Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО.
учебно-методическое пособие (2 класс) на тему

Лехман Вера Васильевна

Что такое логика? Зачем нужна логика? Наверное, все могут ответить на эти вопросы, но в каком возрасте ее развивать и как - мало кто может дать ответ.  Стоит начать с того что логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya.pptx2.09 МБ
Файл statya1.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие логического мышления на уроках математики».

Слайд 2

Цель: (образовательная) создать условия для развития мыслительных операций, путём использования нестандартных заданий. : (личная) не потерять ребёнка с его живыми глазами и желанием учиться; не спешить учить, а спешить научить детей учиться.

Слайд 3

Задачи: Способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. Познакомить учащихся с приёмами решения нестандартных заданий. Способствовать развитию интеллектуальных способностей. Повысить интерес учащихся к изучению математики

Слайд 4

Для достижения цели надо: не бояться заглядывать вперёд; использовать занимательный материал; видеть успех ученика и отмечать его; радоваться вместе с детьми успеху слабого ученика; учить видеть связь задач с жизненными ситуациями.

Слайд 5

Для достижения цели надо: не бояться заглядывать вперёд; использовать занимательный материал; видеть успех ученика и отмечать его; радоваться вместе с детьми успеху слабого ученика; учить видеть связь задач с жизненными ситуациями.

Слайд 6

Система развивающих заданий по формированию логического мышления у младших школьников на уроках математики . задания должны носить развивающий характер; задания должны располагаться в определённой последовательности и должны быть связаны между собой; должно прослеживаться постепенное усложнение заданий и повышение уровня самостоятельности учащихся в процессе их выполнения;

Слайд 7

задания должны быть во взаимосвязи с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками; вопросы в заданиях должны быть нацелены на развития мыслительных операций учащихся, включать их в творческую деятельность, содействовать их развитию.

Слайд 8

План работы Стартовая диагностика Применение заданий на развитие логики на уроках математики Итоговая диагностика

Слайд 9

Стартовая диагностика Диагностика включает в себя 6 критериев: Анаграмма теоретический анализ с помощью анаграммы Сравнение способность выделять существенное Классификация умение обобщать Обобщение Аналогия анализ отношений понятий

Слайд 10

Стартовая диагностика

Слайд 11

Стартовая диагностика

Слайд 12

Задания на уроках математики Логические цепочки: … 5 7 9… (Ответ: 1,3,5, 7, 9, 11, 13). Игра «Лишнее число». Даны числа: 1, 10, 6. Какое число лишнее? Лишним может быть число 1, так как это нечетное число, а 10 и 6 четное. Даже лишним может быть число 10, так как оно двузначное, а 1 и 6 однозначные. Да и число 6 может быть лишним, так как для написания двух других использована единица. Исключи лишнее Дуб, дерево, ольха, ясень; Ответ: дерево лишнее слово – остальные обозначают название деревьев. Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий; Ответ: горячий. Минута, секунда, час, вечер Ответ: вечер – лишнее слово

Слайд 14

Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок.

Слайд 15

Задача – шутка Выглянув в окно на повороте, Ира заметила, что перед нею 4 вагона, а за нею 10. Сколько всего вагонов в этом поезде?

Слайд 16

Превращалка. Пирог четырёхугольной формы надо превратить двумя разрезами на 4 части так, чтобы 2 куска были треугольной формы и 2 – четырёхугольной формы.

Слайд 17

Головоломка К разложенным на столе четырём палочкам приложите ещё шесть палочек так, чтобы получилось три.

Слайд 18

Шифровалка Используя названия фигур, прочтите слово – название животного.

Слайд 19

Решение задачи путём моделирования На столе у учителя лежало 10 тетрадей, из них 5 тетрадей в клетку, а 6 тетрадей в зелёной обложке. Сколько тетрадей в клетку могло быть с зелёной обложкой?»

