Рабочая программа по кубановедению для 1-4 классов 2016 год
рабочая программа на тему
Программа разработана с учетом последних рекомендаций ИРО Краснодарского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanovedenie.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Кубановедение» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373 с изменениями и дополнениями), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4, утвержденной решением педагогического совета (протокол № 1 от 27.08.2015г, на основе Программы «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края (авторы: Еременко Е.Н., Зыгина Н.М. и др.- Краснодар: Перспективы образования, 2009.), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4, утверждённой решением педсовета №1 от 30.08.11, программы формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ № 4.
Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утверждён решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 №01.8/2228).
На основе рекомендаций ДОН, изложенных в письме от 29.07.2010г. №47-11682/11-14 в программу «Кубановедение» введен раздел «Кубань – многонациональный край».
Цель курса «Кубановедение» в начальной школе - развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно - к жителям края.
Задачи:
- воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и
приумножение исторического и культурного наследия своего края;
- развитие экологического мышления, формирование экологической
грамотности;
- формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности
ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей,
вероисповеданий;
- развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному
преобразованию окружающего мира.
- сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.
- Общая характеристика учебного предмета, курса
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.
Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.
Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.
Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.
Кубановедение - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр.
Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий планируются учителем в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ.
- Описание места предмета, курса в учебном плане
В учебном плане МБОУ СОШ №4 на изучение курса кубановедение отводится с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч).
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
авторская программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1. | Я и моя семья | 10 ч. | 8 ч | 8 | - | - | - |
2. | Наша школа | 7 ч. | 5 ч | 5 | - | - | - |
3. | Родной город (село, станица, хутор) | 8 ч. | 6 ч | 6 | - | - | - |
4. | Будем жить в ладу с природой | 8 ч. | 8 ч | 8 | - | - | - |
5. | Земля отцов – моя земля | 2 ч. | 1 ч | - | 1 | - | - |
6. | Природа родного края | 14 ч. | 14 ч | - | 14 | - | - |
7. | Труд и быт жителей Кубани | 11 ч. | 8ч | - | 8 | - | - |
8. | Населенные пункты Краснодарского края | 7 ч. | 5 ч | - | 5 | - | - |
9. | Нет в мире краше Родины нашей | 12 ч. | 9 ч | - | - | 9 | - |
10. | Без прошлого нет настоящего | 10 ч. | 9 ч | - | - | 9 | - |
11. | Казачьему роду нет переводу | 12 ч. | 10 ч | - | - | 10 | - |
12. | Береги землю родимую, как мать любимую | 11 ч. | 9 ч | - | - | - | 9 |
13. | Земля отцов - моя земля | 15 ч. | 12 ч | - | - | - | 12 |
14. | Жизнь дана на добрые дела | 8 ч. | 1 ч | - | - | - | 1 |
15 | Духовные истоки Кубани | 0 ч | 12ч | 4 | 4 | 4 | 4 |
16 | Кубань многонациональная | 0 ч | 8 ч | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого: | 135 | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 | |
Проекты экскурсии | 3 2 | 4 3 | 3 | 3 |
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
В результате обучения на ступени начального общего образования школьники:
- получат знания о своей малой родине;
- получат представления о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии, географии части Российской Федерации;
- обретут чувство гордости за Кубань, народ и его историю;
- воспитают чувство гражданственности и любви к Родине;
- получат возможность формирования мировоззренческой, нравственной,
- экономической, социальной, политической, экологической культуры;
- научатся содействию взаимопонимания и сотрудничества между людьми, раз-личными этническими, религиозными и социальными группами;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса "Кубановедение"
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родного города.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
VI. Содержание программы по курсу "Кубановедение"
1 класс (33 часа)
Раздел 1. «Я и моя семья» (10 часов).
Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.
Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Раздел 2. «Наша школа» (7 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов).
Родной город (станица, хутор). Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности.
Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов).
Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
Раздел 5.
2 класс (34 часа)
Раздел 1. «Земля отцов - моя земля» (2 часа).
Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района).
Раздел 2. «Природа родного края» (14 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни
людей».
Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Раздел 4. «Населённые пункты Краснодарского края» (7 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Родной город (станица, хутор, село). Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар - главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы - всенародный праздник.
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
3 класс (34 часа)
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (12 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань — здравница России. Красота окружающего мира.
проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).
«Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи.
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Твоя родословная, Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке — тепло, при матери — добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу»
4 класс (34 часа)
Раздел 1. « Береги землю родимую, как мать любимую» (11 часов)
Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России.
Проектная работа «Береги землю родимую , как мать любимую».
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).
История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники на- родов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар - Краснодар. Символика Краснодарского края.
Проектная работа «Земля отцов- моя земля».
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).
Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
VII. Тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования
1 класс-33 часа
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Я и моя семья (10 ч.) | |||
Семья – самое близкое окру-жение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы ро-дословного древа. Распреде-ление домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. | Мой родной край Будем знакомы! Любимые занятия Моя семья Мои обязанности в семье Семейные традиции | 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. | Осмысливать значение понятия «Моя Родина» Находить на карте России родной регион и адми-нистративный центр Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, про-фессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи. Знакомиться с понятием родственные связи Готовить рассказ о се-мейных традициях Практическая работа: составлять перечень обя-занностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками |
Наша школа(7 ч.) | |||
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Клас-сный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. | Наша школа Правила поведения в школе Знакомство со школой Школьные поручения Школьная дружба | 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. | Познакомиться с учителем, одноклассниками Познакомиться с историей школы Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии со взрос-лыми, сверстниками Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.) Оценивать свою роль в жизнедеятельности класса Выбирать с позиции нравственных норм опти-мальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями |
Родной город (село, станица, хутор) (8 ч.) | |||
Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопри-мечательности населенного пункта. Знакомые школьнику профессии. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Общественный транспорт. Наземный, воздушный и вод-ный транспорт. Правила поль-зования транспортом. | Родной город (станица, хутор) Улица, на которой я живу Правила безопасного поведения на улице Виды транспорта Правила поведения в общественном транспорте Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора) Труд людей моей местности | 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих Выполнять правила ули-чного движения в ходе учебных игр Демонстрировать в учеб-ной игре правила поль-зования разными видами транспорта Различать формы пове-дения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах Называть основные дос-топримечательности города, важные сведения из истории родного города Оценивать яркие прояв-ления профессионального мастерства и результаты труда |
Будем жить в ладу с природой (8 ч.) | |||
Природа – это то, что нас ок-ружает, но не создано челове-ком. Природные объекты и предметы, созданные челове-ком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода.) Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и жи-вотным. Растения и животные родного края. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Красная книга России, ее значение, отдельные представители Красной книги. Родной край – частица России. Родной город, край: название, основные достоприме-чательности; музеи, театры. Важные сведения из истории родного края. | Будем жить в ладу с природой Красота природы родного края Растительный и животный мир Забота о братьях наших меньших Красная книга Красно-дарского края Люблю тебя, мой край родной (итоговое заня-тие) | 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч.
1 ч. | Проводить групповые на-блюдения во время эк-скурсии «Времена года в нашем крае» Анализировать народные приметы, связанные с по-годой, проверять их дос-товерность Приводить примеры яв-лений природы Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам Различать растения и жи-вотных, используя инфор-мацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями Характеризовать особен-ности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных Рассказывать о роли рас-тений и животных в природе и жизни людей Различать правильные и неправильные формы по-ведения в природе Подготавливать небольшие сообщения о прошлом родного края, известных людях, обычаях, пра-здников, на основе сведе-ний, полученных во время экскурсий, бесед со стар-шими членами семьи |
2 класс-34 часа
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Земля отцов - моя земля (2 ч.) | |||
Моя малая родина. Государственная символика Краснодарского края: герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна. | Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного го-рода (района) | 1 ч. 1 ч. | Находить на карте России родной регион Исполнять гимн Краснодарского края, родного города. Характеризовать символику Краснодарского края, родного города. |
Природа родного края (14 ч.) | |||
Погода, ее составляющие (тем-пература воздуха, облачность, осадки, ветер.) Лето и его признаки (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений) Наблюдение за погодой своего края. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (условное обозначение равнин и гор на карте). Водоемы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая ха-рактеристика на основе наблю-дений). Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, название и краткая характеристика. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, не-обходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники и парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных красной книги. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | Лето на Кубани Дары лета Формы поверхности земли Водоемы моей местности и их обитатели Растения моей местности Лекарственные растения Ядовитые растения Животный мир моей местности Красная книга Краснодарско-го края Бережное отношение к природе родного края | 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. | Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года. Приводить примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных. Сравнивать и различать диких и домашних животных. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Оценивать влияние на природу современного че-ловека. Характеризовать работу людей по сохранению при-роды. Оценивать личную роль в охране природы. |
Труд и быт жителей Кубани (11 ч.) | |||
Значения труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Профессии людей. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Подготовка растений и животных к зиме. Зима и ее признаки (короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды, особенности жизни птиц и зверей зимой). Погода зимой. Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Семья – самое близкое окружение человека. Семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Культура общения и взаимная ответственность в семье. | Труженики родного края Профессии моих земляков Загадки кубанской зимы Казачья хата Православные праздники Ремёсла на Кубани Быт казаков Уклад кубанской се-мьи | 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. . | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энцик-лопедии, справочники) и обсуждать полученные све-дения. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанным с религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города. Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, про-фессиях членов семьи, занятиях людей в родном го-роде на основе бесед шко-льников с родителями, со старшими родственниками. |
Населенные пункты Краснодарского края (7 ч.) | |||
Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы. Крупные населенные пункты своего населенного пункта и Краснодарского края. Физическая карта Краснодарского края; основные объекты, свой населенный пункт и его улицы. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Весна. Признаки весны (увеличение продолжительности дня, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения.) Погода весной. Важные сведения из истории родного края. События Великой Отечественной войны. Посещение школьного музея. Праздник в жизни народа как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно – нравственных связей между соотечественниками. | Родной город (станица, хутор, село) Кубанская весна Улицы моего населенного пункта Населенные пункты Краснодарского края Краснодар – главный город Краснодарского края События Великой Отечественной войны на Кубани День Победы – всенародный праздник | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Находить на карте России родной регион. Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. Подготавливать небольшие сообщения о исторических событиях на основе дополнительной информации. Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века» (о Великой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.) Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических со-бытий и памятниками истории. Участвовать в праздновании Дня Победы. |
3 класс-34 часа
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Нет в мире краше родины нашей(12 ч.) | |||
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте.) Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (м-ре, река, озеро); использование человеком. Водоемы родного края искусственные и естественные (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Почва, ее состав, значение для живой природы и для жизни человека. Растения и животные, их разнообразие. Растения и животные родного края, названия и краткая характеристика (в прошлом и настоящем). Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов. Разнообразие городов – курортов Краснодарского края. | Рельеф Краснодарского края Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение) Водоемы Краснодарского края Почва, их значение для жизни растений и животных Разнообразие растительного мира в прошлом и настоящем Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань – здравница России Красота окружающего мира Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа) | 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. | Находить на карте России родной регион и его адми-нистративный центр. Сравнивать и различать разные формы земной по-верхности. Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название. Приводить примеры явлений природы. Проводить самостоятельно наблюдения явлений природы. Оценивать результаты своих наблюдений. Различать состав почвы, роль почвы в экосистеме и роль живых организмов в образовании почвы. Характеризовать условия необходимые для жизни растений и животных. Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы. Практическая работа: составлять сообщения о городах – курортах и их здравницах. Подготавливать небольшие сообщения о родине на основе дополнительной информации и обсуждать полученные сведения. |
Без прошлого нет настоящего (10 ч.) | |||
История родного края. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни региона в разные исторические периоды. Важные сведения из истории родного края. Основание городов и станиц с переселением казаков на Кубань. Символика Краснодарского края: герб, гимн, флаг; правила поведения, при прослушивании гимна. | «Лента времени» Древние города Переселение казаков на Кубань Основание городов и станиц С верою в сердце История Кубани в сим волах Добрые соседи Без прошлого нет настоящего (проектная работа) | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. | Практическая работа: с «Лентой времени» (определять последовательность ис-торических событий). Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопе-дии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом региона. Знакомиться с особенностями символики Краснодарского края. Практическая работа: составлять сообщение о прошлом и настоящем региона и обсуждать полученные сведения. |
Казачьему роду – нет переводу (12 ч.) | |||
Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Имена и фамилии выдающихся деятелей культуры на Кубани. Кубань многонациональный регион. Народы, населяющие Краснодарский край, их обычаи и традиции, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. | Твоя родословная Ты и твоё имя Из истории кубанских фамилий При солнышке – тепло, при матери – добро Кто ленится, тот не ценится Кубанские умельцы Народные обычаи и традиции Казачий фольклор Казачьему роду нет переводу (проектная деятельность) | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. | Оценивать степень участия своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи (рода). Практическая работа: подбирать в творчестве народов своего края пословицы и поговорки (фольклор), обычаи и традиции на Кубани. Составлять устные сочинения с использованием сведений о выдающихся деятелей Кубани. Обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям и обычаям, религии. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопе-дии, справочники) и обсуждать полученные сведения о казачьем роде. |
4 класс-34 часа
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Береги землю родимую, как мать любимую (11 ч.) | |||
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы.) Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Родной край – частица России. Родной город (село), регион, край: название, основные достопримечательности. Важные сведения из истории родного края. Личная ответственность человека за сохранность историко-культурного наследия края. | Природные зоны края Заказники и заповедники Использование и охрана водоемов Защита и охрана почв Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование Краснодарский край на карте России Береги землю родимую, как мать любимую (проектная рабо-та) | 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. | Находить на карте изученные природные зоны Характеризовать климат, растительный и животный мир, влияние человека на природу изучаемых природных зон Анализировать примеры ис-пользования человеком богатств природы Оценивать чистоту воды в водоемах. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы Пересказывать и понимать тексты о природе Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых Описывать их применение в хозяйстве человека Находить на карте России родной регион Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. |
Земля отцов – моя земля (15 ч.) | |||
