Методика оценки сформированности УУД в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
сформирован на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.51 КБ |
![]() | 62.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Психодиагностические методики для оценки сформированности познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-х-3-х классов
в соответствии с требованиями ФГОС.
Методика «Объедини в группы»
Цель: изучение мыслительной операции классификации.
Стимульный материал: 15 картинок на одном листе.
Процедура проведения методики: ребенку предлагается лист с 15-ью картинками, в сопровождении следующей инструкции: «Объедини картинки в группы, соединив их линиями. Например: воробей, ворона, ласточка – что это за группа? (птицы). На решение задания отводится 5 минут»
Примечание: могут быть группы – транспорт, цветы, фрукты, овощи, домашние животные, дикие животные, мебель и др.
Оценка результатов.
- За каждую группу начисляется 1 балл, всего можно разбить картинки на 7 групп.
7 баллов – ребенок нашёл все группы за время меньшее, чем 5 минут и правильно объяснил свой выбор.
4 - 6 баллов – ребенок нашёл 4, 5, 6 групп за 5 минут.
3 балла и ниже – ребенок нашёл 3 группы и менее (или не справился с заданием за отведённое время). - Выводы об уровне развития:
7 баллов – высокий.
4 - 6 баллов – норма.
3 балла и ниже – низкий.
Методика «Четвёртый лишний»
Цель: изучение мыслительной операции обобщения.
Стимульный материал: картинки с изображением 4-х предметов, один из которых не подходит к остальным по определённым признакам.
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия из 5 картинок, на которых представлены разные предметы в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из 4-х изображённых предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним, зачеркни эту картинку». На решение задания отводится 5 минут»
Оценка результатов.
5 баллов – ребенок решил все задачи за время, меньшее, чем 5 минут, назвав (зачеркнув) лишние предметы на всех картинках и правильно объяснил свой выбор.
3-4 балла – ребенок правильно решил 3- 4 задачи за 5 минут.
2 балла и ниже – ребенок нашёл 2 и менее задач (или не справился с заданием за отведённое время).
Выводы об уровне развития:
5 баллов – высокий.
3-4 балла – норма.
2 балла и ниже – низкий.
Методика «Бабочки»
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение договариваться, находить общее решение, потребность в общении с детьми.
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному шаблону крыльев бабочки и просят на общем листе составить и нарисовать бабочку раскрасить крылья одинаково.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат два шаблона крыльев бабочки, вам необходимо на общем листе составить и нарисовать бабочку, а потом раскрасить, чтобы получилось одинаково. Вы сами можете придумать узоры, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на крыльях бабочки;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – крылья бабочки украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа
раскрашивания бабочек; сравнивают способы действия и координируя их, строят совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика «Общий рисунок»
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение договариваться, находить общее решение, потребность в общении с детьми.
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному общему листу и просят на одном листе придумать и нарисовать общий рисунок.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит лист бумаги, вам необходимо на этом листе придумать и нарисовать общий рисунок. Главное условие: вам необходимо всё обсудить, договориться между собой, какой рисунок рисовать, как его располагать, кто и что будет рисовать, а потом приступать к совместному рисованию».
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по конечному результату;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – рисунок не получился, дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – рисунок частично не закончен, имеются отдельные недочёты, дети не во всём смогли договориться, прийти к общему мнению;
3) высокий уровень – рисунок полностью закончен, эстетичен, дети смогли договориться, прийти к общему мнению;
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
· личностный;
· регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
· познавательный;
· коммуникативный.
ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
ОБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА:
1. Универсальные учебные действия младших школьников;
2. Психолого- педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень раз-
вития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ:
· анкетирование;
· тестирование;
· наблюдение;
· беседа.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию.
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА:
— положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
— проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;
— предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
1. Формирование основ гражданской идентичности личности:
— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
— осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:
— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
— развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— формирования мотивов достижения и социального
признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ включает:
— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
— ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
— формирование моральной самооценки;
— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ууд | НОРМАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УУД | КЛАСС | УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ и РЕКОМЕНДАЦИИ | ДИАГНОСТИКА | |||||
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | УЧИТЕЛЬ | ПСИХОЛОГ | |||||
САМОПОЗНАНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
|
САМООЦЕНКА | 1 | - чувство необходимости учения, - формирование своей точки зрения, - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе; - предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, - предпочтение социального способа оценки своих знаний
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. | - положительное отношение к школе; - ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», - школа привлекает внеучебной деятельностью
РЕКОМЕНДАЦИИ: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.
| - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу - Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом. |
| Тест на определение самооценки «Лесенка» | ||
2 | - чувство необходимости учения, - формируется собственная точка зрения, - предпочтение социального способа оценки своих знаний.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
| - положительное отношение к школе; Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах. Частично зависит от ситуации успеха.