Слайд 20

Заключение. Использование нестандартных заданий способствует развитию мыслительных операций, таких как: обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование. Используя на уроках такие виды заданий, я заметила, что учащиеся с интересом выполняют предложенные задания, лучше усваивают учебный материал, таким образом, процесс обучения математике не сводится только к вычислительным действиям, а становится основой развития личности ребёнка.

Слайд 21

Заключение. Используемые задания позволяют активизировать творческие способности учащихся при решении математических задач. Рекомендуемые задания позволяют научить детей решать логические задачи, строить дедуктивные умозаключения, разрешать проблемные ситуации и добиваться оригинальности решений.

Слайд 22

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО.

Что такое логика? Зачем нужна логика? Наверное, все могут ответить на эти вопросы, но в каком возрасте ее развивать и как - мало кто может дать ответ.  Стоит начать с того что логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем?

Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющие логически мыслить. Поэтому школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, интеллектуально развитого. А интеллект определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.

Когда же лучше начать развивать логику?

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов.

Всё вышеизложенное определило тему моего самообразования:

«Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики».

Я поставила перед собой цель: создать условия для развития мыслительных операций, путём использования нестандартных заданий.  Для достижения этой цели мне необходимо было изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме поиска форм и методов развития логического мышления младших школьников на уроках математики, определить сущность понятий логическое мышление, формы и методы развития логического мышления, выявить формы и методы развития логического мышления и разработать методику развития логического мышления младших школьников на уроках математики. Тем самым способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение, познакомить учащихся с приёмами решения нестандартных заданий, способствовать развитию интеллектуальных способностей, а также повысить интерес учащихся к изучению математики

Практической значимостью работы является то, что материалы могут быть использованы в практике учителей начальных классов, заинтересованных в интеллектуальном развитии своих учеников, и, в первую очередь, молодых специалистов.

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Я работаю по программе «Школа России» второй год.

Начиная с 1 класса, я ввожу специальные задания и задачи, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.    

Но по моей методической теме «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах» работаю первый год. Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. Предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения.

Например, учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.

Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства.

 Для разнообразия использую и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.

 В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагаю сравнивать два числа: 26 и 56. и сколько разнообразных ответов услышишь. Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материла, но и умственному развитию.

 Для формирования логической грамотности у младших школьников во 2 классе, обучение проводила по следующей тематике:

«Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»

«Прием сравнения, выделение свойств предметов».

«Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».

«Высказывания» (истинные, ложные).

«Прием классификации».

«Прием анализа и синтеза».

«Прием обобщения».

В III и IV классах планирую различные задания для самостоятельного выявления закономерностей, зависимостей и формулировки обобщения.

Овладевая в процессе обучения такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, учащиеся более глубоко осознают изучаемый материал, учатся обосновывать свои суждения. У них формируются умения и навыки самостоятельно решать поставленные задачи, сознательно пользоваться приобретенными знаниями.

 Для осуществления преемственности между обучением в начальных классах и в средней школе провожу определенную работу по формированию умения строить правильные дедуктивные умозаключения. Для проведения дедуктивных рассуждений необходима большая подготовительная работа, направленная на сознательное усвоение общего вывода, свойства и закономерности.

Всегда на каждом уроке математики отвожу 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Изложенная мной система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы. В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность моих учеников активизировалась, качество их знаний заметно повысилось.      

Также на уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

  Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

Работая над развитием логического мышления на уроках математики, заметила, что при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики стали рассуждать, выделять вопрос.

В ходе регулярных занятий у детей формируются не только познавательные способности, но и качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность.

Нужно помнить, что последовательность и систематичность в работе с детьми – залог успешного решения поставленных задач.

Считаю, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

  Поэтому использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики в условиях ФГОС

Развивая логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек испо...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)...

Развитие логического мышления на уроках математики у детей младшего школьного возраста по ФГОС НОО.

Презентация для методичекого объединения учителе начальных классов....

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО

Обобщение опыта работы по теме "Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО"...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО

Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Уже в начальных классах дети должны овладеть элеме...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО...