Организация самообразовательной деятельности учащихся начальных классов
статья на тему

Кузнецова Надежда Ивановна

Системе образования, через которую проходит все подрастающее поколение, сегодня предъявляются качественно иные требования, чем раньше. Необходимо развитие личностно ориентированной парадигмы образования, которая должна обеспечить условия для самореализации, самоактуализации каждой личности, способной к жизнетворчеству и самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самообразовательной деятельности учащихся начальных классов

Кузнецова Н.И.

Актуальность проблемы. Системе образования, через которую проходит все подрастающее поколение, сегодня предъявляются качественно иные требования, чем раньше. Необходимо развитие личностно ориентированной парадигмы образования, которая должна обеспечить условия для самореализации, самоактуализации каждой личности, способной к жизнетворчеству.

При такой системе обучения к содержанию образования, что задается государственной программой, каждый учитель вносит свои коррективы, учитывая региональные особенности, собственный опыт и опыт детей. Учитель переосмысливает научную информацию учебника таким образом, чтобы познакомить детей с теорией, учитывая познавательные возможности каждого ученика, связать ее с жизнью, с тем, что детям есть доступным для понимания, научить творчески использовать приобретенные знания в собственной практической деятельности. При этом необходимо, чтобы учитель мог развивать активную познавательную деятельность школьников, создавать  ситуации, стимулирующие собственный поиск, самостоятельный процесс овладения новыми знаниями [4].

Вопросы подготовки учащихся к самообразованию, развитию их интеллектуальных качеств является предметом исследований педагогов, психологов, выдающихся общественных деятелей.

Теоретические основы подготовки к самообразованию были заложены А. Дистервегом, Я. Коменским, Дж. Локком, Г. Сковородой, К. Ушинским и др. Общие проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся рассматривались в трудах современных ученых, а именно: А. Баранникова, В. Свеклы, Н. Бухловой, А. Громцевой, В. Паламарчук, М. Скаткина, и др..

Именно в школе закладываются основы для самообразовательной деятельности, как одной из самых доступных форм расширения и углубления знаний.

Изложение основного материала. Идея самообразования и формирования готовности к ней подрастающих поколений имеет глубокие исторические корни. В результате углубления грани между умственным и физическим трудом человека в доиндустриальной цивилизации самообразование выделилось из всей системы жизнедеятельности в самостоятельный ее вид. С появлением письменности рождается технология самообразовательного чтения письменного текста, но главным толчком для ее развития становится книгопечатание.

С XIX в. самообразование личности приобретает более осмысленные и рационально организованные формы,  которые превращают деятельность в инновационный творческий процесс и становится не только социокультурным явлением, а и педагогическим, а самообразование школьника рассматривается как вид деятельности ученика и является специальным объектом исследования педагогов-ученых.

Началом создания и разработки теории самообразования школьника стала вторая половина ХХ века. Весомый вклад в развитие этой теории сделали В.Сухомлинский, А.Громцева, Б.Есипов, Б.Райский, М.Скаткин, П.Пидкасистый, В.Сластёнин.
В.Сухомлинский считал, что одной из главных задач образования является сформировать самообразовательные навыки: читать учебник  и дополнительную литературу, делать записи по учебнику, реферировать, контролировать себя. Мотивом самообразования школьника есть желание получать знания в соответствии с интересами и увлечениями [5, с.95].

Анализируя содержание понятия «самообразование школьников», отдельные исследователи выдвигают на первый план одну из характерных его признаков: проявление потребности в знаниях (В.Ильин, М.Кузьмина, Ж.Нусинова), достижение высокого уровня познавательной активности (Н.Ковалевская), процесс самоуправление усвоением знаний (В.Бондаренко), отзыв на социальные требования общества (А.Громцева, Л.Ковтун, Г.Рычкова, О.Телюк), тесная связь с процессом обучения (Н.Терещенко) [3].
Самообразование школьников мы рассматриваем как управляемую самим учеником систематическую деятельность, направленную на совершенствование своего образования. Самообразование наблюдается тогда, когда ученик не ограничивается содержанием урока или задачами учителя, а продолжает работать самостоятельно.
Самообразованию школьников характерен более высокий, чем самообразованию взрослых, уровень педагогической организации и частично педагогического руководства. Педагогическая помощь и руководство выступают в условиях обучения как обязательная предпосылка высокого уровня готовности учащихся к самообразованию. По определению В.Буряк, самообразование школьников является педагогически организованным, обусловленным внутренними мотивами процессом самостоятельного приобретения знаний, дополнительных к тем, которые ученик получает в процессе обучения [1].

