования УУД:   Актуализировать знания о группе слов, обозначающих действие предмета и отвечающих на вопросы что делать? что сделать? Ввести понятие «глагол».

155

Глагол как часть речи. Тематические группы глаголов.

Глагол как часть речи. Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам( без введения термина). Роль глаголов в речи.

Отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение;  строить предложение с глаголами единственного (множественного) числа и обосновывать своё мнение;  изменять число глагола;  писать орфограммы в новых словарных словах;   писать слова с известными орфограммами;   выполнять самопроверку и корректировку учебного задания формулировать высказывание, мнение.

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

156

Изменение глаголов по числам.

157

Наблюдение над изменением глаголов по временам.

Имя  прилагательное ( повторение)( 3 ч) 

Цели формирования УУД:  Актуализировать знания о группе слов, которые обозначают признаки предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Ввести понятие «имя прилагательное».   

158

Грамматические признаки имен прилагательных

Имя прилагательное как часть речи. Изменение прилагательных по числам. Роль имен прилагательных в речи. Обобщение знаний об основных частях речи.

Определять имя прилагательное и обосновывать своё мнение;   строить предложение с именем прилагательным;  изменять имена прилагательные по числам;

 подбирать вопрос к прилагательному;

 писать орфограммы в новых словарных словах;  писать слова с известными орфограммами;   проверять результат выполненного задания;  формулировать монологическое высказывание.

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.

159

 Нахождение имен прилагательных в тексте

160

Изменение имён прилагательных по числам.

Предлог ( повторение)( 5ч) 

Цели формирования УУД:   Сформировать представление о предлоге и приставке. Ввести понятия «предлог», «приставка»  и способов  разграничения. Актуализировать знания  о роли предлога  в речи. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

161

Предлог. Использование предлогов для связи слов в предложении и словосочетании.

Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов.

Определять предлоги и приставки и обосновывать своё мнение;  различать предлоги и приставки и обосновывать своё мнение;  исправлять ошибки в деформированном тексте, используя правило написания предлогов и приставок;

 писать слова с приставками и предлогами; писать орфограммы в новых словарных словах ;писать слова с известными орфограммами;  формулировать высказывание, мнение.  

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.

162

Правописание предлогов.

163

Способ разграничения предлога и приставки.

164

Литературные нормы употребления предлогов в речи.

165

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Контрольная работа. Работа над ошибками ( 2ч)

166

Контрольная работа

167

Работа над ошибками

                                                                                                                                    Предложение. Текст  ( повторение) ( 3ч)                                                                                                                                                                                                                                                    Цели  формирования УУД :      Актуализировать знания учащихся о предложении и тексте. Сформировать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом. Ввести алгоритм определения главных членов предложения. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

 

168

Смысловая и интонационная значимость предложения

Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Главные  члены предложения – подлежащее и  сказуемое. Текст, определение  текста, её особенности. Письмо как один из видов текста, требования к его написанию. Приглашение  как вид  текста. его  особенности.

Различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;

 различать типы текстов и обосновывать своё суждение; различать главные члены предложения и обосновывать своё суждение;

различать части записки и обосновывать свое суждение; использовать приобретённые знания и умения при оформлении записки. Актуализировать знания: о предложении; об алгоритме оформления предложения на письме в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски. Ввести понятия «подлежащее», «сказуемое», «основа предложения». Определять главные члены предложения и обосновывать своё суждение;  определять основу предложения и графически её выделять;  определять связь слов в предложении;  формулировать вопрос к главному члену предложения;  соотносить учебные действия с известным алгоритмом; писать орфограммы в словарных словах;   писать слова с изученными орфограммами; формулировать высказывание, используя термины.  

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить  предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

169

Связь слов в предложении

170

Типы предложения по интонации


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа «Перспектива»

«Перспектива» - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям ФГОС.

УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа Перспектива обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение». Научным руководителем системы учебников «Перспектива» c 2010 года стала доктор педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон. 

Главной целью является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.

Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой системы учебников «Перспектива» является методический инструментарий завершенных предметных линии учебников и специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов.

Еще одно преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

Для УМК «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение - «Технологические карты», помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе. «Технологические карты» - это новый методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В «Технологических картах» определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства «Просвещение» в разделе ««Перспектива» учителям». Кроме того, для учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и родителей (на вопросы родителей и учителей отвечают психологи, учителя, авторы).

Для того чтобы обеспечить эффективность использования системы учебников «Перспектива» в практической деятельности учителей, построена многоуровневая система повышения квалификации педагогов разных категорий (учителей начальной и средней школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, завучей, директоров, методистов, преподавателей педколледжей и педвузов, психологов и др.), создающая условия для поэтапного освоения ими педагогических инструментов деятельностного обучения как на федеральном уровне (в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО), так и в регионах на основе принципа сетевого взаимодействия.

За основу своего образовательного проекта Людмила Петерсон взяла разработанную ею систему деятельностного подхода, за что в своё время получила премию Президента РФ. Сказано мудрёно.

На самом деле всё просто: это очередная попытка объединить в школьном обучении знакомый уже нам развивающийся подход и сложившуюся классику через универсальные умения ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.

Задача такого образования в школе – не дать готовую информацию, а научить ребёнка открывать новые знания самостоятельно. «Слышу – забываю, вижу – запоминаю, делаю – усваиваю», — это, помнится, мы уже с вами проходили.

В результате такой деятельностной методики у учебного комплекта «Перспектива» появилось несколько направлений, вокруг которых вертится весь образовательный «перспективный» процесс:

  • «Хочу учиться!» — основано на первоначальном интересе ребёнка ко всему новому и помогает сохранить и подогреть эту познавательную функцию заданиями планировать свои действия и доводить их до конечного результата, оценивать и исправлять недочёты, без чужой помощи находить ответы на поставленные вопросы.
  • «В здоровом теле здоровый дух!» — должно обеспечить сохранение здоровья учеников, научить их личной гигиене и правилам безопасности, включает в себя формирование моральных ценностей: способности переживать, заботиться не только о себе, но и об окружающих, беречь то, что создано природой и человеком.
  • «Я в мире, мир во мне!» — помогает строить собственное «я», включая возможность саморазвиваться, познавать себя через восприятие нравственных ценностей и культурных приоритетов, умение оценивать и критиковать свои действия и поступки.
  • «Я общаюсь – значит, я учусь!» — прививает коммуникативные навыки, так необходимые для образовательного процесса: умение вести свободный диалог, слышать и слушать, определять нужные источники информации, работать с печатными изданиями, в первую очередь, с книгой.

Все вышеперечисленные направления развития школьника воплотили идеи авторов в тематических учебных материалах: «Моя планета – Земля», «Моя страна – моё Отечество», «Моя семья – мой мир», «Природа и культура – среда нашей жизни».


Предварительный просмотр: