Повышение квалификации. Задание "Анализ УМК на соответствие ФГОС"
учебно-методический материал на тему
Обязательное для выполнения задание по курсу "Реализация ФГОС в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_umk_na_sootvetstvie_fgos.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ УМК «Школа России»
№ | Вопросы | Ответы с примерами |
1 | Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода? | Для реализации в образовательном процессе целей и задач УМК «Школа России» одним из основополагающих принципов данного комплекса является принцип деятельности. Принцип деятельности – это включение ребенка в учебно-познавательную деятельность Одним из приемов, используемых авторами учебников по всем предметным линиям УМК «Школа России», является постановка проблемного вопроса. Ответ на этот вопрос, поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе диалога, выстроенного учителем. Задания всех учебников предлагают ребятам провести наблюдения, опыты, практическую работу, высказать предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать выводы. В учебных и методических пособиях данного УМК предлагаются разные формы групповой работы: в парах, малых группах и др. Например, по литературному чтению предусмотрены следующие задания: найти значение слова в разных источниках: в словарике учебника, в рубрике «Проверим себя», в Толковом словаре или энциклопедии; работа в парах и группах; задания повышенной сложности; выполнение аналитических, творческих заданий в тетради на печатной основе; поиск информации по заданию авторов учебных пособий. |
2 | Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? | Имеет. В УМК «Школа России» ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций. Разнообразие форм организации учебной деятельности обеспечивается структурой всех учебных пособий. В учебники и тетради на печатной основе включены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности. Так на уроке открытия нового знания на этапе актуализации знаний («Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, тема урока «Что такое почва», с. 64-68, рабочая тетрадь, часть 1, с. 36-38) обучающимся предлагаются следующие задания и вопросы: рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве? На этапе изучения нового учащиеся из текста учебника узнают, что такое почва и что главное свойство почвы – плодородие. В рабочей тетради на печатной основе с помощью учебника нужно записать определение почвы. И опять вопрос для обсуждения: почему же почва плодородна? Выскажи гипотезу и обоснуй ее. Для проверки гипотезы проводится исследование почвы (практическая работа). При выполнении работы ученики сами определяют цель каждого опыта, описывают его ход и формулируют вывод. Параллельно ведется работа в тетради: заполняется таблица в задании 3 (что делаем, вывод). Далее продолжается работа с содержанием учебника: На этапе закрепления знаний выполняются задания в «Рабочей тетради»: задание 4 на установление соответствия опыта (рисунок) и составляющих почвы (название), задание 5: работа с Приложением (вырезать таблички и расположить их на схеме в соответствующем окошке). Ученикам предлагается провести мини-экзамен соседу по парте и проверить себя. После того, как ученик будет уверен в своих знаниях, можно наклеить таблички. Для проверки и контроля знаний после параграфа даны вопросы в рубрике «Проверь себя», вывод. В тетради «Тесты» дети выполняют задания и проводится взаимопроверка знаний. Далее в учебнике представлены следующие рубрики: «Задания для домашней работы», «Странички для любознательных», «На следующем уроке». |
3 | Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности? | |
4 | Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается? | В УМК «Школа России» система в разнообразии форм организации учебной деятельности присутствует. В учебных и методических пособиях УМК включен дидактический материал (вопросы для обсуждения, задания для изучения, закрепления нового,) для различных форм работы (фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах, группах постоянного состава, работа в парах, группах сменного состава). |
5 | Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы? | УМК обеспечивает сочетание результатов освоения программы. Предметное содержание и методическое обеспечение УМК направлено на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоения ООП посредством формирования у учащихся УУД. Эффективность результатов достигается за счет особой подачи учебного материала в УМК, когда содержание каждого учебника с учетом особенностей предмета органично дополняет работу на результат. |
6 | Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается? | УМК «Школа России» отражает интересы и потребности современного ребенка. Данный УМК основан на современных научных представлениях о возрастных особенностях обучающихся младшего школьного возраста. Это выражается в содержании и разнообразной подаче учебного материала, его увлекательности, роли иллюстративного материала в решении учебно‐познавательных и практических задач, электронного приложения к каждому учебному пособию, наличии специальной системы навигации учебников и учебных пособий, позволяющей ученику ориентироваться внутри УМК «Школа России» и выходить за его рамки в поисках других источников информации. |
7 | Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается? | Предлагает. Во всех учебниках УМК есть рубрики «Проверь себя» с заданиями для контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. В конце каждого раздела даны задания, тесты, тексты контрольных работ для повторения и обобщения знаний: «Проверим себя и оценим свои достижения». |
8 | Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД | В УМК «Школа России» ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном. 1. Личностные Окружающий мир. 1 класс: знакомство с символами России, 2 класс: разучивание гимна России, 3 класс: проект «Кто нас защищает», 4 класс: «Великая Война и Великая Победа» (формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за народ и историю России). 2. Регулятивные В учебниках всех предметных линий (1-4) в начале каждой темы представлена страница (шмуцтитул), на которой прописаны основное содержание и задачи изучения темы, смысл шмуцтитула – дать детям общее представление о содержании темы, целях и задачах ее изучения. Содержание каждого раздела помогает учащимся понимать, принимать и удерживать основные цели учебной деятельности, формулировать задачи, отражающие то, чему конкретно они будут учиться. В материале каждого урока продумана система заданий для развития способности принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации. 3. Познавательные В курсе «Русский язык» Л. Зелениной, Т. Хохловой практически каждое упражнение сопровождается системой вопросов, ориентированных на активное включение младших школьников в действия сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей 4. Коммуникативные Для реализации данных действий в учебниках УМК «Школа России» предполагается большое количество заданий, предусматривающих систематическое проведение работы в паре, группе. Ученики совместно определяют общую цель, помогают друг другу, контролируют друг друга, оценивают правильность выполнения задания и др. |
9 | Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность? | В данном УМК формируется детская самостоятельность. В учебных пособиях много заданий, для выполнения которых обучающиеся отвечают на вопросы, наблюдают, сравнивают, обобщают, проводят классификацию и делают выводы. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, межпредметную связь. |
10 | Каким образом в УМК формируются действия контроля? | В условиях требований ФГОС в процесс оценивания вместе с учителем включается и сам ученик. Процедура оценивания связана с целеполаганием: соотнесение того, что было запланировано, с тем, что получилось. Действия контроля формируются в конце каждого урока при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя», «Проверим себя», на уроках повторения и обобщения пройденного «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» (в учебниках); в учебных пособиях по математике «Проверочные работы», по окружающему миру в Рабочей тетради и тетради «Тесты». |
11 | Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается? | Данный УМК создает условия для мотивации ученика к учению. В учебники, учебные пособия, дополнительную литературу для учащихся (н-р, А. Плешаков «Зеленые страницы» (окружающий мир), М.И. Моро, С.И. Волкова «Для тех, кто любит математику» (математика)) включены интересные и познавательные тексты, задания, иллюстрации, схемы и т.п., прослеживается связь с жизнью. |
12 | Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»? | При работе в парах, группах, при фронтальной работе создаются условия для коммуникативной деятельности: формируются нормы, правила произношения и употребления слов в речи, ученик отвечает на вопросы, учится сам задавать вопросы, учится вести учебный диалог, пересказывать текст, ученик учится слушать учителя и своих одноклассников, учится сотрудничать друг с другом; личностные: уважительное отношение к мнению одноклассников, большинство заданий, текстов, проектов, практических работ направленны на осмысление норм и правил поведения, Материал учебника предполагает систему работы в парах, группах, в процессе которой создаются условия для «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся» |
13 | Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся? | Данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся. Во всех учебных пособиях предусмотрены как задания базового уровня, так и задания повышенной сложности. Например, в учебнике по литературному чтению после знакомства с текстом сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» даны как традиционные вопросы по содержанию сказки, характеристике и сравнению главных героинь и др. (задания 1-8), так и задание повышенной сложности (9): «Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить ее со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла для тебя сказка в переложении Одоевского?» |
14 | Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО? | За 34 года стажа учителя начальных классов в своей педагогической деятельности я работала по традиционной программе 1-3, как эксперимента в 80-х годах по программе 1-4, в начале 90-х увлеченно окунулась вместе со своими учениками в программу Л. Занкова, а в конце 90-х заинтересовалась программой Л. Петерсон. В настоящее время в работе по ФГОС НОО использую УМК «Школа России» и свой бесценный опыт. Потребности в смене УМК нет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
Изучение темы «Иван Третий» на уроках окружающего мира как средство воспитания патриотизма и гражданственности...
ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЯ «ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧЕНИКОВ» ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СЕРИЮ УРОКОВ
Статья подготовлена на 6 Республиканскую конференцию «Инновационные процессы в образовании», которая проходила на базе научно-методического центра "ZIAT" (г. Астана, Республ...
ИТ в повышении квалификации педагога: Новые возможности для повышения квалификации (дистанционное обучение)
Педагогические работники, как никто другой, должен владеть своей профессией в совершенстве. При этом, учитывая стремительное развитие технологий, новые открытия, появление новых методов обучения, необ...
Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов за 2020 - 2021 учебный год.
Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов ...
1.5.Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе
Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе...
Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе
Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя-логопеда...