РЕКОМЕНДАЦИИ: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. . | Посещение школы с цель общения со сверстниками. Нет стремления иметь собственную точку зрения. Полностью зависит от ситуации успеха. Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом. |
| Тест на определение самооценки «Лесенка» | ||||
3 | - чувство необходимости учения, - адекватное определение задач са- | - адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, | Неумение адекватно оценить свои способности. |
| Тест на определение | ||||
САМОПОЗНАНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
|
|
| моразвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
| выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
РЕКОМЕНДАЦИИ: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. | Самооценка ситуативна.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом |
| самооценки «Изучение самооценки» | ||
4 | адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
| - выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению
РЕКОМЕНДАЦИИ: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.
| Неумение адекватно оценить свои способности. Самооценка ситуативна. Самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом |
| Тест на определение самооценки «Изучение самооценки»
| ||||
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ
|
МОТИВАЦИЯ | 1 | - интерес к новому; - сформированность учебных мотивов – стремление к получению высоких оценок,
РЕКОМЕНДАЦИИ: - способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний. | - частично сформирован интерес к новому; - частично сформированы учебные мотивы, – стремление получать хорошие оценки,
РЕКОМЕНДАЦИИ: - формирование мотивации достижения и успеха. | -к школе безразличен; - сформированность учебных мотивов недостаточна,
РЕКОМЕНДАЦИИ: - консультация специалистов, - включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов. |
|
АНКЕТА для первоклас- сников по оценке уровня школьной мотивации Н.Лускано- вой | ||
2 | - формируются познавательные мотивы и интересы- , - сформированы учебные мотивы.- желание учиться желание выполнять дсогласно школьному распорядку, | - частично сформированы познавательные мотивы и интересы, - в стадии формирования учебные мотивы;
| -к школе безразличен; - преобладает плохое настроение, - учебный материал усваивает фрагментарно, - к занятиям интерес не проявляет. |
| |||||
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ
|
МОТИВАЦИЯ |
| РЕКОМЕНДАЦИИ: Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов | РЕКОМЕНДАЦИИ: - организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию | РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов; - организация успеха в рамках учебной программы. |
|
| ||
3 | - сформированны познавательные мотивы и интересы, - сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность),
РЕКОМЕНДАЦИИ: - учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям. | - частично сформированны познавательные мотивы и интересы, -частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность), - склонность выполнять облегченные задания, - ориентирован на внеурочную деятельность(кружки, секции)
РЕКОМЕНДАЦИИ: - чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах. |
- сформирована мотивация избегания наказания, - фиксация на неуспешности
РЕКОМЕНДАЦИИ: - консультация специалистов, - найти зону успешности ребенка, - ориентировать на внеурочную деятельность.
|
| Опросник мотивации | ||||
4 | Ученик: - устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, - стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; - мотивирован на высокий результат учебных достижений
РЕКОМЕНДАЦИИ: Привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня | Ученик: - частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, – стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся;
РЕКОМЕНДАЦИИ: - придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность. | - частично сформированы познавательные мотивы и интересы, -частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность), - склонность выполнять облегченные задания, - ориентирован на внеурочную деятельность, - слабо ориентирован на процесс обучения
РЕКОМЕНДАЦИИ: - консультация специалистов, - использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках.