История родного края. Дата основания, возможное происхождение названия и герб административного центра региона. Некоторые яркие и важные события из истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Известные люди края, их роль в истории и культуре. Памятники истории и культуры региона, их охрана. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Охрана памятников истории и культуры. Картины быта, труда, традиции людей в прошлом: положение отдельных групп населения (жилище, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники о обычаи. Уважительное отношение к своему и другим народам, их языкам, традициям, религии. | История Кубани в архитектуре Вещи рассказывают о прошлом Народные ремесла Одежда жителей Кубани Письменные источники Как изучают историю Кубани Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани Устная история родного края Екатеринодар – Краснодар Символика Краснодарского края Земля отцов – моя земля (проектная работа) | 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. | Подготавливать небольшие сообщения о культурных па-мятниках родного края на основе дополнительной информации Наблюдать (в родном крае, городе) исторические памят-ники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия. Подготавливать групповое сообщение об одном из народов Кубани; изготавли-вать (по возможности) модель национального костюма или его элементов. Находить дополнительную информацию о прошлом родного края, известных людях, о обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край (на основе бесед со старшими членами семьи, с помощью дополнительной литературы) Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков. Собирать материал о празд-ничных днях, обычаях родного города, на основе бесед с родными. Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопе-дии, справочники), обсуждать полученные сведения. Объяснять символический смысл основных изображе-ний Государственного флага Краснодарского края, родного города, узнавать его среди других флагов. |
Жизнь дана на добрые дела(8 ч.) | |||
Человек – член общества людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. История Отечества. Счет лет в истории. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Выдающиеся люди. Понятие «честь страны». Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие, как общественно значимая ценность в культуре народов России. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. | Просветители земли кубанской Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей Радетели земли кубанской Ты – наследник земли отцов Жизнь дана на добрые дела (проектная рабо-та) | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. | Практическая работа: сос-тавлять сообщения о героях ВОВ, просветителей кубан-ской земли: тружеников полей и обсуждать полученные сведения. Участвовать в групповой работе по поиску информации и подготовке устного сочинения «О Великой Отечественной войне» (рассказы ветеранов, их вклад в общую победу). Посещение школьного музея, встреча с ветеранами ВОВ. |
VIII. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса по предмету "Кубановедение"
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Прим. |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция | ||
1.1 | Учебные пособия «Кубановедение» 1 - 4 класс | К |
1.2 | Научно-популярные книги (в соответствии с основным содержанием) | П |
1.3 | Справочная литература (справочники, энциклопедии) | П |
1.4 | Методические пособия для учителя | Д |
1.5 | Ратушняк В.Н. «Родная Кубань». ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2009. | Д |
1.6 | Л.Гринь «Природа Краснодарского края»: Учебное пособие по кубановеде-нию для младших школьников - Краснодар. 2012. | Д |
1.7 | А.В.Маслов «Кубанская старина» Жизнь и быт казаков: ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2010 год. | Д |
1.8 | И.Лотышев «Путешествие по родному краю», Краснодар, 2009 год. | Д |
2. Печатные пособия | ||
2.1 | Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых | Д |
2.2 | Географические карты региона, Российской Федерации | Д |
2.3 | Иллюстративный 1-fатериал (альбомы, комплекты открьпок и др.) | Ф |
3. Технические средства: обучения | ||
3.1 | Аудиторная доска с набором приспособлений для закрепления карт и таблиц | Д |
3.2 | Экспозиционный экран | Д |
3.3 | Мультимедийный проектор | Д |
3.4 | Компьютер | Д/Ф |
3.5 | Сканер | Д |
3.6 | Принтер | Д |
3.7 | Ксерокс | Д |
3.8 | Фотокамера цифровая | Д |
3.9 | Видеокамера цифровая (по возможности) | Д |
4. Игры и игрушки | ||
4.1 | Наборы ролевых игр (например, «Семья»), игрушек и конструкторов (например, «Дом», «Одежда», п «Школа» и др . ) | Д |
4.2 | Наборы карандашей, красок, бумаги для рисования, ножницы, клей | К |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 4 от 26 августа 2015 года № 1 ___________ Степко Е.Г. подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Елисеева О.М. подпись Ф.И.О. 26 августа 2015 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кубановедению для 1-4 классов (Краснодарский край)
Рабочая программа курса «Кубановедение» разработана на основе авторской программы по кубановедению для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края (авторы-составители: Е.Н. Ер...
Рабочая программа по кубановедению для 1-4 классов
Рабочая программа для учителей, работающих по УМК "Школа России"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год
ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
Рабочая программа по математике для 1-4 классов, 2016. Школа России.
Рабочая программа по математике для обучающихся 1-4 классов, которая содержит 3 пункта:1. планируемые результаты освоения учебного предмета;2. содержание учебного предмета;3. тематическое планирование...
Рабочая программа по физической культуре 1-4 классы 2016-2017 г.
Рабочая программа составлена на основе с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, примерной программо...
Рабочая программа по кубановедению для учащихся 2 класса.
Рабочая программа по кубановедению составлена на основе авторской Программы по курсу «Кубановедение»: 1-4 кл. /Под ред.Е.Н.Еременко,Н. М. Зыгиной, ...