Статья " Интерактивные методы обучения"
материал на тему

Кулаева Лилия Валерьевна

Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Повышение качества знаний через эффективность урока – одна из насущных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса. Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться,  открыл в себе энергию познания,   постоянного стремления к   получению новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody_obucheniya.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы обучения в современном образовании

Статью подготовила учитель 1 категории Кулаева Л.В.

В законах, регламентирующих систему образования Российской Федерации, указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся.

Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Повышение качества знаний через эффективность урока – одна из насущных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться,  открыл в себе энергию познания,   постоянного стремления к   получению новых знаний.

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений учителя с детьми, детей друг с другом, каждого ребёнка с учителем, ученика с коллективом.

 Methodos – по-гречески «путь», «способ поведения». 

Под методом обучения мы понимаем «систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а так же использовать их на практике».

В материалах ФГОС ООО отмечается, что основными результатами обучения и воспитания в отношении личностного развития учащихся являются «развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности». Очевидно, что поставленные перед школой задачи невозможно решить, опираясь на средства и методы информационно-объяснительного обучения. В связи с этим актуализируется проблема интерактивного обучения. Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции.

Интеракция: английское слово. от англ. ( «интер» - «взаимный», «акт» - «действие»).  

Дословный перевод обозначает учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают коллективное, обучение в сотрудничестве, причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда».

    Это дает нам богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов как методов, имеющих высокий потенциал, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения «целостного человека».

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

* Творческие задания

* Работа в малых группах

* Обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные)

* Разминки (различного рода)

* Обсуждение и решение проблем (проектный метод, дискуссия, исследование) 

* Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, проблемная  лекция, ученик в роли учителя, работа с наглядным пособием, практическое занятие)

* Социальные проекты (соревнования, спектакли, представления, выставки)

*Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)

Интерактивные методы относятся к   числу инновационных и способствуют:

  • Прочности знаний
  • Творчеству и фантазии
  • Коммуникабельности
  • Активной жизненной позиции
  • Командному духу
  • Свободе самовыражения

Интерактивные методы являются надёжным способом достижения успеха, позволяют управлять коммуникативными процессами, воздействовать на процесс принятия решений и обучения через практику - это ещё одна важная особенность интерактивных методов, поэтому они могут широко использоваться в работе каждого педагога.  

При организации деятельности в интерактивном режиме могут возникнуть трудности в выстраивании отношений между участниками процесса.

Для того, чтобы их избежать, необходимо соблюдение следующих правил:

  • Партнёрское общение
  • Осознание поведения детей, сопереживание их состоянию.
  • Поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решения.
  • Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач.
  • Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, забавных историй.
  • Постоянное перемешивание малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны познакомиться между собой и поработать вместе.     

Основные принципы интерактивного обучения

Свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения. 

Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса. 

Принцип деятельности — обучение для и через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.

Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.

Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса обсуждения самого процесса обучения.

«Час работы научит большему, чем день объяснений», сказал Ж.-Ж. Руссо.

Нет современных и несовременных, активных и пассивных, эффективных и неэффективных методов обучения, есть слабые и сильные стороны их использования. Необходимо безусловное знание системной классификации методов обучения и только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения исходя из знания сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.

Право выбора в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.

Дерзайте, творите! Успехов вам! И помните всё в ваших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья.

"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья....

Статья "Организация интерактивных методов обучения в начальной школе"

В данном разделе опубликована статья "Организация интерактивных методов обучения в начальной школе"...

Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...

Статья "Интерактивные методы ,используемые во внеурочной деятельности в начальной школе"

Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности ,решают ряд важных задач:развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;решают и...

Статья: "Интерактивные методы преподавания математики и их преимущества".

Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения. Методика - это не то, какими книжками мы пользуемся, а то, как организовано наше обучение. Иными словами методика обучения -...