|
| |||||
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
|
| 1 | - ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) - учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости, - имеет начальное представление о нравственных нормах
РЕКОМЕНДАЦИИ: - закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками.. | - ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) - частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, - имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое
РЕКОМЕНДАЦИИ: - формирование основ толерантности, - развитие эмпатии, - расширить представления о моральных нормах. | - неправильное представление о моральных нормах, - низкий уровень развития эмпатии
РЕКОМЕНДАЦИИ: - консультация специалистов, - стимулирование чувствительности к переживаниям других людей, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
|
| ||
2 | - ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания, - может выделять морально-этическое содержание событий и действий, - формируется система нравственных ценностей
РЕКОМЕНДАЦИИ: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)
| - ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания, - частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий, -формируется система нравственных ценностей
РЕКОМЕНДАЦИИ: -построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями, -закрепление нравственных норм в деятельностной форме. | - недостаточно знает суть нравственных норм, - низкий уровень эмпатии, - отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное
РЕКОМЕНДАЦИИ: - консультация специалистов, - стимулирование чувствительность к переживаниям других, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) |
| |||||
3 | - может и имеет опыт осуществления личностного морального выбора; - может оценивать события и действия с точки зрения моральных норм; - ребенок учитывает объективные | - делает попытки осуществления личностного морального выбора, - пробует оценивать события и действия с точки зрения моральных норм
| - недостаточно знает суть нравственных норм, - нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка, - отношение к нравственным нормам неопределенное
| Методика «Незаконченные предложения»
|
| ||||
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
|
|
| последствия нарушения моральной нормы
РЕКОМЕНДАЦИИ: Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.) | РЕКОМЕНДАЦИИ: - воспитание личной ответственности за сказанное слово, дело, данное обещание, - воспитание потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов | РЕКОМЕНДАЦИИ: - стимулировать чувствительность к переживаниям других, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.).
| Методика «Незаконченные предложения»
|
| ||
4 | - сформированы представления о моральных нормах, - имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, - может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
РЕКОМЕНДАЦИИ: Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение. Трудовые десанты и т.д.)
| - активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении, - частично сформирован уровень развития моральных суждений, - имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора, - иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
РЕКОМЕНДАЦИИ: - создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме. | - знает суть нравственных норм, - нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка, - отношение к нравственным нормам неопределенное
РЕКОМЕНДАЦИИ: -стимулировать чувствительность к переживаниям других, - создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме. |
СПИСОК МЕТОДИК ДЛЯ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНЫХ УУД
- «Лесенка» (1- 4 класс).
- Тест «Изучение самооценки»(3-4 класс).
- Анкета «Оценка школьной мотивации» (1-2 класс).
- Опросник мотивации ( 3 - 4 класс.)
- «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
- «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
— умение сохранять заданную цель;
— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
— умение контролировать свою деятельность по результату;
— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (П.Я. Гальперин, 2002). Критериями оценки ориентировочной части являются:
- наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом);
- характер ориентировки (свернутый — развернутый, хаотический — организованный);
- размер шага ориентировки (мелкий — пооперационный — блоками; есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов вперед; есть ли предвосхищение конечного результата);
- характер сотрудничества ( со - регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия).
Критерии оценки исполнительной части:
- степень произвольности (хаотичные пробы, ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия или произвольное выполнение действия в соответствии с планом);
- характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).
Критерии контрольной части:
- степень произвольности контроля (хаотичный — в соответствии с планом контроля, наличие средств контроля и характер их использования);
- характер контроля (свернутый — развернутый, констатирующий — предвосхищающий);
- характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).
Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
— принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);
— план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
— контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);
— оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);
— мера разделенности действия (совместное или разделенное);
— темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВИД УУД | НОРМАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УУД | КЛАСС | УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ | ДИАГНОСТИКА | ||||
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | УЧИТЕЛЬ | ПСИХОЛОГ | ||||
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ СООТНЕСЕНИЯ ТОГО, ЧТО УЖЕ ИЗВЕСТНО И УСВОЕНО УЧАЩИМИСЯ, И ТОГО, ЧТО ЕЩЁ НЕИЗВЕСТНО
|
ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНО | 1 | -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. -Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя. -Не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, коррекционные занятии, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. | -Предъявляемое требование осознается лишь частично. -Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. -Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения
РЕКОМЕНДАЦИИ: - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. | -Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения. -Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания | наблюдение |
| |
2 | -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. -Может принимать лишь простейшие цели.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. | - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -Охотно осуществляет решение познавательной задачи. -Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
РЕКОМЕНДАЦИИ: - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Развитие понятийного мышле- ния. | - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения. -Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания |
| ||||
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ СООТНЕСЕНИЯ ТОГО, ЧТО УЖЕ ИЗВЕСТНО И УСВОЕНО УЧАЩИМИСЯ, И ТОГО, ЧТО ЕЩЁ НЕИЗВЕСТНО
| ФОРМУЛИРОВАТЬ И УДЕРЖИВАТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ | 3 | - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя -Включаясь в работу, быстро отвлекается. - Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. - Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
| - Четко выполняет требование познавательной задачи. -осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи - Самостоятельно формулирует познавательные цели. -Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Развитие понятийного мышления. | -Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..
| наблюдение |
| |
4 | - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя -Включаясь в работу, быстро отвлекается. - Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. - Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное | - Четко выполняет требование познавательной задачи. -осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи - Самостоятельно формулирует познавательные цели. -Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного | -Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..
|
| ||||
|
|
| обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. | действия. Развитие понятийного мышления. |
|
|
| |
КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ СЛИЧЕНИЯ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТА С ЗАДАННЫМЭТАЛОНОМ С ЦЕЛЬЮ ОБНАРУЖЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТЛИЧИЙ ОТ ЭТАЛОНА; | СООТНОСИТЬ ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ С ОБРАЗЦОМ, ПРЕДЛОЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ.
| 1 | -Низкие показатели объема и концентрации внимания. - Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок. - Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание. | -Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности. - Средние показатели объема и концентрации внимания. - Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.
РЕКОМЕНДАЦИИ: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания. | -Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. -Высокие показатели объема и концентрации внимания. -Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено. - Ошибки исправляет самостоятельно.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня контроля |
| Методика «Рисование по точкам»
| |
2 | - Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий - Предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание. | - Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. - Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
РЕКОМЕНДАЦИИ: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания | -осознает правило контроля. - Ошибки исправляет самостоятельно -контролирует процесс решения задачи другими учениками - Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня контроля |
| Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)
| |||
3 | -Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям. -Ученик осознает правило кон- | -Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи | - Ошибки исправляет самостоятельно. -Контролирует процесс решения задачи другими учениками. |
| ||||
КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ СЛИЧЕНИЯ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТА С ЗАДАННЫМЭТАЛОНОМ С ЦЕЛЬЮ ОБНАРУЖЕНИЯОТКЛОНЕНИЙ И ОТЛИЧИЙ ОТ ЭТАЛОНА; |
|
| тролировать их.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля. | и вносит коррективы. -Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности | - Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.
РЕКОМЕНДАЦИИ: в групповых формах работы предлагать роль эксперта. |
|
| |
4 | -Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям. -Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля. | -Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. -Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности. | - Ошибки исправляет самостоятельно. -Контролирует процесс решения задачи другими учениками. - Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.
РЕКОМЕНДАЦИИ: в групповых формах работы предлагать роль эксперта. |
| ||||
ОЦЕНКА - ВЫДЕЛЕНИЕ И ОСОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ ТОГО, ЧТО УЖЕ УСВОЕНО И ЧТО ЕЩЁ НУЖНО УСВОИТЬ, ОСОЗНАНИЕ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ УСВОЕНИЯ; ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.
| ОЦЕНКА СВОЕГО ЗАДАНИЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПАРАМЕТРАМ: ЛЕГКО ВЫПОЛНЯТЬ, ВОЗНИКЛИ СЛОЖНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ.
СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.
| 1 | -Неумение опираться на образец. -Низкий уровень развития произвольного внимания. -Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля | -Может ориентироваться на образец, но делает ошибки. -Может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня оценки | -Работает точно по образцу. - Может оценить действия других учеников.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня оценки. |
|
| |
ОЦЕНКА - ВЫДЕЛЕНИЕ И ОСОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ ТОГО, ЧТО УЖЕ УСВОЕНО И ЧТО ЕЩЁ НУЖНО УСВОИТЬ, ОСОЗНАНИЕ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ УСВОЕНИЯ; ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.
|
| 2 | - не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, инвидуальный подход | -Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуции успеха на уроках | - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. - Может оценить действия других учеников.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта. |
|
| |
3 | - Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания | -Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения. -Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи.
РЕКОМЕНДАЦИИ: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач. | - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия - Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д.. |
|
| |||
4 | - Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.
РЕКОМЕНДАЦИИ: консультация специалистов, создание ситуации успеха на | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения. -Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи | - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. - Может оценить действия других учеников. |
|
| |||
|
|
| уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания. | РЕКОМЕНДАЦИИ: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач
| - Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.
