Экологическое воспитание школьников на уроках музыки.
методическая разработка на тему
Рассмотрение различных форм работы по привитию любви к природе и её защите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 31.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Первый вопрос: как связать эти два широких понятия, ведь экология это наука, а музыка это один из видов искусств? Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство.
Экология (от οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) наука, изучающая взаимоотношение человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. (Наука это достаточно молода, и ее название появилось в 1866 г.)
Искусство - это художественная модель мира, созданная человеком путем творчества.
Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком отвлеченных понятий, искусство же говорит языком образов, которые наглядно показывают и выявляют существенный характер тех или иных явлений многогранного и многокрасочного мира. Но и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Но только Искусство – это чувственное познание мира, а наука – эмпирическое ( т. е. познание по средствам опыта, наблюдения, научного обобщения) познание.
Таким образом Искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.
Второй вопрос – каковы проблемы экологии, и как может музыка помочь решать эти проблемы?
Прежде всего, надо сказать, что наука экология достаточно молода. И возникла она в период, когда человеческая цивилизация подошла к черте самоуничтожения, и осознала что мир, в котором живет человек, не так уж велик и бесконечен, что земля наш общий дом, отсюда и греческий корень в названии – экос – дом.
Но чем же музыка может помочь решить проблемы экологии, ведь музыка – это один из самых загадочных и абстрактных видов искусств?
Ответ сразу же напрашивается – мы будем с помощью музыки воспитывать в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. И для этого будем использовать лучшие образцы музыкального творчества русских и зарубежных композиторов, а так же фольклор. Но ведь музыка Вивальди, Баха, Моцарта написана в 18.в., Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков жили и отворили в 19 в., народное творчество существует тысячелетиями, и не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души, однако человечество все же подошло к экологической катастрофе.
В последние годы вопросы экологического воспитания волнуют общество все больше. Однако в школе по- прежнему отсутствует такой предмет, как экология. Поэтому каждый учитель на своих уроках пытается сформировать основы экологической грамотности. Не является исключением и урок музыки, который помогает решить следующие задачи экологической направленности:
- обогащать представления детей о многообразии явлений в природе;
- воспитывать осознанно бережное отношение к природным богатствам;
- развивать чувственное восприятие красоты окружающего мира и эмоциональную отзывчивость;
Для решения этих задач используются различные формы музыкально – экологического воспитания:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ДОСУГ | ПРАЗДНИКИ |
Тематические уроки интегрированные занятия, сюжетно-ролевые игры | Конкурсы, театрализации, посиделки | Сезонные, КВН. |
Школьный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе к окружающему миру. Именно в это время ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Опыт показывает, что уже в начальной школе дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме. Если педагог сам бережно относится к природе, четко продумывает структуру урока, эмоционально отзывчив, то он сможет передать эти чувства своим воспитанникам.
На уроках экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание,
пение,
музыкально – ритмические движения,
музыкальные игры.
Слушание музыки (носит сезонный характер):
Начиная с сентября месяца весь репертуар посвящён осени, осенним природным явлениям. В это время главной задачей является обучение ребенка умению видеть красоту окружающего мира, поэтому в каждом классе в соответствии с возрастом рассматривается тема: «Музыкальный пейзаж» или «Картины, которые звучат». "Музыкальный пейзаж" имеет многовековую историю развития. Его корни уходят в эпоху Возрождения. Тема слушания заключена уже в теме урока: «Посмотри, как хорош, край , в котором ты живешь..», «Лесные музыканты», «Музыка утра»…. . На уроках музыки слушание преобладает в различных вариантах:
- слушание – наблюдение, в ходе которого дети сравнивают пейзажи, увиденные на фотографиях, рисунках, картинах , с прозвучавшими мелодиями;
- слушание – рассказ , в ходе которого дети делятся своими эмоциями, фантазиями, навеянными автором произведения;
- слушание – рисование, заканчивающееся изображением своих эмоций на листе бумаги;
- поэтическое слушание, заключающееся в подборе литературного материала к прослушанным отрывкам.
