Повышение квалификации. Задание "Анализ УМК на соответствие ФГОС"
учебно-методический материал на тему

Махмутова Ольга Николаевна

Обязательное для выполнения задание по курсу "Реализация ФГОС в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_umk_na_sootvetstvie_fgos.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ УМК «Школа России»

Вопросы

Ответы с примерами

1

Каким образом данный УМК  реализует принципы деятельностного подхода?

Для реализации в образовательном процессе целей и задач УМК «Школа России» одним из основополагающих принципов данного комплекса является принцип деятельности. Принцип деятельности – это включение ребенка в учебно-познавательную деятельность

Одним из приемов, используемых авторами учебников по всем предметным линиям УМК «Школа России», является постановка проблемного вопроса. Ответ на этот вопрос, поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе диалога, выстроенного учителем. Задания всех учебников предлагают ребятам провести наблюдения, опыты, практическую работу, высказать предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать выводы. В учебных и методических пособиях данного УМК предлагаются разные формы групповой работы: в парах, малых группах и др.

Например, по литературному чтению предусмотрены следующие задания: найти значение слова в разных источниках: в словарике учебника, в рубрике «Проверим себя», в Толковом словаре или энциклопедии; работа в парах и группах; задания повышенной сложности; выполнение аналитических, творческих заданий в тетради на печатной основе; поиск информации по заданию авторов учебных пособий.

2

Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

Имеет.

В УМК «Школа России» ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций. Разнообразие форм организации учебной деятельности обеспечивается структурой всех учебных пособий. В учебники и тетради на печатной основе включены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности.

Так на уроке открытия нового знания на этапе актуализации знаний («Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, тема урока «Что такое почва», с. 64-68, рабочая тетрадь, часть 1, с. 36-38) обучающимся предлагаются следующие задания и вопросы: рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?

На этапе изучения нового учащиеся из текста учебника узнают, что такое почва и что главное свойство почвы – плодородие. В рабочей тетради на печатной основе с помощью учебника нужно записать определение почвы. И опять вопрос для обсуждения: почему же почва плодородна? Выскажи гипотезу и обоснуй ее.

Для проверки гипотезы проводится исследование почвы (практическая работа). При выполнении работы ученики сами определяют цель каждого опыта, описывают его ход и формулируют вывод. Параллельно ведется работа в тетради: заполняется таблица в задании 3 (что делаем, вывод).

Далее продолжается работа с содержанием учебника:

На этапе закрепления знаний выполняются задания в «Рабочей тетради»: задание 4 на установление соответствия опыта (рисунок) и составляющих почвы (название), задание 5: работа с Приложением (вырезать таблички и расположить их на схеме в соответствующем окошке). Ученикам предлагается провести мини-экзамен соседу по парте и проверить себя. После того, как ученик будет уверен в своих знаниях, можно наклеить таблички.

Для проверки и контроля знаний после параграфа даны вопросы в рубрике «Проверь себя», вывод. В тетради «Тесты» дети выполняют задания и проводится взаимопроверка знаний.

 Далее в учебнике представлены следующие рубрики: «Задания для домашней работы», «Странички для любознательных», «На следующем уроке».

3

Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

4

Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

В УМК «Школа России» система в разнообразии форм организации учебной деятельности присутствует. В учебных и методических пособиях УМК включен дидактический материал (вопросы для обсуждения, задания для изучения, закрепления нового,) для различных форм работы (фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах, группах постоянного состава, работа в парах, группах сменного состава).

5

Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

УМК обеспечивает сочетание результатов освоения программы. Предметное содержание и методическое обеспечение УМК направлено на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоения ООП посредством формирования у учащихся УУД. Эффективность результатов достигается за счет особой подачи учебного материала в УМК, когда содержание каждого учебника с учетом особенностей предмета органично дополняет работу на результат.

6

Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

УМК «Школа России» отражает интересы и потребности современного ребенка. Данный УМК основан на современных научных представлениях о возрастных особенностях обучающихся младшего школьного возраста. Это выражается в содержании и разнообразной подаче учебного материала, его увлекательности, роли иллюстративного материала в решении учебнопознавательных и практических задач, электронного приложения к каждому учебному пособию, наличии специальной системы навигации учебников и учебных пособий, позволяющей ученику ориентироваться внутри УМК «Школа России» и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

7

Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

Предлагает.

Во всех учебниках УМК есть рубрики «Проверь себя» с заданиями для контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

В конце каждого раздела даны задания, тесты, тексты контрольных работ для повторения и обобщения знаний: «Проверим себя и оценим свои достижения».

8

Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД

В УМК «Школа России» ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном.

1. Личностные

Окружающий мир. 1 класс: знакомство с символами России, 2 класс: разучивание гимна России, 3 класс: проект «Кто нас защищает», 4 класс: «Великая Война и Великая Победа» (формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за народ и историю России).

2. Регулятивные

В учебниках всех предметных линий (1-4) в начале каждой темы представлена страница (шмуцтитул), на которой прописаны основное содержание и задачи изучения темы, смысл шмуцтитула – дать детям общее представление о содержании темы, целях и задачах ее изучения. Содержание каждого раздела помогает учащимся понимать, принимать и удерживать основные цели учебной деятельности, формулировать задачи, отражающие то, чему конкретно они будут учиться. В материале каждого урока продумана система заданий для развития способности принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации.

3. Познавательные

В курсе «Русский язык» Л. Зелениной, Т. Хохловой практически каждое упражнение сопровождается системой вопросов, ориентированных на активное включение младших школьников в действия сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей

4. Коммуникативные

Для реализации данных действий в учебниках УМК «Школа России» предполагается большое количество заданий, предусматривающих систематическое проведение работы в паре, группе. Ученики совместно определяют общую цель, помогают друг другу, контролируют друг друга, оценивают правильность выполнения задания и др.

9

Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?

В данном УМК формируется детская самостоятельность. В учебных пособиях много заданий, для выполнения которых обучающиеся отвечают на вопросы, наблюдают, сравнивают, обобщают, проводят классификацию и делают выводы. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, межпредметную связь.

10

Каким образом в УМК формируются действия контроля?

В условиях требований ФГОС в процесс оценивания вместе с учителем включается и сам ученик. Процедура оценивания связана с целеполаганием: соотнесение того, что было запланировано, с тем, что получилось. Действия контроля формируются в конце каждого урока при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя», «Проверим себя», на уроках повторения и обобщения пройденного «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» (в учебниках); в учебных пособиях по математике «Проверочные работы», по окружающему миру в Рабочей тетради и тетради «Тесты».

11

Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?

Данный УМК создает условия для мотивации ученика к учению. В учебники, учебные пособия, дополнительную литературу для учащихся (н-р, А. Плешаков «Зеленые страницы» (окружающий мир), М.И. Моро, С.И. Волкова «Для тех, кто любит математику» (математика)) включены интересные и познавательные тексты, задания, иллюстрации, схемы и т.п., прослеживается связь с жизнью.

12

Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?

При работе в парах, группах, при фронтальной работе создаются условия для коммуникативной деятельности: формируются нормы, правила произношения и употребления слов в речи, ученик отвечает на вопросы, учится сам задавать вопросы, учится вести учебный диалог, пересказывать текст, ученик учится слушать учителя и своих одноклассников, учится сотрудничать друг с другом; личностные: уважительное отношение к мнению одноклассников, большинство заданий, текстов, проектов, практических работ направленны на осмысление норм и правил поведения, Материал учебника предполагает систему работы в парах, группах, в процессе которой создаются условия для «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»

13

Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?

Данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся. Во всех учебных пособиях предусмотрены как задания базового уровня, так и задания повышенной сложности. Например, в учебнике по литературному чтению после знакомства с текстом сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» даны как традиционные вопросы по содержанию сказки, характеристике и сравнению главных героинь и др. (задания 1-8), так и задание повышенной сложности (9): «Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить ее со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла для тебя сказка в переложении Одоевского?»

14

Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?

За 34 года стажа учителя начальных классов в своей педагогической деятельности я работала по традиционной программе 1-3, как эксперимента в 80-х годах по программе 1-4, в начале 90-х увлеченно окунулась вместе со своими учениками в программу Л. Занкова, а в конце 90-х заинтересовалась программой Л. Петерсон. В настоящее время в работе по ФГОС НОО использую УМК «Школа России» и свой бесценный опыт. Потребности в смене УМК нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЯ «ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧЕНИКОВ» ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СЕРИЮ УРОКОВ

Статья подготовлена на 6 Республиканскую конференцию «Инновационные процессы в образовании», которая проходила на базе научно-методического центра "ZIAT" (г. Астана, Республ...

ИТ в повышении квалификации педагога: Новые возможности для повышения квалификации (дистанционное обучение)

Педагогические работники, как никто другой, должен владеть своей профессией в совершенстве. При этом, учитывая стремительное развитие технологий, новые открытия, появление новых методов обучения, необ...

Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов за 2020 - 2021 учебный год.

Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов ...

1.5.Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе

Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе...