Проектная деятельность
статья на тему
Пректная деятельность как способ развития учащихся специальных (коррекционных классов) Выступление на мо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как способ развития учащихся в специальных (коррекционных) классах.
Учитель МБОУ «Сосновская СШ №1» Торгова Н.В.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода не только в плане обучения, но и в подготовке к самостоятельной жизни. В современном обществе основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с ОВЗ с последующей интеграцией их в общество. Важно, чтобы дети могли быть успешными и конкурентоспособными, а для этого им необходимо освоить навыки самостоятельной деятельности.
Наиболее эффективным способом развития социальных компетенций, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания, планирования деятельности является проектная деятельность. Здесь учащимся необходимо решить несколько интересных и полезных задач, связанных с жизнью, проявить умение координировать свои усилия с усилиями других. При исполнении конкретной работы по добыванию необходимых знаний, появляется возможность решить и комплекс социально-значимых проблем. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности, т.к. необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук, применять теоретические и практические навыки. Тем не менее, у школьников формируется личная ответственность за свои действия, знания и умения их практического применения. Проектная деятельность даёт возможность учащимся, насколько это возможно, больше работать самостоятельно и на уроке и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества.
Что такое проектная деятельность? Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.
Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Что такое проектирование? Это – мысленное моделирование образа желаемой действительности;
– описание желаемого результата (цели) и той деятельности, которая должна к нему привести;
– целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата.
Основная задача педагога - не научить какому-то заданию, а инициировать деятельность детей, создать комфортную, творческую, свободную атмосферу для обмена мнениями, неформально снижать агрессию и конфликтность участников проекта, помогать в организации обсуждений, фиксировать процесс на бумажных и электронных носителях.
Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач. В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности. Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни.
Задачи проектной деятельности:
В отношении обучающихся:
- обучение планированию и контролю;
- овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, оценка, анализ достоверности данных и др.);
- обучение методам творческого решения проектных задач;
- формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
- формирование конструктивного отношения к работе;
- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.
В отношении педагога:
- применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы;
- контроль за соблюдением этапов деятельности;
- обучение приёмам и методам творческого поиска и работы с информацией;
- разработка банка заданий, проблем;
- владение методами организации деятельного сотрудничества;
- повышение индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом.
Учитель координирует работу учащихся при решении указанной воспитательной или учебной проблемы.
Принципы организации проектной деятельности:
- доступности;
- естественности (тема должна быть интересной, настоящей, реально выполнимой; ребёнок должен сам «потрогать» проблему);
- наглядности;
- осмысленности (знания и навыки, полученные в ходе проекта должны стать личными ценностями ребёнка, способствовать переносу полученных знаний в новую ситуацию);
- культуросообразности (каждый участник проекта привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием);
- самодеятельности (самый главный принцип, позволяющий школьнику выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами; приводит к появлению новых планов и замыслов).
Задача проектной деятельности — создать такие условия для учащихся, при которых будет полноценным личностное развитие, а также активное формирование их жизненной позиции. Проектная деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе, это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...