Девиз всех этих уроков: «Почувствуй край свой сердцем». Для слушания выбираются как эталоны инструментальной музыки, такие как: П.И. Чайковский «Времена года», Вивальди с аналогичным циклом, Глинка «Жаворонок», Дебюсси «Лунный свет», так и вокальной (Юрий Антонов «Не рвите цветы», Пахмутова «Раненая птица»)
Слушание музыки П. Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник”, “Жаворонок” вызывают эстетическое переживание весеннего пробуждения природы. Русская народная песня “Во поле береза стояла” формирует бережное отношение к деревьям, лесу. Слушание пьес “Полет шмеля” муз. Римского-Корсакова и “Танец бабочек” муз. Красева напоминает детям о лете. Пьесы “Котик заболел” и “Котик выздоровел” муз. Гречанинова прививают любовь к животным, способность к состраданию.
Постепенно задания усложняются, ученики уже не слушают отрывки , подобранные учителем, а сами обогащают музыкальную палитру , опираясь на собственные знания музыкальных произведений. Учащиеся начальной школы подбирают отрывки к собственным рисункам, а старшеклассники объединяют рисунки и фотографии в клипы, накладывая музыку подходящего характера, подбирают названия. Например: «Грустная песня Земли» (используя материалы о загрязнении окружающей среды), «Весенняя мелодия подмосковной страны» .
Наиболее сложным является слушание, заканчивающееся исполнением песен, ещё более высокая ступень- это исполнение мелодий , с элементами сочинительства. Например: в 1 классе часто используется попевка «Чебурашка с крокодилом», если связать её с экологическим воспитанием , то возможен вариант «Чебурашка с крокодилом на прогулку в лес пошли»…. Историю о том, что они увидели ,дети продолжают сами в зависимости от того, в каком ладу должна быть написана их мелодия. (мажор – мелодия веселая, жизнерадостная , они увидели красоту леса; а если минор , то их текст должен передавать грустную картину увиденного, сотворенного человеком в ходе общения с природой. ) «Чебурашка с крокодилом на прогулку в лес пошли и огромную корзину там грибов нашли» - «Чебурашка с крокодилом на прогулку в лес пошли , гору мусора и грязи, к сожалению, нашли».
Фольклорные произведения тоже соотносимы с темой экологического воспитания. Достаточно вспомнить такие песни, как: «Во поле береза стояла», «На горе то калина»…… , поэтому ребята с удовольствием берутся за сочинение частушек (обычно тему для частушки выбирают сами, отрывая лепесток цветика – семицветика, всегда присутствует лепесток оранжевого цвета, на котором написано об охране природы).
Вот что получилось у наших третьеклассников:
«Мать –природу береги, С детских лет её люби Ты её не загрязняй, А чем можешь помогай.» | «Чтобы не было мне скучно, Буду песни распевать. Экологией займусь я, Стану землю охранять» |
К третьему классу возрастает запас знаний по музыке, творческий потенциал, поэтому предлагаю ребятам включить в работу фрагменты песен собственного сочинения. Например, когда провожу праздник «День рождения Земли», ребята с удовольствием распевают: «Просыпайтесь , леса и поля, пробуждайся планета Земля, жди гостей ты на свой День рожденья, от друзей принимай поздравленья». Предлагаю им стать гостями и решить, какой подарок могут сделать планете они и чем этот подарок может быть полезен. Они с энтузиазмом готовят подарки , а затем, сочинив мелодии, красиво поют.
В этом году с моими первоклассниками я поставила мюзикл «Маленькой елочке страшно уж зимой». Интересен он был тем, что ребята сами высказывали предположения , какие опасности подстерегают елочку в лесу. На уроке окружающего мира выяснили, с кем дружит ель и кто ей может помочь, каким образом. (фактически они сами написали сюжет и выбрали главных героев , сражающихся с хулиганами Петровым и Васечкиным, пришедшими рубить елку перед Новым Годом.
Служит домом ель животным,
Кормит жителей лесных:
Может спрятать в непогоду,
Даже вылечить больных.