РЕКОМЕНДАЦИИ: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д.. |
|
|
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• умение структурировать знания;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
ВИД УУД | НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | КЛАСС | УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ | ДИАГНОСТИКА | |||||
НИЗКИЙ | СРЕДНИЙ | ВЫСОКИЙ | ПЕДАГОГ | ПСИХОЛОГ | |||||
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
| 1 | Большинство умений не сформированы | Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога | Выполняет самостоятельно | наблюдение |
| ||
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | РЕКОМЕНДАЦИИ: Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя | РЕКОМЕНДАЦИИ: Дифференцированный подход, проектно-исследо-вательская деятельность, задания повышенной сложности | |||||||
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях | 2 | Большинство умений не сформированы | Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога( пересказывать и работать с информацией) | Выполняет самостоятельно | Наблюдение опрос Выделять самостоятельность мышления |
| |||
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | РЕКОМЕНДАЦИИ: Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов | РЕКОМЕНДАЦИИ: Дифференцированный подход, проектно-исследо-вательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания | |||||||
Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
| 3 | Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом | Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера | Выполняет самостоятельно | Наблюдение, опрос, контрольные задания |
| |||
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | РЕКОМЕНДАЦИИ: Побуждение к действию. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов | РЕКОМЕНДАЦИИ: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания | |||||||
Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). | 4 | Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом | Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера | Выполняет самостоятельно | Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты | Методика определения уровня умственного развития (ГИТ) | |||
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | РЕКОМЕНДАЦИИ: Составлять сложный план текста по заданному алгоритму. Привлечение к работе с разными источниками информации, а также к проектно- исследовательской деятельности. | РЕКОМЕНДАЦИИ: Проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности. | |||||||
ЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
| 1 | Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена
| Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков | Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков |
| «Найди отличия» (сравнение картинок) | ||
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям | РЕКОМЕНДАЦИИ: Коррекционная работа по выявленным нарушениям | РЕКОМЕНДАЦИИ: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов | |||||||
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу | 2 | Не сформированы логические операции | Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам | Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности
|
|
Выделение существенных признаков | |||
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям | РЕКОМЕНДАЦИИ: Коррекционная работа по выявленным нарушениям | РЕКОМЕНДАЦИИ: Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах. | |||||||
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 3 | Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей | Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий. | Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач |
| Тест «Логические закономерности» | |||
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям | РЕКОМЕНДАЦИИ: Коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков
| РЕКОМЕНДАЦИИ: Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах | |||||||
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
| 4 | Логические связи устанавливать не может. Недостаотчно развита аналитико- синтетическая деятельность.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям
| Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Коррекционная работа по выявленным нарушениям
| Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно
РЕКОМЕНДАЦИИ: Проектно-исследователь-ская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах |
| «Исследование словесно-логического мышления младших школьников | |||
ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | 1 | Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов
РЕКОМЕНДАЦИИ: Побуждение к действию, задания проблемно-поискового характера | самостоятельно ориентируется в учебнике.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность. | Задания проблемно-поискового характера
|
| ||
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
| 2 | Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы | Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках. | Хорошо ориентируется в изученном материале. Может самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы.
| Самостоятельные и практические работы |
| |||
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | РЕКОМЕНДАЦИИ: Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы. | РЕКОМЕНДАЦИИ: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах | |||||||
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.), для решения проблем планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
| 3 | Делать самостоятельно не может
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | Делает частично самостоятельно, частично с помощью
РЕКОМЕНДАЦИИ: Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности | Делает самостоятельно
РЕКОМЕНДАЦИИ: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания | Самостоятельные и практические работы. Творческие задания |
| |||
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | 4
| Делать самостоятельно не может | Делает частично самостоятельно, частично с помощью | Делает самостоятельно | Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты |
| |||
РЕКОМЕНДАЦИИ: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении | РЕКОМЕНДАЦИИ: Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности | РЕКОМЕНДАЦИИ: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания |
СПИСОК МЕТОДИК ДЛЯ МОНИТОРИНГА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
1. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
2. Выделение существенных признаков (2 класс).
3. Логические закономерности (3 класс).
4. Исследование словесно-логического мышления (4 класс).
5. Методика определения уровня умственного развития (ГИТ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики сформированности рефлексии в начальной школе
Дается описание диагностических методик и интерпретация результатов...

Адаптированная методика обследования сформированности речи обучающихся в школе.
Для обследования уровня развития речи детей представляю адаптированный вариант методики «Обследование сформированности речи обучающихся в школе». За основу данной методики взята «Тестовая методи...

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (Автор-разработчик Н.П. Капустин)
Данная методика позволяет определить уровень воспитанности ученика начальной школы. Очень проста и удобна в использовании. Всем рекомендую....

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебна...
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Методика мотивации....

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы ...

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)...