Обобщение опыта
материал на тему

Лопатина Наталья Владимировна

Обобщён опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Андриановский  филиал МБОУ Мучкапской СОШ

Обобщение опыта по теме

«Применение современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС НОО»

 Научить человека играть на флейте можно только в том случае,

когда он сам будет на ней играть.

Сократ

Лопатина Н.В.,

учитель  начальных  классов

д. Андриановка

2017 г.

Актуальность и перспективность опыта

      Объём научной информации стремительно возрастает, поэтому очевидно, что, сколько бы ни прочны и обширны были знания ученика, он окажется беспомощным  в жизни перед лавиной обрушившийся на него задач и проблем, если не научится учиться. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю  жизнь». Ученик современной школы должен прогнозировать свою жизнь, уметь её организовывать. Образовательный процесс должен открывать и стимулировать личный потенциал школьника. Сегодня большое значение имеет:

- способность правильно сформулировать стоящую перед человеком проблему;

- умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы.

    Именно поэтому современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить свое индивидуальное «Я»; условий, которые позволят заложить в него механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления собственной личности, ее творческой индивидуальности, для взаимодействия с людьми, культурой, природой. Это задача каждого учителя, значит, и моя.

Новизна

     В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности.

          Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления. Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных дать учащимся навык самообразования на основе знания о системе наук.

      Целью  моей работы является:  применение современных образовательных технологий в начальной школе.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  - развитие познавательного интереса к процессу обучения;

- создание ситуации успеха для каждого ребёнка;

- развитие интеллектуальных способностей  учащихся в процессе обучения.

Технология опыта.

     Свои уроки стараюсь строить на принципах проблемно-деятельностного обучения.

  • Создание проблемной ситуации;
  • формулировка (постановка) проблемы
  • решение проблемы: выдвижение предположений;
  • обоснование и доказательство гипотез;
  •  проверка правильности решения и открытие новых знаний
  • применение новых знаний

  На уроках учу детей осознавать цель учебной деятельности (что я делаю и зачем), задавать вопросы, выдвигать, обосновывать и проверять гипотезы, находить нужную информацию в различных источниках. Добиваюсь, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями, а превращались в активных исследователей учебных проблем. Когда учебная деятельность становится творчеством, повышается качество усвоения материала, а самое главное дети осознают, что обучение – это не только зубрёжка правил и формул,   это - прежде всего увлекательный и бесконечный процесс познания мира.

  Основным приёмом метода проблемной ситуация ставлю ситуацию «успеха», в которой учащийся свободно владеет уже открытым способом действия. Однако, в определённый момент «старый» способ перестаёт работать. Проблема ставится в игровой форме.

     Я считаю, что оригинальность этого приёма в том, что он способствует мыслительной деятельности учащихся и не даёт учителю быть на уроке «безоружным», т.е. поставленным в тупиковую ситуацию, когда не хватает средств донести до ученика поставленную задачу. Главным правилом таких уроков ставлю взаимоуважение и взаимопонимание; создание на уроках обстановки, когда не возможно обсмеять даже самое глупое высказывание, когда ученики чувствуют свободу мысли, любое высказывание обстоятельно разбирается и определяется его рациональное звено.

     Использую  для развития познавательного интереса к предмету и такую форму организации учебной деятельности как дискуссия, где учащиеся выдвигают гипотезы и предлагают способы их проверки. Чтобы помочь детям участвовать в дискуссии, вывешиваю словесные конструкции: Я думаю, что…Я считаю…Я (не) согласен с тем, что…

 На этих уроках дети получают основы научного исследования, так как понятие не даётся им в готовом виде.

 Используя технологию продуктивного чтения, прививаю детям навыки правильной читательской деятельности. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий,  умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя художественные, учебные и научные тексты; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.

  Для того, чтобы учение стало интересным и увлекательным делом, очень важно разбудить в ребёнке творческий потенциал. И здесь на помощь учителю приходят проектно-исследовательские технологии. В проектной деятельности меня привлекают возможность обучения каждого на уровне его способностей, отсутствие жестких временных и содержательных рамок урока и программы, свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности .

В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности.  Применяя на уроках проектную деятельность, отметила для себя, что повышается самооценка у детей, склонных к творчеству, фантазированию. Я считаю, что проектная деятельность ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков, учит работать в группе.

      Формирование гармоничной личности  должно происходить в тесном взаимодействии с окружающим социумом (одноклассниками, учителями, родителями). Современные дети испытывают дефицит общения среди сверстников и отличаются неразвитыми коммуникативными умениями.  Перед учителем стоит задача привить детям навыки конструктивного общения.

  Формирование коммуникативных умений наиболее успешно происходит в результате совместной деятельности. Поэтому,  на уроках и во внеурочной деятельности использую различные виды и формы совместной деятельности (работа в группе, в паре). Совместная деятельность делает урок более живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

  Особое место в моей педагогической практике занимают информационно-компьютерные технологии. Использование ИКТ позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекать большое количество дидактического материала;
  • повышать объём выполняемой работы;
  • создавать интерактивные задания и упражнения
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

             Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока в виде физкультминуток, физкультминуток для глаз, динамических пауз и т.д.

        Игровая технология ( ролевые, деловые, сюжетные, дидактические, игры-путешествия и др. игры) помогает на моих уроках младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать.    Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для    развития интеллекта.

   Технология личностно-ориентированного обучения позволяет мне придать обучению творческий, исследовательский характер, она направлена на индивидуальное развитие ученика.

 Технология дифференцированного обучения позволяет мне учитывать индивидуальные особенности, интересы и возможности каждого ученика.