Если каждый ель возьмет
К празднику на Новый год,
То придут такие дни —
В лесу будут только пни.
Кульминацией стала финальная песня. (На мотив «Птица счастья».)
На планете нашей голубой
Есть то место, где живем с тобой,
Родина моя — подмосковная земля
Будем мы беречь тебя.
Невозможно представить уроки музыки без музыкально – ритмических зарисовок и игр. «Танец осенних листочков», «Жалоба раненого котенка», «полька голодных воробьев»….
Перечислять можно до бесконечности, но ясно одно, что если ребёнок пережил боль другого живого существа, вжился в образ того или иного героя, то в жизни ему не придет в голову , обидеть наших братьев меньших. Начинать с пластического этюда было бы неправильно, потому что дети не всегда могут выразить в движении свои чувства, в связи с этим предлагаю начинать работу с игрушками из кукольного театра. Можно предложить такое задание : исполни песню веселого зайки «Ах, как сладко жить на свете» или грустного «Ой, как грустно жить на свете». Такое упражнение позволяет «вжиться» в образ героя и передать его состояние не только интонационно, но и в движении.
Все ученики очень любят, когда я провожу конкурсы исполнительского мастерства: одни любят смотреть и критиковать, другие – активно участвовать. Эти состязания бывают 2 видов: исполнение произведений известных авторов ( тогда участники конкурса заранее готовятся дома), сочинение и исполнение мелодий на стихи , полученные от учителя.
В этом учебном году уже прошел конкурс «Большой мир глазами маленьких существ», «Как прекрасен этот мир».
На уроках музыки можно проводить и экологические проекты. Так мной был проведен музыкально – экологический проект «Маленький принц». Идею навеяла мне нелюбовь детей к одноименной песне, я стала думать, как разнообразить работу над ней, как помочь увидеть смысл, заложенный в этой песне. Работа велась по группам: сначала каждая группа приняла и доложила о «сигналах» бедствия , полученных от растений и животных, из интернета, затем наметили пути решения этих проблем – каждый ребенок придумал себе свою планету и нашел её границы (садовая дорожка на даче, уголок четвероногого друга в квартире, подоконник в своей комнате). Внутри группы ребята тоже поделились, выбрав себе одну, из следующих ролей: исследователь, наблюдатель, художник, психолог, поэт. Каждый по своему профилю думал, как спасти планету и почему её нужно спасать.
Уж 21 век идет,
Шагает по планете,
Но череда экопроблем
Растет и крепнет в свете.
(За последние 60 лет с лица земли исчезли : 77 видов зверей, 85 видов растений).
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
- КВН . «Картины природы в музыке»
- Выставка рисунков «Цвети земля»
- Конкурс песни «Я люблю эту землю!»
- Музыкально – литературная композиция «Спасем шар земной, дети!»
- Конкурс танцев импровизаций «Белоснежка собирает друзей»
- Итоговое мероприятие «День рождения Земли»
Музыкальные праздники («Осенины», «В гостях у госпожи Метелицы», проводимые в рамках уроков-концертов, не только способствуют обобщению и систематизации материала, но и формируют положительное отношение к окружающему миру. Их девиз: «Мало не делать зла, надо творить добро!»
Использование музыки на уроках по экологическому воспитанию приводят к замечательным результатам. Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей школьного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным. Музыка оказывает большое влияние на чувства детей: учит любить, ценить, страдать. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания, ибо Ушинский сказал : «Природа и музыка – два великих учителя, позволяющих за короткое время , но на долгие годы , воспитать гуманистов.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки
Сегодня чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших сред...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки является воспитание патриотизма. В программе по музыке под руковод...
Презентация "Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки"
Презентация к статье " Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки"....
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Нравственно-патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором школа является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравств...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Работа проводилась в рамках Федеральной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «...
Статья "ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ", 2016,сборник статей ОмГПУ
В статье рассматриваются возможности применения новой формы обучения: квест - технологии в патриотическом воспитании младших школьников на уроках музыки....
Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»
В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...