Учитель, который является компетентным в подготовке учащихся к самообразованию, умеет определять собственные возможности в отношении осуществления данного процесса, вести их учет, определять свои потребности в совершенствовании знаний, способов деятельности, личных качеств и возможностей, учитывает ситуации осуществления процесса самосовершенствования в этой деятельности средствами самообразования, определяет возможные ресурсы, которые могут помочь ему в этом процессе.

Приведем основные направления работы в подготовке учащихся к самообразованию:

1. Поиск и внедрение в практику приемлемых форм самообразования учащихся.

2. Вооружение учащихся набором учебных приемов, необходимых для самообразовательной работы.

3. Стимулирование и поощрение самообразования школьников.
 

Практика показывает, что в процессе самообразования учащиеся имеют затруднения, которые заметно снижают интенсивность самообразовательной работы, ведут к угасанию интереса к ней. Эти затруднения связаны с отсутствием у школьников умений и навыков самостоятельного умственного труда, неумением систематизировать полученную информацию и соотносить ее со своими пробелами в знаниях основ наук. Поэтому достаточно высокая результативность самообразования практически невозможна без умения учить себя.

Учителя также имеют определенные затруднения в управлении самообразовательной деятельностью школьников: недостаточность теоретических знаний относительно процесса самообразования, слабую диагностическую компетентность в определении индивидуальных возможностей школьников, неумение создавать условия для стимулирования самообразовательного процесса, нехватка времени на проведение мониторинга сформированности учебных умений, обеспечивающих результативность и качество самообразовательного процесса [2].

 Отсутствие целенаправленной системной работы в школе по формированию у учащихся умений и навыков самообразовательной работы не способствует развитию желания школьников самостоятельно добывать знания. Учителям часто непонятные цели самообразования, структура этой деятельности, соотношение между самообразованием и учебным процессом, самообразованием и самостоятельной учебной работой.
  
Выводы.  Управляя самообразованием школьников, необходимо учитывать закономерности данного процесса, а также возрастные и индивидуальные особенности у детей. У младших школьников, как правило, это - любознательность и восприятия знаний. Результатами самообразовательной работы могут быть сообщения, доклады, рефераты, участие в конкурсах, выставках, интеллектуальных играх.
   Работая над созданием системы самообразования, видное место отводится связи обучения с жизненным познавательным опытом; индивидуальному подходу в воспитании способностей и волевых навыков; работе с книгой; формированию научного стиля мышления. Известно, что лучшая система образования та, которая сохраняет индивидуальность. В самообразовании индивидуальность не только сохраняется, но и раскрывается.
 

Список использованных источников

1. Буряк В. К. Формирование у школьников потребности в самообразовании / В.К. Буряк// Родная школа.-2000.-№ 9.- С. 55-57.
2. Бумагина О. Самообразование учителя / О.Бумагина // Завуч. -2002. - №36.- С.13-17.
3. Коростиль Л.А. Самообразование личности как социальное и педагогическое явление / Л.А.Коростиль // Педагогические науки. Образовательные инновации. Сборник научных трудов - Ч.1. - Суммы: Сумгпу - 2008. - С.138-146.
4. Национальная доктрина развития образования // Образование Украины. - 2002.- №33.
5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения: В 3-х т. / В.О.Сухомлинский. - М., 1979.- Т.1. -640 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Материал для выступления на семинаре по теме "Организация проектной деятельности учащихся начальных классов....

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направле...

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....

из опыта работы "Развитие внимания как формирование организации познавательной деятельности учащихся начальных классов"

Описаны приемы и методы , применяемые в работе, по формированию внимания младших школьников...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей...