ПК 4.4
статья на тему

Абдрахманова Рушания Рифатовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_statya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

С СЕМЬЕЙ

(по материалам курсового исследования)

Абдрахманова Рушания Рифатовна

Научный руководитель – Городцова Е С., преподаватель кафедры психолого- педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что с самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.

На основании проблемы исследования нами была сформирована тема исследования: «Семья как фактор развития личности».

 На основе указанной темы была определена цель  нашего исследования: изучение семьи как одного из главных факторов, влияющих на развитие личности младшего школьника.

 В соответствии с целью нами были сформулированы задачи исследования:

  1. Отобрать и проанализировать литературу по проблеме исследования;
  2. Раскрыть психолого - педагогические основы развития личности;
  3. Изучить влияние семьи на развитие личности ребенка;
  4. Обобщить результаты;
  5. Сделать выводы.  

 В ходе нашей работы использовали такие методы были исследования: поиск тематической литературы, анализ, обобщение, сравнение, классификация, описание, систематизация.

Выводы

Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями

Личность обладает самосознанием. Зрелый человек  не только познает окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, он знает и себя, умеет оценить свои поступки, намерения, поведение с позиций общественно признанных норм морали.

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.

В каждом периоде развития ребенка какой-то один из многих видов деятельности является ведущим, определяющей характер развития в этом периоде. Так, для дошкольника это ролевая игра, для младшего школьного возраста - учебная деятельность, в подростковом возрасте ведущей становится деятельность общения, у старших подростков учебно- профессиональная деятельность.

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которых происходит преимущественно освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действия с предметами и на этой основе - формирование интеллектуально-познавательных и операционно- технических возможностей.

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общность быта, взаимной моральной и материальной ответственностью

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа.

В психологии педагогике принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Авторитарный стиль семейного воспитания. При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки

Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины [9].

Гиперопекающий стиль семейного воспитания. При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии

Отчужденный стиль семейного воспитания. При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания

Демократический стиль семейного воспитания. При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности.

Заключение

В заключение данной работы можно сделать следующие  ключевые выводы по исследуемой тем  «Семья как фактор формирование личности».

Рождение, смерть… между ними — целая жизнь. Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья. Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь — от генов до питания. Малейшая ошибка — и человек может потерять свою индивидуальность, стать “таким, как все”.

Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная самооценка, потребности и уровень притязаний, и это также является одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей, школой и т.д. Кто-то довольствуется малым, а кому-то нужно все и сразу.

Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

  Велико значение школы в формирование и развитие личности ребенка. С поступлением его  в школу происходят и изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей ІІІ-ІV классов отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка; у большинства детей к ІІІ-ІV классам обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Успех младшего школьника в учебной деятельности возможен только при условии взаимопонимание и сотрудничестве школы и семьи в воспитании.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу, для того чтобы обеспечить комфортное пребывание ребенка в школе. При этом существуют положение    о классном руководите


Список литературы

  1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни. Дис.канд. пихол. Наук – М., 1995.-250с.
  2. Буянов М. И. ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра.- М.: Просвещение,1998-207с.
  3. Голод С.И. Современная семья. Социологический журнал. 1996. №3-4.-108с.
  4. Коджаспировка Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательство центр «Академия», 2000.-176с.
  5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.1977-224с.
  6. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Издательство «Мысль», 1987 – 211. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
  7. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс.канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
  8. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.
  9. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007