          Прогресс в любом виде человеческой деятельности обеспечивают люди, впитавшие в себя современные знания и технологии. Именно поэтому я за период многолетней педагогической деятельности искала, на мой взгляд, самые оптимальные  методы и формы работы с  учётом возможностей и психологических особенностей младших школьников.

               Так, на уроках литературного чтения мной организуется групповая работа, сформированным в зависимости от темпа чтения и уровня развития психических процессов («Читатели», «Мыслители», «Исследователи»). В парах дети работают со словарями, с карточками. Экспресс – опрос после чтения учит быть предельно внимательным, самостоятельным. Это способствует формированию сотрудничества учащихся на уроке.

      Практикую также опережающее знакомство учащихся с новым материалом, для чего задаю детям подготовить сообщения по теме, используя энциклопедию или другую дополнительную литературу. Данный приём совместной подготовки учителя и ученика развивает самостоятельность младших школьников, расширяет их кругозор, развивает речь.

       Для снятия напряжённости и усталости, особенно при объяснении или закреплении сложного материала, применяю минутки отдыха, во время которых дети по теме урока отгадывают кроссворды, шарады, загадки.

      Общение на уроке осуществляю через учебное сотрудничество на двух уровнях: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Общение на втором уровне происходит через коллективную деятельность. Такая организация обучения способствует глубине понимания предметного материала, росту познавательной активности. Появляется реальная возможность осуществлять индивидуальный подход. Я стремлюсь к тому, чтобы на уроке царила атмосфера сотворчества, сопереживания, соучастия.

          По словам Льва Толстого «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность».      На своих уроках стараюсь создать для каждого ученика ситуацию успеха, атмосферу доверия, доброжелательности, в которой дети чувствуют себя спокойно и уверенно. Не скуплюсь на поощрения, так как они являются признанием способностей ребёнка, стимулируют его к дальнейшему творчеству.

      Когда подбираю материал к уроку, то учитываю возрастные особенности детей при определении уровня информации, определяю её объём, систематизирую и выделяю главное,  ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика, чётко представляю, кому какой вопрос задать. Стараюсь предвидеть результат, чтобы вовремя помочь детям, сомневающимся в своих возможностях, справиться с возникшими трудностями.  Каждого ребёнка на уроке стремлюсь выслушать, не обрывая на полуслове.

      Удовлетворение образовательных запросов учащихся осуществляю за счёт индивидуальных, групповых занятий, коллективных творческих работ. Поощряю исследовательскую деятельность, подталкиваю к самостоятельным способам добывания знаний, ведь знания, полученные самостоятельно, усваиваются лучше.

    Однако я понимаю, что предстоит сделать в своей работе ещё очень много. Есть ученики с пробелами в знаниях. Значит, я где-то не проявила настойчивости,  не доработала, не учла возможности отдельных детей. Но я всячески стараюсь, так построить учебный процесс, чтобы дети получили качественное обучение.

      Оцениваю достижения учащихся не только отметкой – баллом, но и содержательной характеристикой, учитываю и современные методические рекомендации. Использую средства диагностики: тесты, разноуровневые задания  по предметам, контрольные работы, творческие работы, карточки. Осуществляю и индивидуальный подход. Регулярно информирую учащихся и их родителей об итогах (удачах и неудачах) в учебно – воспитательном процессе.

       Оценивая знания и умения учащихся, стараюсь быть объективной. Систематически анализирую свою работу: что получается, что нет. Этому же учу детей. Важная роль на моих уроках отводится самоконтролю и самооценке, умению осознать значение предстоящей работы, подвести итоги выполненной, то есть вырабатываю навыки самооценивания. «Листочки помощи» поддержат ответы на вопросы: чему ты хочешь научиться (Научиться выслушивать мнение товарищей, быстро и дружно выполнять задание в паре или в группе, научиться выразительно читать, уметь делать выводы, доказывать свою точку зрения).    

      Содержание внеклассной работы по предмету порой подсказывают мне сами дети. Именно они предложили мне сделать в нашем классе рубрику «Хочу всё знать». Так возникла одна из форм внеклассной работы – по рубрикам. Их появилось немало. Вот некоторые из них: «Это интересно!», «Наши открытия», «Моё мнение», «Хочу быть грамотным», «Мини – сочинения», «Из истории Руси», «Забавные слова», «Моя малая Родина». Дети самостоятельно готовят материал, посещают библиотеку, пользуются дополнительной литературой: словари, энциклопедии, ресурсы Интернет. Такая работа способствует расширению кругозора детей, прививает интерес к урокам окружающего мира, русского языка, литературного чтения.

    Показатели качества знаний и уровня обученности за последние  3 года подтверждают результативность используемых технологий, методов и приёмов. Наблюдается положительная динамика роста качества знаний по основным предметам.

    Результатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития интеллектуально- творческих способностей учащихся:

- дети моего класса с желанием посещают школу;

- сформирован устойчивый учебно – познавательный интерес;

- на уроках учащиеся умеют выдвигать гипотезы, стараются грамотно задать вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение;

- в классе сформированы элементы коммуникативных компетенций;

- принимают участие в различных конкурсах.

        Инновационная деятельность по индивидуализации образовательного процесса немыслима без определения индивидуальных особенностей личности ученика, без мониторинга развития его качеств.

Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребёнка.

      Диагностика мотивации учения, проводимая с первого  по четвёртый классы, говорит о том, что мною уделяется большое внимание развитию у учащихся положительной мотивации к учению и предметам с учётом индивидуальных особенностей детей. За время обучения мотивация менялась: для учащихся первостепенными становятся знания о возможность их применения на  практике, а потом – оценка. Учащиеся 4 класса показывают положительную мотивацию и успешную адаптацию к обучению в среднем звене школы.

      Конечно, есть в работе и трудности, но жизнь не стоит на месте. Значит, нужно уметь быстро перестраиваться и следовать дальше, выбранным путём.

 

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...