ПК 4.4
методическая разработка на тему
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_kursovomu_issledovaniyu.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКТА МЕТОДИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
( по материалам курсового исследования)
Хаирова Александра Эдуардовна
Научный руководитель – Мотовилова Н.В, преподаватель кафедры музыкального-эстетических дисциплин высшей квалификационной категории
Актуальность проблемы исследования заключается в успешной деятельности человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей. Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей. М.Горький говорил, что каждый человек носит в себе задатки художника и что при условии более внимательного отношения к своим ощущениям и мыслям эти задатки могут быть развиты. Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве способствует формированию изобразительных способностей. В преподавании изобразительного искусства в начальной школе порой возникает ряд проблем, связанных с тем, что дети, не имея достаточных навыков работы цветом, закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу). Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать, развитие изобразительных способностей останавливается. Важным условием развития изобразительных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства является использование педагогов технических средств обучения, особенно видео – и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована ещё в XVII в. Я.А.Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов – И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др. «Современный учитель не имеет право быть специалистом – ремесленником, усвоившим некоторое количество технических приёмов рисования и лишь поверхностно знакомым с изобразительной деятельностью. Он должен быть настоящим художником, умеющим вполне профессионально и действительно творчески подойти к процессу создания рисунков и наглядных пособий », - подтверждает опытный методист А. Е. Терентьев. Школа мало обеспечена необходимыми наглядными пособиями по цветоведение на уроках изобразительного искусства, а учителя все чаще прибегают к мультимедийным средствам. Это отрицательно сказывается на качестве преподавания, на усвоении программного материала, на развитии изобразительных способностей и эстетического вкусу у детей. [17] Нами была сформулирована тема исследования: « Создание комплекта методических таблиц по цветоведению способствующих развитию изобразительных способностей детей ». Нами была определена цель курсового исследования, разработать методический комплект по цветоведению для развития изобразительных способностей у младших школьников. В процессе нашего курсового исследования были определены следующие задачи:
В ходе работы нами использованы следующие
2.Методы эмпирического исследования:
Подводя итоги из каждого пункта мы узнали:
А) свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности; Б) свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника; В) эмоциональные отношения ( особенно развитые эстетические чувства )к воспринимаемому изображаемому явлению; Г) волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.
В данном исследовали мы рассмотрели некоторые вопросы цветоведения, понятия и роль наглядных пособий на уроке изобразительного искусства. Рассмотрели возможности развития изобразительных способностей младших школьников и роль наглядных пособий в их развитии. Мы исследовали возможности цветоведения в развитии изобразительных способностей младших школьников. Мы предполагаем что, если на уроках изобразительного искусства будут использованы наглядные пособия по цветоведению, то изобразительные способности детей будут успешно развиты. В ходе исследования мы опирались на работы педагогов методистов А.Е. Терентьева, К.Д. Ушинского, Н.М. Сокольниковой и др. Данное исследование расширило мои знания по цветоведению, расширило понятия об изобразительных способностях и возможности их развития. В дальнейшем мы планируем продолжить создание наглядных пособий по цветоведению для уроков изобразительного искусства в начальной школе:
|
Список литературы: 1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986. 2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 3. Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – сПб.: Питер, 2006. |