Работа с наглядностью на уроках ОРКСЭ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Работа с наглядностью на уроках ОРКСЭ
План:
1. Работа с иллюстрацией
2. Работа с видеофрагментами на уроках
3. Вывод
4. Вопросы
«Учебная картина – параграф учебника, написанный кистью»
(В. Н. Бернадский)
«Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добытое многими годами жизни»
(В. М. Гаршин)
«Дитя мыслит образами, звуками, красками»
(К. Д. Ушинский)
Иллюстрация – это произведение изобразительного искусства, предназначенное для восприятия в единстве с текстом. Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.
Работа с иллюстрациями – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.
Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен, но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала, выражая, дополняя, а порой и обогащая его. Художники разных эпох зачастую по-разному интерпретируют одно и то же жизненное (или мифологическое) явление, в иллюстрациях всегда присутствует индивидуальное отношение художника к сюжету, героям и их поступкам.
Дидактические функции учебных иллюстраций:
- Иллюстрация может работать как пояснение текста;
- Она может заменить основной текст, самостоятельно раскрывать содержание учебного материала;
- Призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами;
- Может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы, явления.
Задачи, которые позволяют решить иллюстрации:
- Развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
- Понимать и запоминать теоретические сведения;
- Раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
- Раскрывают содержание текста;
- Усиливают познавательные и воспитательные функции текста;
Требования к иллюстрациям в учебнике:
- информационная насыщенность;
- подписи к иллюстрациям должны выполнять информационную и дидактическую функции;
- иллюстрации должны быть объектом целенаправленного рассмотрения, анализа, что предполагает специальные вопросы и задания к ним (рядом с ними или в конце параграфа).
Аспекты художественного восприятия ребенка:
- Условия, при которых создается ситуация общения с искусством;
- Спонтанность восприятия, одновременность, совместность реакций собеседников;
- Информативность;
- Фасцинация (очарование партнера).
Возможные виды деятельности при работе с картиной на уроке:
1. Краткая справка о художнике и его картине.
2. Составление комментария к картине (выявление общей темы, описание эмоционального настроя, анализ композиции, сюжета, колорита картины), выявление специфических приемов, характерных для живописи.
3. Письменная работа (мини-сочинение) с целью сопоставления живописных полотен, посвященных одному сюжету.
Примерные вопросы и задания для работы с иллюстрациями:
∙ Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования? Озаглавьте иллюстрации.
∙ Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?
∙ Сопоставьте иллюстрации разных художников к одному сюжету. Что их объединяет? Что в них различно? Как изображены действующие лица? Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее точно передает настроение эпизода? Обоснуйте свой ответ.
Работа с видеофрагментом в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Знакомство с киноэкранизациями создает новую учебную ситуацию. Главной целью таких уроков является углубление представления о специфике кинематографического и мультипликационного искусства и формирование навыка интерпретации легенды, жития, этической нормы. Движущаяся озвученная картинка — кинокадр — непосредственно создает готовые зрительно-словесные образы, передает события в экранном действии. Это дает возможность развитию у школьников навыков анализа, сравнения, сопоставления.
Работа с видеофрагментом в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» создает новую учебную ситуацию. Главной целью таких уроков является углубление представления о специфике кинематографического и мультипликационного искусства и формирование навыка интерпретации легенды, жития, этической нормы. Движущаяся озвученная картинка — кинокадр — непосредственно создает готовые зрительно-словесные образы, передает события в экранном действии. Это дает возможность развитию у школьников навыков анализа, сравнения, сопоставления.
Просмотр фрагмента фильма в учебных целях предполагает решение комплекса задач:
- обогащение впечатлений о явлении;
- развитие образного мышления;
- формирование и развитие восприятия образа в сопоставлении с кинообразом;
- соотнесение своего опыта с режиссерской точкой зрения;
- формирование умения интерпретировать режиссерский замысел и оценивать его воплощение, анализировать образ, созданный актером;
- развитие речи учащихся в процессе обсуждения;
- формирование эстетического вкуса.
Если в основе постановки фильма лежит художественное произведение, религиозная литература, то при работе с фрагментом фильма следует учить понимать общее и различное в двух видах искусства, обращать внимание учащихся на специфические кинематографические приёмы, на потери и приобретения при экранизации.
В основе сопоставительного анализа кинотекста и литературного источника лежат:
- приемы монтажа, свойственные природе обоих видов искусства;
- знакомство с художественными принципами кинематографа;
- умение использовать приемы анализа и синтеза с целью интерпретации обоих источников (литературный текст и экранизация);
- опора на принципы «медленного чтения»;
- использование знаний и умений, полученных при изучении литературы для самостоятельной оценки произведений кинематографического искусства.
Наиболее актуальными можно назвать следующие ракурсы анализа экранизации:
- символические детали, выделенные режиссером;
- логика подбора типажей на ту или иную роль;
- актерская интерпретация характера (манера произнесения реплик и монологов, мимика, жест, паузы и др.)
- разработка мизансцен;
- работа режиссера по созданию у зрителя определенного настроения (звуковой фон, световое и цветовое решение и другие приемы).
Таким образом, включение в материал урока по основам религиозных культур и светской этики наглядность, тематически близкая изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает их впечатления от произведений искусства, создает дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий.
Вопросы:
1. Объясни понятие «Иллюстрация».
2. Какие задачи решаются при использовании иллюстрации?
3. Чему содействует наглядность, включенная в материал урока по основам религиозных культур и светской этики?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы с иконой на уроках ОРКСЭ
Методика работы с иллюстративным материалом в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры», учебник Кураева А. В....
Методика работы с притчей на уроках ОРКСЭ
Методика работы с текстами различного содержания, используемых в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ....
Работа с текстом на уроках ОРКСЭ
Использование активных форм и методов работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Выступление на районном семинаре учителей ОРКСЭ....
Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ
Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ...
Фрагмент урока по работе с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ
В данном метериале представлен фрагмент урока по работе с иллюстрацией "Чудотворные иконы Божьей матери"...
Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс
Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....
Работа с наглядностью на уроках ОРКСЭ
Информация о работе с наглядностью на уроках ОРКСЭ...